[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
На дозволенность проверки указывает Коран и Сунна, а также этому следовали великие имамы нашей общины.
Ахмад ибн Юнус рассказывал: “Я видел, как Зухайр ибн Му’ауия пришел к Заиде ибн Къудаме и сообщил ему о человеке, который рассказывал ему хадисы. Тогда Заида спросил: «А он из ахлю-Сунна?!» Тот сказал: “Я не знаю за ним нововведения!” Заида сказал: «Далек он от того, чтобы быть из ахлю-Сунна!» Зухайр спросил: “А когда люди становятся такими?” Заида ответил: «Когда они начинают ругать Абу Бакра и ‘Умара!» ” См. “аль-Джами’у ахлякъ ар-рауи” 1/331.
В этих сообщениях от саляфов содержится указание на дозволенность испытания и проверки (имтихан) вероубеждения и праведности мусульман. Что же касается слов некоторых ученых о том, что проверка убеждения является нововведением, то у них нет на это доказательства из Корана и Сунны. На самом же деле это дозволено, а в некоторых случаях даже обязательно.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Верующий нуждается в том, чтобы проверять того, кто желает быть его другом или обращается к нему по вопросам брака (никах) и тому подобное. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то проверяйте их. А Аллах лучше знает об их вере. Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверным, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них» (аль-Мумтахана 60: 10). Также дело обстоит и с женщиной, с которой некий человек совершил прелюбодеяние. Он не может жениться на такой женщине, кроме как после принесения покаяния, что является правильным мнением из двух по этому поводу. И если человек хочет ее проверить, искренне ли она принесла покаяние или нет, то, как говорил ‘Абдуллах ибн ‘Умар, что передал Ахмад, он может предложить ей совершить прелюбодеяние. И если она ответит ему, значит ее покаяние не искреннее, а если она откажется, то она действительно принесла покаяние. И ученые говорили: «Это и есть проверка (имтихан)»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 15/328.
Имам аль-Азди рассказывал: “Заида не рассказывал хадисы никому до тех пор, пока не проверял его. И если к нему приходил человек, которого он не знал, он спрашивал его: “Откуда ты?” Если тот был из жителей его города, он спрашивал: “Где ты совершаешь молитву?” И начинал расспрашивать его так, как это делает судья. И если человек был из числа приверженцев нововведений, он говорил: “Не приходи на наше собрание!”, а если до него доходило о человеке хорошее, то он рассказывал ему хадисы. Когда же его спросили: “О Абу Сальт, почему ты так поступаешь?!”, он ответил: “Я не желаю, чтобы у приверженцев нововведений были знания, посредством чего они станут имамами, к которым станут обращаться (несведущие люди), а они станут искажать эти знания как пожелают!” См. “аль-Мухаддис аль-фасыль” 1/574.
О мусульмане, обратите внимание на то, как возвеличивали и оберегали знания саляфы, и на то, как принижается значимость его в наши дни!Имам Абу Дауд ат-Таялиси рассказывал: “Множество усилий приложил Уаки’, чтобы услышать хоть один хадис от Заиды, но так и покинул этот мир, не услышав от него ни одного хадиса!” Тогда Мухаммад ибн ‘Али ибн Харб спросил ат-Таялиси: “А как ты смог услышать от него хадисы?!” Он ответил: “Два человека засвидетельствовали ему обо мне, что я из приверженцев аль-джама’а и не являюсь приверженцем нововведений*, и только после этого он стал мне рассказывать их”. См. “аль-Джами’ ахлякъ ар-рауи” 1/331.
Свят Аллах! Несмотря на то, что сам Уаки’ был признанным имамом ахлю-Сунна, он так и не смог услышать хадисов от Заиды.
Что же касается поступка Заиды, то это не было лишь его мнением. В этом он следовал пути саляфов, которые до него поступали также. Имам аль-Бухари говорил: “Заида не рассказывал хадисы никому, кроме ахлю-Сунна, следуя в этом саляфам”. Он также сказал: “Мы видели многих из числа обладающих знанием, кто побуждал приверженцев нововведения принести покаяние, а если те отказывались приносить покаяние (за свою ересь), то они выгоняли их из своих собраний!” См. “Къурратуль-‘айнайн” 1/18.
Ибн ‘Аммар рассказывал: “Однажды один человек засвидетельствовал за нас перед Му’азом ибн Му’азом, сказав: “Поистине, эти люди из ахлю-Сунна, так расскажи им хадисы”. Когда же мы пришли к нему, он сказал нам: “Вы сторонники Сунны”, после чего Му’аз заплакал и сказал: “Если бы я знал, что вы приверженцы Сунны, то я пришел бы к вам домой, чтобы рассказать вам хадисы!” См. “аль-Джами’у ахлякъ ар-рауи” 1/330.
Сам же Му’аз ибн Му’аз говорил: “Сулейман ат-Тайми никогда не рассказывал нам больше, чем по пять хадисов. И однажды с нами был человек, которого Сулейман многократно спрашивал: “Заклинаю тебя Аллахом, скажи, не джахмит ли ты?!” На что тот сказал: “Каким образом ты понял, кто я?!” См. “ас-Сияр” 6/200.
Имам Абу Ханифа рассказывал: “Когда я встретил в Мекке ‘Ату ибн Абу Рабаха, я спросил его о чем-то, а он сказал: “Ты откуда?” Я сказал: “Из Куфы”. Он спросил: “Ты с той местности, где люди раскололи свою религию и превратились в партии?!” Я сказал: “Да”. Он спросил: “И к какой группе принадлежишь ты?” Я ответил: “К той, что не ругает саляфов, верит в предопределение и не обвиняет никого в неверии за совершение греха!” Тогда ‘Ата сказал мне: “Я понял, кто ты”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 3/314.
Такими были саляфы, которые не разговаривали и не передавали знания никому до тех пор, пока они не проверяли человека или пока достойные люди не свидетельствовали о том, что он из ахлю-Сунна.
Шейх ‘Абду-Ллятыф ибн ‘Абдур-Рахман ибн Хасан говорил:
“Сторонники Сунны и хадисов в каждом месте и во все времена являлись проверкой для жителей земли! Сторонники ахлю-Сунна уаль-джама’а познавались любовью к приверженцам хадисов и Сунны и похвалой в их адрес. А приверженцы нововведения и раскола познавались порицанием и ненавистью по отношению к ним!”
См. “Итмамуль-минна” 59.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил:
“Те, кто порочат знатоков хадисов и отвергают их мазхаб, являются невеждами, еретиками и лицемерами, в чем нет никаких сомнений!”
См. “Маджму’уль-фатауа” 4/96.
Одним из таких людей, отношение к которому различало приверженцев нововведений от приверженцев Сунны, был имам Ахмад бин Ханбаль. Къутайба ибн Са’ид говорил: “Если ты увидишь того, кто любит Ахмада бин Ханбаля, то знай, что он приверженец Сунны!” А Абу Джа’фар Мухаммад ибн Харун говорил:
“Если ты увидишь того, кто плохо отзывается об Ахмаде бин Ханбале, то знай, что он заблудший приверженец нововведений!” См. “аль-Джарх уа-та’диль” 1/308.
Абу аль-Хасан аль-Хамдани говорил:
“Ахмад бин Ханбаль – это испытание (михна), посредством которого отличается мусульманин от еретика!” См. “Тахзиб аль-камаль” 1/457.
Сам же имам Ахмад говорил:
“Если ты увидишь человек, который ненавидит имама Малика, то знай, что он приверженец нововведений!” См. “аль-И’тисам” 1/386.
Шейх Уалид ибн Сайф Насыр сказал:
“Если ты увидишь человека, который любит таких ученых, как аль-Альбани, Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин, то знай, что он приверженец Сунны!” См. “Сабилюль-Джанна” 9. Абу Суфьян аз-Зайля’и сказал:
“Проверкой (михна) в наше время являются ученые этого столетия, во главе которых аль-Альбани, Ибн Баз, Мукъбиль, Ибн ‘Усаймин, Салих аль-Фаузан и Раби’ аль-Мадхали!” См. “ат-Тибьян фи машру’иятиль-имтихан” 38.
Шейх Ахмад ан-Наджми говорил:
“Кто ненавидит ученых саляфии, поступающих лишь в соответствии с тем, что сказали Аллах и Его посланник, обучающих людей лишь тому, что сказали Аллах и Его посланник, дающих фатауа в соответствии с тем, что сказали Аллах и Его посланник, днем и ночью занимающихся распространением шариата, тот приверженец нововведений и заблудший лицемер!” См. “аль-Фатауа аль-джалия” 39.
Истину сказал шейх, да сохранит его Аллах. Ведь приверженцы нововведений ненавидят ученых ахлю-Сунна только по причине их манхаджа, ибо никто из тех, кто их порочит, не говорит, что они известны своими грехами или лицемерием. Весь вопрос только в их манхадже, который во все времена был ненавистным для приверженцев нововведений и своих страстей!
Отношение к ученым ахлю-Сунна всегда было одним из самых главных критериев отличия приверженцев нововведений и своих страстей от приверженцев Сунны.
Имам ас-Саффарини сказал:
“Поистине, заслуги ученых известны и их достоинства велики, и кто умаляет их достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их,
тот из партии Иблиса”. См. “Ляухуль-ануар” 2/355.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
[/center]
<< К Исламу >>