Мусульманки Кавказа
Семьдесят вопросов, связанных с постом C4ba6e2e33d4
Данный форум предназначен ТОЛЬКО для сестёр-мусульманок и тем, кто интересуется исламом!
Добро пожаловать!
Просьба к братьям:
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА И НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ НА ЭТОМ ФОРУМЕ
Напоминание сёстрам: зарегистрировавшись на данном форуме, вы заключили соглашение на выполнение правил форума. СОБЛЮДАЙТЕ ИХ!

баракаЛЛаху фикум!
Мусульманки Кавказа
Семьдесят вопросов, связанных с постом C4ba6e2e33d4
Данный форум предназначен ТОЛЬКО для сестёр-мусульманок и тем, кто интересуется исламом!
Добро пожаловать!
Просьба к братьям:
БОЙТЕСЬ АЛЛАХА И НЕ РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ НА ЭТОМ ФОРУМЕ
Напоминание сёстрам: зарегистрировавшись на данном форуме, вы заключили соглашение на выполнение правил форума. СОБЛЮДАЙТЕ ИХ!

баракаЛЛаху фикум!
Мусульманки Кавказа
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.



 
ПорталФорумГалереяПоискПоследние изображенияРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Семьдесят вопросов, связанных с постом

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
уммМарьям
Администратор
Администратор
уммМарьям

Сообщения : 18486
Я здесь с : 2010-01-27
Возраст : 39
Откуда : Дагестан (EU)
Работа/Хобби : .

Семьдесят вопросов, связанных с постом Empty
СообщениеТема: Семьдесят вопросов, связанных с постом   Семьдесят вопросов, связанных с постом Icon_minitimeПт 20 Июл 2012 - 23:37

Семьдесят вопросов, связанных с постом 23164
Семьдесят вопросов, связанных с постом Ramadan2011_a-300x225

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Слава Аллаху, Которого мы восхваляем, просим у Него помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и дурных поступков. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Всевышний вверг в заблуждение, того никто не поведёт прямым путём. Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и я свидетельствую, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) Его раб и посланник.

Всевышний Аллах даровал Своим рабам такие периоды времени, в которые увеличиваются благодеяния, стираются прегрешения, возвеличиваются степени верующих, а их души устремляются к своему Владыке. Поистине, преуспел тот, кто очистил свою душу, и понёс урон тот, кто опорочил её.

Всевышний Аллах создал людей для того, чтобы они поклонялись Ему, Господь сказал в Священном Коране:«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».[1] Одним из великих видов поклонения является пост, который Аллах вменил в обязанность Своим рабам. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может вы будете богобоязненны».[2] Аллах побуждает людей поститься: «Но вам лучше поститься, если бы вы только знали».[3] Кроме того, Всевышний указал, что верующие обязаны благодарить Его за предписание этого поста: «Возвеличивайте же Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны».[4]

Всевышний Аллах облегчил пост своим рабам, привив им любовь к нему, дабы им не было тяжело воздерживаться от привычных вещей. Аллах сказал: «Вам предписан пост считанное количество дней».[5] При этом Всевышний смилостивился над верующими, отстранив их от затруднения и вреда. «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».[6]

Таким образом, не является странным, что в месяц Рамадан сердца верующих обращаются к своему Господу, страшась Его и желая награды и великого успеха от Него.

Пост занимает важное положение среди поклонений, поэтому необходимо ознакомиться с вопросами, связанными с месяцем поста. Каждый мусульманин должен знать, что является для него обязательным, дабы он совершал его, и должен знать, что является для него запретным, дабы отстраняться от этого, и что является разрешенным, дабы не создавать трудности самому себе, отказываясь от него.

Этот небольшой труд, который был написан мною, включает в себя краткое изложение религиозных положений, этикета и желательных действий поста. Я надеюсь, что Аллах даст пользы мне и моим братьям-мусульманам.

Хвала Аллаху, Господу миров!


1. Определение поста.
Арабское слово «ас-саум» (الصوم), которое обычно переводят как «пост», в языковой основе означает «воздержание». Что касается религиозного значения этого слова, то оно означает «воздержание, сопровождаемое соответствующим намерением, от того, что делает пост недействительным, с момента появления утреннего рассвета до заката солнца».


2. Религиозный статус (хукм) поста.
Все мусульмане единогласны в том, что пост в месяц Рамадан является обязательным (фард). Приведём доказательства на обязательность поста:

Во-первых, из Священного Корана. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может вы будете богобоязненны». [sup][7][/sup]

Во-вторых, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа, соблюдении поста в Рамадане».[8]

Кроме того, кто нарушил пост без причины, тот совершил великий грех, как об этом сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха), рассказывая свой сон: «…И когда я достиг вершины горы, то услышал громкие голоса. Я спросил: “Что это за голоса?” Они (двое, которые пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха)) сказали: “Это вой обитателей ада”. Затем мы пошли дальше, пока не дошли до людей, подвешенных за поджилки с разорванными ртами, с которых текла кровь. Я спросил: “Кто это?” Они сказали: “Это те, которые прерывали свои посты до разрешенного для этого времени (то есть: прерывали свои посты до времени разговения)”».[9]

Аль-Хафиз Аз-Захаби (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Верующие единогласны в том, что тот, кто оставит пост в месяц Рамадан без причины, хуже, чем прелюбодей и пьяница! Кроме того, они сомневаются в правильности его Ислама и думают, что он впал в ересь и неверие».


3. Достоинства поста.
Приведём достоверные хадисы (изречения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)), указывающие на великое достоинство поста:

1. Всевышний Аллах обособил пост, сказав, что он совершается только для Него, и Он (Свят Он и Велик) воздаст за это поклонение, многократно увеличив вознаграждение постящегося. В хадисе сказано: «Кроме поста, совершаемого ради Меня[10], и Я воздам ему за него».[11]

2. Нет ничего равного посту.[12]

3. Мольба постящегося не отвергается. [13]

4. У постящегося две радости: он радуется при разговении и радуется своему посту при встрече со своим Господом. [14]

5. Пост заступается за раба в Судный День, говоря: «О Господь! Я удерживал его от еды и страстей в течение дня, разреши мне заступиться за него».[15]


6. «Запах, исходящий изо рта постящегося, приятнее для Аллаха, чем благоухание миска (благовония)». [16]


7. «Пост – это щит и неприступная крепость, защищающая от огня». [17]


8. «Кто постился день на пути Аллаха, Аллах за этот день отдалит его лицо от огня на расстояние семидесяти лет». [18]


9. «Кто постился день, желая Лика Аллаха (ради Аллаха), и умер во время поста, тот войдёт в Рай».[19]


10. «Воистину, в Раю есть дверь, которую называют ар-Райян. Войдут в неё постящиеся, и не войдёт в неё никто кроме них. И когда они зайдут, она будет закрыта, и никто больше не зайдет в неё». [20]

Что касается поста в месяц Рамадан, то он является одним из столпов Ислама. В этот благословенный месяц был ниспослан Священный Коран, в нём есть ночь, которая лучше, чем тысяча месяцев. Кроме того, есть множество других превосходств поста в этот благословенный месяц, перечислим некоторые из них:

1. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по поводу Рамадана сказал: «Когда наступает Рамадан, распахиваются врата Рая, запираются врата Ада, а дьяволов заковывают в оковы».[21]

2. Пост в месяце Рамадан приравнивается к десяти месяцам.[22]

3. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет поститься в Рамадане с верой и надеждой, тому будут прощены его прошлые грехи».[23]


4. «При каждом разговении Аллах (Могуч Он и Велик) освобождает Свих рабов от огня». [24]



4. Пользы поста.
Соблюдение поста имеет множество польз и мудростей, которые, в конечном счёте, возвращаются к богобоязненности, о которой упомянул Всевышний Аллах, сказав: «быть может вы будете богобоязненны».А именно, если человек, отказывается от разрешённых вещей, желая довольства Всевышнего Аллаха и страшась Его наказания, тем более откажется от запретного, подчиняясь повелению Господа.

Кроме того, чувство голода у человека парализует потребность в удовлетворении других желаний. Поэтому если он насытится, появляется желание в удовлетворении прихотей языка, глаз, рук и половых органов. Таким образом, постящийся одолевает шайтана (сатану), умеряет свою страсть и оберегает свои органы от запретных поступков.

Также постящийся, вкусивший тяготы голода, начинает понимать положение нищих, поэтому он проявляет милосердие по отношению к ним и раздаёт им то, что удовлетворит их потребности, ведь испытавший голод на своей шкуре не сравним с наслышавшимся об этом.

Пост воспитывает в человеке желание отстраниться от страстей и отдалиться от грехов, так как постящийся одолевает естественные желания и удерживает себя от обычных вещей.

Пост приучает человека к пунктуальности и порядку.

В соблюдении поста проявляется принцип единства мусульман, ведь все они постятся в течение одного и того же месяца.

В течение благословенного месяца Рамадан сердца верующих тянутся к мечетям, некоторые люди приходят в них в первый раз, некоторые долгое время не входили в дома Аллаха, поэтому это является прекрасным шансом для имамов мечетей проводить проповеди и уроки. Однако при этом не нужно им забывать о самих себе, дабы они не стали похожими на фитиль, который сжигая самого себя, светит для людей.


5. Правила поведения, связанные с постом.
Некоторые из этих правил могут быть обязательными, а некоторые желательными, перечислим их ниже:

1. Стремление совершить сухур[25] и желательность откладывать его незадолго до появления утреннего рассвета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать».[26] Сухур является благословенным. Кроме того, тем самым мусульмане разнятся с людьми Писания. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как прекрасны для верующего финики на сухур!».[27]


2. Торопиться с ифтаром.[28] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут торопиться с разговением».[29]Также будет лучше, если постящийся будет разговляться тем, о чём сообщается в хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах), который сказал:«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разговлялся свежими финиками перед тем, как совершить магриб-намаз (вечернюю молитву), а если не было свежих фиников, то разговлялся сушеными финиками, если и их не было, то пил несколько глотков воды».[30] Сразу же после ифтара желательно произнести то, что сообщается в хадисе Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершив ифтар (разговение), говорил:

« ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ »


“Жажда ушла, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху”.[31]

3. Отстранение от всего греховного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного…».[32] Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».[33]

Таким образом, постящемуся следует отстраняться от всего запретного: от сплетен, непристойностей, лжи и т.д., ведь эти дурные поступки могут уничтожить всё вознаграждение, полученное за соблюдение поста. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Возможно, некоторым постящимся помимо голода от своего поста ничего не достанется».[34]

4. Отстранение от того, что уничтожает добрые дела и приводит к греху. В качестве примеров можно привести времяпровождение за просмотром телепередач и сериалов, фильмов и спортивных соревнований; бесполезные посиделки и скитания по улицам с дурными людьми, которые губят своё время. Всё это привело к тому, что месяц ночных молитв, поминания Аллаха и поклонения превратился у многих людей в месяц сна в дневное время суток, дабы не чувствовать голод, что привело к просыпанию дневных намазов и коллективных молитв в мечетях. А ночью эти люди погружаются в забавы и страсти. Есть такие, которые встречают этот благословенный месяц с досадой, что пропускают многие свои наслаждения. Есть и такие, которые уезжают из мусульманских стран в страны неверующих, дабы насладиться своими каникулами и отпусками.

Дело доходит до того, что даже в мечетях, в том числе и в Заповедной мечети в Мекке, происходят порицаемые поступки, как например, в дома Аллаха приходят женщины, накрашенные и умощенные благовониями, привлекая тем самым внимание чужих мужчин.

Некоторые люди, которые на самом деле не нуждаются, превращают месяц Рамадан в сезон попрошайничества.

Некоторые забавляются по ночам благословенного месяца пиротехникой, тем самым, подвергая себя и других опасности.

Некоторые отвлекаются от Рамадана коммерческими операциями и скитанием по торговым точкам.

Некоторые женщины проводят своё свободное время в Рамадане в поисках новой моды, отвлекаясь от поклонения пошивом новой одежды.

В последние десять дней Рамадана торговые лавки пополняются новыми товарами и последними моделями, тем самым, отвлекая мусульман от зарабатывания вознаграждений и наград Всевышнего Аллаха.

5. Отстранение от криков и шумихи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): “Поистине, я пощусь!”».[35] Произношение слов: “Поистине, я пощусь!” первый раз будет напоминанием самому себе, а второй раз – напоминанием сопернику.


6. Следует отстраняться от переедания. В хадисе сказано: «Худшим сосудом, наполняемым человеком, является его желудок».[36] В пословице говорится: «Разумный ест для того, чтобы жить, а не живёт для того, чтобы есть». Не нужно готовить в этот благословенный месяц изощрённые блюда, проводя драгоценное время на кухне и расходуя средства, значительно превышающие расходы в обычные дни. Не следует вредить своему здоровью, переедая во время сухура и ифтара, так что из-за этого некоторые не могут совершать ночные намазы, а если и могут, то совершают их лениво.
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибрил, мир ему. Во время Рамадана он встречался с ним каждую ночь, повторяя с ним Коран, и, поистине, (в эти дни) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был более щедр на всё благое, чем вольный ветер».[37]


7. Необходимо проявлять щедрость, давая знания, раздавая милостыни, и быть великодушными по отношению к людям. Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

Соблюдение поста и кормление бедняков является одной из причин входа в Рай. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в Раю есть комнаты, изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри них, Всевышний Аллах уготовил их для тех, кто кормил бедняков, был мягким в общении, соблюдал пост и в то время, когда люди спали, совершал ночные молитвы».[38]

В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто накормит постящегося во время разговения, получит такое же вознаграждение, как и этот постящийся, при этом его (постящегося) награда ни насколько не убавится».[39] Ибн Таймия (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Накормить постящегося во время разговения в этом хадисе означает накормить его досыта». [40] Некоторые праведные предшественники, такие как Абдулла ибн Умар, Малик ибн Динар, Ахмад ибн Ханбаль и другие (да одарит их Аллах Своей милостью) давали предпочтение бедным, кормя их во время ифтара. Так, например, Абдулла ибн Умар разговлялся только с сиротами и нищими.

8. Необходимо в Рамадане иметь настрой для совершения поклонения. Мусульманин должен поспешить искренне покаяться перед Всевышним, радоваться наступлению благословенного месяца Рамадан, безупречно соблюдать пост, проявлять смиренность во время совершения ночных молитв, не должен проявлять вялости в первые двадцать дней месяца. Постящемуся следует проводить последние десять ночей Рамадана в поклонении, дабы застать ночь Предопределения, необходимо стараться многократно перечитывать Священный Коран, размышляя над его аятами. Не нужно также забывать, что умра (малое паломничество в Мекку) в Рамадане равна хаджу (большому паломничеству), вознаграждения за милостыни возрастают, а уединение в мечетях (и’тикяф) в Рамадане становится более утвердительным.

Нет ничего плохого, если мусульмане поздравляют друг друга с наступлением месяца Рамадан. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщал радостную весть своим сподвижникам о наступлении благословенного месяца, поощряя их уделять достойное внимание ему. Сообщается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наступил благословенный месяц Рамадан, Аллах (Могуч Он и Велик) предписал вам поститься в нём. В этот месяц открываются небесные врата, закрываются двери ада, надеваются оковы на мятежных дьяволов. В этом месяце есть ночь, которая лучше, чем тысяче месяцев, кто пропустил её блага, тот лишился (блага)». [41]




Некоторые положения, связанные с постом:

6. Виды поста, которые необходимо соблюдать непрерывно.
Необходимо непрерывно соблюдать следующие виды поста:


  • Пост в месяц Рамадан. Необходимо поститься весь месяц за исключением прерывания по причине (болезни или пути).
  • Пост, который соблюдается в качестве искупления за неумышленное убийство. Необходимо поститься два месяца подряд.
  • Пост, который соблюдается в качестве искупления за «зыхар»[42]. Необходимо поститься два месяца подряд.
  • Пост, который соблюдается в качестве искупления за половую близость в дневное время суток месяца Рамадан. Необходимо поститься два месяца подряд.
  • Пост того, кто дал себе обет, что будет непрерывно поститься в течение какого-нибудь времени. Должен поститься подряд те дни, которые определил в своём обете.

Виды поста, в которых не нужно соблюдать непрерывность, а можно поститься в разные дни:


  • Возмещение поста месяца Рамадан, который он пропустил по уважительной причине. Может возместить в любое время в течение года до следующего Рамадана.
  • Десять дней поста для того, у кого не было возможности принести в жертву животное во время хаджа. (В соответствии с мнением большинства учёных).
  • Пост, который соблюдается в качестве искупления за нарушенную клятву. (В соответствии с мнением большинства учёных).
  • Пост, который соблюдается в качестве искупления за совершение запрещенных действий в состоянии ихрама во время хаджа. (В соответствии с предпочтительным мнением учёных).
  • Пост того, кто дал себе обет, что будет поститься, при этом не обусловил в своём обете, что будет поститься непрерывно.




7. Добровольный пост.
Добровольный пост восполняет недостатки обязательных постов. Среди добровольных постов, о которых сообщается в достоверной Сунне, можно перечислить следующие: пост Ашура (10-ый день месяца Мухаррама), пост Арафа (9-ый день месяца Зуль-Хиджа), три дня в середине каждого месяца, пост по понедельникам и четвергам, шесть дней месяца Шаваль, соблюдение поста многих дней месяцев Мухаррам и Ша’бан.


8. Дни, в которые нельзя поститься.

  • Нельзя выделять пятницу для поста. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не выделяйте пятницу для поста среди прочих дней, кроме как если этот день (пятница) не совпадёт с постом одного из вас». [43] Также сообщается со слов Джувайрийи бинт аль-Харис (да будет доволен ею Аллах) что однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл к ней в пятницу, когда она постилась, и спросил её: «Постилась ли ты вчера?» Она сказала: «Нет». Он спросил: «Намереваешься ли ты поститься завтра?» Она сказала: «Нет», (после чего) он велел: «Тогда прекращай пост».[44]
  • Также существует запрет на выделение субботы для поста. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не поститесь в субботу, если только Аллах не вменил вам в обязанность».[45] (т.е. пост в субботу совпал с обязательным постом).
  • Постоянный, непрерывный пост в течение всей жизни.
  • «Уисаль» – непрерывный пост в течение нескольких дней без разговения.
  • Запрещается поститься в два праздничных дня (праздник разговения и праздник жертвоприношения), а также в дни ташрика, а именно одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое числа месяца Зуль-Хиджа, т.к. это дни еды, питья и поминания Аллаха. Однако разрешается поститься в дни ташрика в долине Мина тем, кто не смог принести в жертву животное.


9. Определение наступления месяца Рамадан.
Наступление месяца Рамадан определяется либо появлением молодого месяца, либо по расчету тридцати дней для предыдущего месяца Ша’бан. Поэтому, если кто-то увидел молодой месяц или же ему сообщил человек, внушающий доверие, что месяц наступил, то он должен поститься.

Что касается определения появления молодого месяца с помощью математических и астрономических расчётов, то это является нововедением в религии (бидаат), т.к. есть хадис, явно указывающий на то, как определяется наступление месяца: «Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова». Также, если совершеннолетний, разумный мусульманин, которому можно доверять, сообщил об увиденном молодом месяце, то мусульмане начинают поститься на основе этой информации.


Продолжение следует…

Мухаммад бин Салих аль-Мунаджид
Перевод: М. Вахитов
Для сайта “Почему Ислам?”
www.whyislam.ru

  • [1] Сура «Аз-Зарийят», 56.
  • [2] Сура «Аль-Бакара», 183.
  • [3] Сура «Аль-Бакара», 184.
  • [4] Сура «Аль-Бакара», 185.
  • [5] Сура «Аль-Бакара», 184.
  • [6] Сура «Аль-Бакара», 185.
  • [7] Сура «Аль-Бакара», 183.
  • [8] Привёл Аль-Бухари («Фатх аль-Бари», 1/49).
  • [9] «Сахих ат-таргыйб», 1/420.
  • [10] Имеется в виду, что показуха может войти во все поклонения человека , кроме поста, как об этом сказал имам Ахмад.
  • [11] Аль-Бухари, 1904 («Фатх аль-Бари»), «Сахих ат-таргыйб», 1/407. Это не означает, что человек совершает другие виды поклонения, помимо поста, только для себя. Имеется в виду, что он может преследовать какие-либо мирские выгоды от них. Однако если он будет совершать их исключительно ради Аллаха, то также получит вознаграждение от Всевышнего Аллаха.
  • [12] Об этом приводится в «Сунан ан-Насаи», (4/165), а также в «Сахих ат-таргыйб», 1/413.
  • [13] Об этом приводится у Аль-Байхакый, (3/345), также этот хадис приводится в «Ас-сильсиля ас-сахиха», (1797).
  • [14] Муслим, (2/807).
  • [15] Привёл Ахмад, (2/174), Аль-Хайсами назвал цепочку передатчиков хорошей в «Аль-маджма’», (3/181). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/411.
  • [16] Муслим, (2/807).
  • [17] Привёл Ахмад, (2/402), также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/411 и в «Сахих аль-джами’», (3880).
  • [18] Муслим, (2/808). Слова: «отдалит его лицо от огня на расстояние семидесяти лет» означают преувеличение в повествовании об отдаленности и избавлении от огня. (См. «Икмалуль му’лим шарх Сахих Муслим», Аль-Кадый ‘Ийяд).
  • [19] Привёл Ахмад, (5/391). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/412.
  • [20] Аль-Бухари (1797) в «Фатх аль-Бари».
  • [21] Аль-Бухари (3277) в «Фатх аль-Бари».
  • [22] Привёл Ахмад, (5/280). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/421.
  • [23] Аль-Бухари (37) в «Фатх аль-Барий».
  • [24] Привёл Ахмад, (5/256). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/419.
  • [25] Сухур – прием пищи перед рассветом с намерением исполнить пост в предстоящий день, при этом надо помнить, что сухур желательно делать не заранее, а именно вплоть до первых признаков рассвета.
  • [26] Аль-Бухари (4/139) в «Фатх аль-Барий».
  • [27] Привёл Абу Дауд, (2345). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/448.
  • [28] Ифтар – разговение, вечерний прием пищи, проводится после заката солнца.
  • [29] Аль-Бухари (4/198) в «Фатх аль-Барий».
  • [30] Привёл Ат-Тирмизи, (3/79), который сказал, что хадис хороший, малоизвестный. Шейх Аль-Альбани назвал хадис достоверным в книге «Ируа аль-‘галиль», (922).
  • [31] Привёл Абу Дауд, (2/765), Ад-Даракутни назвал цепочку передатчиков хорошей, (2/185).
  • [32] Аль-Бухари (1904) в «Фатх аль-Барий».
  • [33] Аль-Бухари (1903) в «Фатх аль-Барий».
  • [34] Привёл Ибн Маджа, (1/539). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/453.
  • [35] Аль-Бухари (1894) в «Фатх аль-Барий».
  • [36] Привёл Ат-Тирмизи, (2380). Хадис хороший, достоверный.
  • [37] Аль-Бухари (6) в «Фатх аль-Бари».
  • [38] Привёли Ахмад, (5/343), Ибн Хузейма, (2137), шейх Аль-Альбани назвал хадис хорошим по причине других хадисов.
  • [39] Привёл Ат-Тирмизи, (3/171). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/451.
  • [40] «Аль-Ихтиярат аль-фикхийя», стр. 109.
  • [41] Привёл Ан-Насаи, (4/129). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/490.
  • [42] Зыхар – клятва мужчины, в которой он говорит своей жене, что она для него как мать, имея в виду, что он больше не будет иметь с ней интимной близости.
  • [43] Муслим, 1144-(148)
  • [44] Аль-Бухари (1986) в «Фатх аль-Барий».
  • [45] Привёл Ат-Тирмизи, (3/111), хадис хороший. Имеется в виду выделять субботу без повода. Причиной нежелательности поста в этот день является возвеличивание этого дня иудеями.
Вернуться к началу Перейти вниз
уммМарьям
Администратор
Администратор
уммМарьям

Сообщения : 18486
Я здесь с : 2010-01-27
Возраст : 39
Откуда : Дагестан (EU)
Работа/Хобби : .

Семьдесят вопросов, связанных с постом Empty
СообщениеТема: Re: Семьдесят вопросов, связанных с постом   Семьдесят вопросов, связанных с постом Icon_minitimeПт 20 Июл 2012 - 23:43


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

10. Лица, для которых пост является обязательным.

Пост обязателен для каждого совершеннолетнего, разумного мусульманина, не находящегося в пути, способного поститься по состоянию здоровья (эти условия в равной степени распространяются как на мужчин, так и на женщин), и мусульманки, не имеющей месячных и послеродовых кровотечений.

Что касается вышеупомянутого условия «совершеннолетие», то оно определяется по одному и трёх признаков:


  • Выделение спермы во время сна (поллюция) или наяву.
  • Вырастание грубых волос на лобке.
  • Достижение пятнадцати лет для мальчиков, и девяти лет для девочек (по лунному летоисчислению).
  • В отношение девочек прибавляется дополнительный признак: появление месячных кровотечений, если даже это произойдёт до десятого года жизни.


11. Когда надо велеть детям поститься?

Необходимо повелевать ребёнку поститься по достижении семи лет, если он в состоянии перенести голод и жажду. Также некоторые учёные упомянули, что нужно наказывать ребёнка, если он отказывается поститься по достижении десяти лет, проводя аналогию с намазом.[1] Вознаграждение за соблюдение поста будет идти ребёнку, а его родителям будет награда за воспитание и указывание на благие дела. Сообщается, что ар-Рубаййи‘ бинт Му‘аввиз (да будет доволен ею Аллах) сказала в отношении поста в день Ашура, когда он был обязательным: «С тех пор мы соблюдали пост (в этот день) сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, желая еды, мы давали ему (такую игрушку), пока не наступало время разговения».[2]

К сожалению, некоторые родители проявляют послабление в отношении своих детей в том, что связано с постом. Случается даже такое, что ребёнок воодушевленно начинает поститься, и он в состоянии сделать это, однако, родители из проявления жалости к нему заставляют его прервать пост. Если бы они знали, что настоящее проявление жалости заключается в приучении ребёнка к посту. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выпол няют все, что им велено».[3]

Следует обратить особое внимание на дочку при достижении ею совершеннолетия, так как она может поститься во время её месячных, стесняясь говорить об этом, и затем не возмещать эти дни.

12. Пост в отношении неверующего, который принял Ислам, и ребёнка, который стал совершеннолетним.

Что касается неверующего, который принял Ислам, ребёнка, который стал совершеннолетним, а также человека, который пришёл в себя после потери рассудка, то они все должны начать соблюдать пост в оставшийся день, так как пост стал обязательным для них. При этом пропущенные дни, в которых они не постились, возмещать не надо, потому, что пост в те дни был для них не обязательным.

13. Дела сумасшедшего не записываются.

Если человек теряет свой рассудок иногда и приходит в себя иногда, то ему необходимо поститься в те дни, когда он пришёл в себя, не соблюдая пост в те дни, когда он теряет свой рассудок. Если постящийся потерял рассудок в течение дня, его пост тем самым не нарушается, остаётся действительным, так же, как если он потерял сознание по причине болезни или по любой другой причине, так как в момент намерения он был в себе. [4] Такое же религиозное положение имеет больной эпилепсией.

14. Если кто-то умер в течение месяца Рамадан.

Если кто-то умрёт в течение месяца Рамадан, оставшиеся дни месяца отпадают от него и его родственников, т.е. за него пост не нужно соблюдать.

15. Кто не знал об обязательном статусе поста в месяц Рамадан.

Что касается того, кто не знал, что пост в Рамадан обязателен, или не знал, что нельзя кушать или иметь половую близость, то большинство учёных считают, что он оправдан своим невежеством, если его невежество действительно можно оправдать, как например, невежество новообращенного мусульманина или верующего, который вырос среди неверующих. А если человек находился с мусульманами и мог спросить о посте, обучиться этим вопросам, то такой не может оправдаться своим невежеством.

Пост путника.
16. Условие для прерывания поста в пути.

Для того, чтобы можно было прервать пост в пути, необходимо выполнение следующих условий:

1. Постящийся должен считаться путником, а именно, должен находиться в пути, измеряемой либо определённым расстоянием, либо определяемой обычаем людей. (В этом вопросе существует разногласие среди учёных).

2. Необходимо выйти за пределы последнего строения своего населённого пункта. Поэтому большинство учёных запретили прерывать пост тому, кто ещё не выехал из своего населённого пункта, так как он не считается путником. Такому нельзя прерывать пост, ведь он застал месяц, а Всевышний Аллах сказал по этому поводу: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься».[5] Кроме того, его нельзя назвать путником, пока он не выйдет из своего поселения. В отношении такого человека распространяются религиозные положения местного жителя, поэтому он совершает намазы полностью не сокращая их.

3. Путник не должен преследовать от своего путешествия греховные цели. (В соответствии с мнением большинства учёных).

4. Человек не должен умышленно выходить в путь с целью несоблюдения поста.

17. Разговение путника.
В соответствии с единогласным мнением путнику разрешается разговляться, всё равно, может ли он поститься или нет, составляет ли ему трудность пост или нет. Таким образом, даже если путник будет находиться в тени, или в воде и с ним будет прислуга, выполняющий всю его работу, то разрешается ему разговляться и сокращать молитвы.[6]

18. Вопрос в отношение того, кто вознамерился выйти в путь в Рамадане.

Если кто-то решил в Рамадане выйти в путь, не разрешается брать намерение разговляться до тех пор, пока он не выйдет в путь, так, как есть вероятность того, что он по какой-либо причине не сможет выехать.[7]Можно путнику прерывать пост только после выхода за пределы своего населённого пункта. То же самое касается человека, который вылетает из своего города, его самолёт должен выйти за пределы последнего строения этого населённого пункта. Если же аэропорт находится за пределами города, то постящийся может прервать свой пост там, однако если здание аэропорта находится в черте города или примыкает к населённому пункту, то в таком случае прерывать пост нельзя, так как считается, что постящийся ещё не покинул своё поселение.

19. Вопросы, связанные с постом в самолёте.

Если постящийся совершил разговение на земле по причине заката солнца, затем взлетев на самолёте, на горизонте увидел солнце, то ему не надо воздерживаться от еды и питья, так как он полностью завершил пост этого дня, и не нужно совершать поклонение заново после его окончания. Если же самолет взлетел до захода солнца, и постящийся хочет завершить свой пост, будучи уже путником (т.е. не хочет прерывать пост по причине пути), то он должен разговляться сразу после того, как увидит закат солнца (на какой бы высоте он не находился). Лётчику при этом не разрешается умышленно лететь на той высоте, на которой не видно солнца с целью разговения, так как это способ ухищрения. Однако, если самолет по причине снизил высоту, при которой диск солнца скрывается за горизонтом, то постящийся может совершить разговение.[8]

20. Прибытие путника в страну для долговременного жительства.

Если постящийся прибыл в населённый пункт с намерением оставаться там более четырёх дней, то для него пост становится обязательным (уаджиб) в соответствии с мнением большинства учёных. Поэтому, кто уезжает с целью учёбы за пределы своего поселения на месяцы и годы, тот в соответствии с мнением большинства учёных, среди которых четыре имама (Абу Ханифа, Аш-Шафи’и, Малик и Ахмад ибн Ханбаль), будет считаться местным, должен поститься и совершать намазы полностью, не сокращая.

Если путник, будет проезжать не родной населённый пункт, и у него не будет намерения пребывать там более четырёх дней, то пост для него не обязателен (т.е. он может прервать его). Если же он останется там более, чем на четыре дня, то он должен поститься, так как он становится подобно местному.[9]

21. Начал поститься, а затем вышел в путь.

Кто начал соблюдать пост, будучи у себя в населённом пункте, а затем в течение дня вышел в путь, тому можно прервать уразу, так как Всевышний Аллах сделал путешествие причиной, разрешающей прерывать пост: «А если кто болен или находится в пути, то пусть по стится столько же дней в другое время».[10]

22. Пост того, кто часто находится в пути.

Для лиц, которые часто находятся в пути, такие, как таксисты, совершающие рейсы между городами, лётчики, моряки и другие работники, которые постоянно находятся в разъездах, и у них при этом есть постоянное место жительства, разрешается прерывать пост в пути. Однако, если моряк вышел в море с семьёй и со всеми необходимыми вещами, и долгое время находится в пути, то он не имеет права разговляться и сокращать молитвы.

Что касается кочевников, которые перемещаются из зимних поселений в летние или наоборот, то им можно прерывать пост и сокращать намазы во время этих перемещений. Однако, если они обосновались на лето, или на зиму в каком-либо месте, нельзя ни прерывать пост, ни сокращать намазы, если даже выйдут в поисках пастбищ.[11]

23. Если путник возвращается на родину днём.

Если путник вернётся на родину днём, то по поводу воздержания от еды, питья и удовлетворения полового желания в оставшейся день существует известное разногласие среди учёных.[12] Но всё же лучше ему воздержаться от всего того, что нарушает пост, проявляя почтение к благословенному месяцу. Кроме того, ему необходимо будет возместить пропущенный день всё равно, воздержался ли он в оставшийся день или нет.

24. Если человек начал пост в одной стране, а закончил в другой.

Если мусульманин начал поститься в одной стране, а затем поехал в другое государство, в котором Рамадан начался на день раньше или наоборот позже, то на него распространяется положение жителей той страны, куда он приехал. Поэтому он разговляется только вместе с ними, если даже его пост превысил тридцать дней, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост начинается в день, когда вы (т.е. община мусульман) начинаете его, и завершается в день, когда вы завершаете его».[13] Если же его пост окажется по количеству дней меньше, чем двадцать девять, то после праздника разговения ему необходимо довести свой пост до двадцати девяти дней, так как месяц по лунному календарю не бывает меньше, чем двадцать девять дней.[14]

Пост больного.
25. Положение поста в отношении больного.

Если человек болен, то разрешается ему прерывать пост. Основой данному положению является слова Всевышнего Аллаха: «А если кто из вас болен или находится в пу ти, то пусть постится столько же дней в другое время».[15] Если же человек слегка захворал, как например, у него насморк или головная боль, то нельзя прерывать пост по этой причине.

Разрешается прерывать пост, и более того пост является нежелательным в том случае, когда подтверждается медициной, или человек знает по своему опыту, или он предполагает, что по всей вероятности пост станет причиной болезни, или усилит имеющейся недуг, или станет причиной задержки выздоровления. И если человека охватила болезнь, то ему не обязательно брать намерение поститься с ночи, если даже есть вероятность того, что он выздоровеет к утру, так как берётся во внимание его нынешнее состояние.

26. Если пост вызывает потерю сознания.

Если пост вызывает у кого-либо потерю сознания, то ему надо прервать пост и возместить его в другой день.[16] В случае, когда постящийся теряет сознание в течение дня, и затем приходит в себя до заката солнца, то его пост является действительным. Если же постящийся будет находиться в бессознательном состоянии с утреннего рассвета и до самого заката солнца, то в соответствии с мнением большинства учёных его пост считается недействительным. По мнению большинства учёных, возмещение поста того, кто находился в бессознательном состоянии, является обязательным вне зависимости от продолжительности потери сознания.[17]

Некоторые учёные дали фетву по поводу того, кто потерял сознание или находился под воздействием наркоза меньше трёх дней, что такой человек должен возместить пропущенные дни так же, как проспавший несколько дней подряд. Если срок бессознательного состояния будет больше трёх дней, то не нужно возмещать пропущенные дни так же, как потерявший рассудок.[18]

27. Нестерпимый голод и сильная жажда.

Если постящийся почувствует нестерпимый голод или сильнейшую жажду так, что у него появятся серьёзные основания для беспокойства за своё здоровье, появится большая вероятность потери какого-либо из органов чувств, а не просто воображение, то в таком случае разрешается ему прервать пост, и затем необходимо будет возместить его, так как сохранение здоровья является обязательным. При этом нельзя прерывать пост просто по причине голода или жажды, которые можно перенести, а также из-за усталости или воображаемой болезни. Поэтому работникам в тяжёлых условиях нельзя прерывать свои посты, и им необходимо брать намерение поститься с ночи. Если же рабочие не могут оставить работу, и при этом есть серьёзные основания бояться за своё здоровье или они почувствовали нестерпимую трудность, которая заставила их прервать пост, то они прерывают свой пост, отстранив возникшую сложность, воздерживаясь от еды и питья в оставшийся день до заката солнца, и затем возмещают прерванный пост.

Рабочий в тяжёлых условиях, как например, человек, работающий с доменными печами, который физически не в состоянии соблюдать пост, должен постараться перейти на ночную смену или взять отпуск на время месяца Рамадан, если даже он не будет оплачиваться. Если же он не может сделать перечисленные вещи, то пусть лучше ищет другую работу, на которой он смог бы объединить свои религиозные и мирские обязанности. И кто боится Аллаха, тому он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже и не предполагает.[19]

Также стоит заметить, что экзамены в ВУЗах не являются причиной для прерывания поста, поэтому не следует прерывать его, даже если придётся ослушаться родителей в этом, так как нельзя подчиняться человеку в том, что является грехом перед Создателем.[20]

28. Вопросы в отношении излечимой и неизлечимой болезни.

Если постящийся заболел излечимой болезнью, ему необходимо дождаться выздоровления, и затем восполнить пропущенные дни, а кормление бедняков в его случае не будет засчитано.

Если человек болен неизлечимой болезнью или он достиг преклонного возраста так, что неспособен поститься, то он кормит одного бедняка за каждый день поста в размере половины са’а (мера объёма) употребляемого в данной стране продукта (это равно примерно полтора килограммам риса). При этом разрешается собирать продукты, предназначенные в качестве искупления, и кормить бедняков в конце месяца, так же, как это можно делать ежедневно.

Следует выплачивать фидьйя[21] только продуктами, как об этом сказано в аяте: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка».[22] Выплата искупления беднякам в денежной форме не засчитывается.[23]При этом можно поручить покупку продуктов и распределение их среди бедняков доверенному лицу и благотворительной организации.

Если постящийся, будучи больным, не соблюдал пост в Рамадане, ожидая выздоровления и дальнейшего восполнения пропущенных дней, однако позже узнал, что его болезнь неизлечимая, то ему необходимо кормить бедняка за каждый пропущенный день.[24]

Если тот, чья болезнь излечима, не постился, ожидая выздоровления, и умер, то ни с него, ни с его родственников ничего не требуется.

Что касается того, чья болезнь считалась неизлечимой, и поэтому он кормил бедняков вместо поста, однако с прогрессом медицины появились способы лечения, используя которые, он вскоре выздоровел, то с него ничего не требуется за прошлые посты, так как он делал то, что было предписано ему.[25]

29. Тот, кто был болен, затем выздоровел, но скончался, не возместив пропущенные дни, при этом имея возможность.

Если человек был болен во время поста, затем выздоровел, и у него была возможность возместить пропущенные дни, однако он умер, так и не сделав этого, то выплачивается за него фидьйя для кормления бедняка за каждый пропущенный день с оставленного им имущества. Если кто-то из его родственников пожелает поститься за него, то это зачтётся. В обоих сборниках достоверных хадисов передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится (кто-нибудь из его) близких».[26] [27]

Пост человека преклонного возраста, не способного соблюдать пост.
30. Старуха и дряхлый старик.

Пост не является обязательным в отношении людей очень преклонного возраста, которые становятся физически слабыми и с каждым днём их положение ухудшается. Если соблюдение поста истощает и отягощает их, то они прерывают пост. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу слов Всевышнего Аллаха: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка», что этот аят неотмененный, а говорится в нём о старике и старухе, которые не в состоянии поститься, они должны накормить бедняка за каждый день.[28]

Что касается людей преклонного возраста, которые впали в старческое слабоумие, то ни на них, ни на их родственниках нет никакой обязанности в отношении поста, так как с них снимаются религиозные предписания. Если же подобная категория людей иногда приходит в здравый разум, то в такой ситуации они должны поститься, если же вновь теряют рассудок, то на них нет обязанности восполнять дни, в котором находились без рассудка.[29]

31. Пост во время военных действий.

Если кто-то участвует в военных действиях с врагом, или враги окружили его страну, и при этом пост обессиливает его от участия в сражениях, то в таком случае разрешается прерывать пост, если даже постящийся не находится в пути. Также если постящийся будет нуждаться в прерывании поста перед боем, разрешается ему сделать это. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам:«Утром вы встретитесь с врагом, и разговение будет лучше для вас, разговляйтесь же».[30]

Продолжение следует…

Мухаммад бин Салих аль-Мунаджид
Перевод: М. Вахитов
Для сайта “Почему Ислам?”
www.whyislam.ru


  • [1] Смотри «Аль-мугни», (3/90).
  • [2] Аль-Бухари (1960) в «Фатх аль-Барий».
  • [3] Сура «Ат-Тахрим», 6.
  • [4] «Маджалис шахр Рамадан», ибн Усеймин, стр. 28.
  • [5] Сура «Аль-Бакара», 185.
  • [6] «Маджму’ аль-фатауа», Ибн Таймийя, 25/210.
  • [7] Тафсир Аль-Куртуби, 2/278.
  • [8] Устные фетвы шейха Ибн База.
  • [9] Смотри «Фатауа ад-да’уа», Ибн Баз, стр. 977.
  • [10] Сура «Аль-Бакара», 185.
  • [11] «Маджму’ аль-фатауа», Ибн Таймийя, 25/213.
  • [12] «Маджму’ аль-фатауа», Ибн Таймийя, 25/212.
  • [13] Этот хадис привёл Ат-Тирмизи, (697). И он сказал, что этот хадис относится к категории хасан гариб (хороший, малоизвестный)).
  • [14] Взято из фетв муфтия, шейха Ибн База, «Фатауа ас-сыйям», стр. 15-16.
  • [15] Сура «Аль-Бакара», 184.
  • [16] «Маджму’ аль-фатауа», Ибн Таймийя, 25/217.
  • [17] «Аль-Мугни» вместе с «Аш-Шарх аль-кабир», 1/412, 3/32. А также «Аль-маусу’а аль-фикхийя аль-кувейтийя», 5/268.
  • [18] Устные фетвы шейха Ибн База.
  • [19] Фетва постоянного комитета учёных, 10/233-235.
  • [20] Фетва постоянного комитета учёных, 10/241.
  • [21] Искупление.
  • [22] Сура «Аль-Бакара», 184.
  • [23] Фетва постоянного комитета учёных, 10/198.
  • [24] Фетвы шейха Ибн Усеймина.
  • [25] Фетва постоянного комитета учёных, 10/195.
  • [26] Сахих аль-Бухари, 1952. Сахих Муслим, 1147.
  • [27] Фетва постоянного комитета учёных, из журнала «Ад-Да’уа», стр. 806.
  • [28] Сахих аль-Бухари, 4505.
  • [29] «Маджалис шахр Рамадан», Ибн Усеймин, стр. 28.
  • [30] Привёл Муслим, 1120. Этого мнения придерживался Ибн Таймийя, кроме того, учёные Шама дали такую фетву, когда на их страну напали татаро-монголы.
Вернуться к началу Перейти вниз
ummSema
Модератор
Модератор
ummSema

Сообщения : 7434
Я здесь с : 2012-01-09
Возраст : 42
Откуда : Азербайджан,Баку
Работа/Хобби : мама и жена

Семьдесят вопросов, связанных с постом Empty
СообщениеТема: Re: Семьдесят вопросов, связанных с постом   Семьдесят вопросов, связанных с постом Icon_minitimeПн 6 Авг 2012 - 21:07

Ассалам алейкум,джазакаллаху хайран
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Семьдесят вопросов, связанных с постом

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

-
» Распространённые ошибки, связанные с постом и ночным выстаиванием молитв
» О положениях, связанных с совершением молитвы сидя или лежа
» Несколько вопросов и ответов о разговение (ифтар)
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Мусульманки Кавказа :: ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ИСЛАМА :: ФИКХ :: Пост (Соум), месяц Рамадан :: Пост, месяц Рамадан-