Редакция сайта [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Первое издание
О необходимости своевременного совершения пятикратной молитвы и достоинствах этого
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Молитва является самым лучшим поклонением, совершаемым телом, и наилучшим из деяний, приближающих к Аллаху. Всевышний и Великий Аллах об этом сказал:
«Соверши земной поклон и приблизься (к Аллаху)» (аль-‘Алякъ 96: 19).
В этом аяте идет речь о совершении земного поклона в молитве. См. “Тафсир ат-Табари” 10/421, “Тафсир аль-Багъауи” 6/295.
Примечание:В Исламе нет такого вида поклонения, как отдельное совершение земного поклона, кроме как: в молитве; при чтении Корана в определенных местах (саджда ат-тиляуа); при радостном событии (саджда шукр); и при знамении (айя). ‘Икрима рассказывал:“Однажды Ибн ‘Аббасу сообщили о том, что умерла одна из жен посланника Аллаха (Сафия), и он совершил земной поклон. Когда же его спросили: “Ты совершаешь земной поклон в это время?!” Он сказал: “А разве посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не сказал: «Если вы увидите знамение, то совершите земной поклон», а какое же знамение может быть сильнее, чем уход из жизни жен пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!” Абу Дауд 1197, ат-Тирмизи 3891. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 564.
Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил, что слово «знамение» в хадисе обобщенное, к чему относятся и природные явления, наводящие страх, как сильный ветер, землетрясение, пожар и т.д. Он также сказал: “Из этого хадиса также извлекается дозволенность совершения земного поклона при смерти кого-либо из ученых или справедливого правителя мусульман, поскольку смерть таких людей также относится к числу знамений!” См. “Шарх Сунан Абу Дауд” 5/52.Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является молитва!»Ахмад 5/276, Ибн Маджах 277. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Важнейшим делом в Исламе и его опорой является молитва». Ахмад 5/231, ат-Тирмизи 2616, Ибн Маджах 3973, ат-Таялиси 560. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз (да будет доволен им Аллах) говорил:
“Величайшей из приближающих к Аллаху обязанностей тела является молитва, как сказал Аллах: «Соверши земной поклон и приблизься» (аль-‘Алякъ 96: 19).
И как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона». Муслим 482. См. “Джами‘уль-‘улюми уаль-хикам” 435.
Каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны совершать пять обязательных молитв ежедневно, проявляя покорность Аллаху и остерегаясь Его гнева и мучительного наказания, которому Он может подвергнуть за оставление или пренебрежение молитвой.
Однако для выполнения такой величайшей обязанности как молитва, Аллах установил определенные промежутки времени. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:
«Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Ниса 4: 103).
Ибн ‘Аббас и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах) сказали:
“У молитвы есть свое установленное время так же, как и у Хаджа есть свое установленное время”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/368.
Имам Ибн Къудама сказал:
“Мусульмане единогласны в том, что у пяти обязательных молитв есть установленное время!” См. “аль-Мугъни” 1/378.
Аллах, Свят Он и Велик, сказал:
«Оберегайте молитвы, и особенно среднюю молитву. И стойте перед Аллахом смиренно» (аль-Бакъара 2: 238).
Это значит:
“Совершайте молитвы должным образом, выполняя все их условия, и совершайте их своевременно и особенно послеобеденную (‘аср) молитву”. См. “Тафсир Ибн Касир” 1/578, “Тайсируль-Карими-Ррахман” 97.
От ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн Мас’уда, Самуры, Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Средняя молитва – это послеобеденная (‘аср) молитва». Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Баззар, ат-Таялиси, Ибн Абу Шайба. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3835.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил:
“Было сказано, что молитва ‘аср была названа средней по той причине, что она между двух ночных молитв и двух дневных”. См. “аль-Аусат” 2/368.
Всевышний Аллах также сказал:
«Воистину, преуспели те верующие, которые смиренны во время своих молитв, …которые бережливы к своим молитвам» (аль-Муминун 23: 1-2, 9).
Къатада (да будет доволен им Аллах) о словах
«которые охраняют свои молитвы» сказал:
“Совершают их в установленное время, и совершают должным образом поясные и земные поклоны”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/265.
Всевышний Аллах также сказал:
«Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его постигает беда, и скупым, когда его касается добро. Но это не относится к молящимся, которые регулярно совершают свою молитву» (аль-Ма’аридж 70: 19-23).
Ибн Мас’уд, Масрукъ и Ибрахим ан-Наха’и (да будет доволен ими Аллах) говорили, что
«речь идет о тех, кто совершает молитву в установленное для нее время, соблюдая все ее обязательные условия». См. “Тафсир Ибн Касир” 4/309.
Со слов Умм Фаруа (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили:
“Какое из деяний является наилучшим?” Он ответил:
«Молитва, совершенная в начале ее времени!» Абу Дауд 426, ат-Тирмизи 170, ад-Даракъутни 1/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Ханзаля аль-Катиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто оберегал пять обязательных молитв, совершая как следует их поясные и земные поклоны, соблюдая установленное для них время, и знал, что это истина, предписанная Аллахом, тот войдет в Рай», или же: «Тому обязателен Рай», или же «Тот будет запретен для Огня!»” Ахмад. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 381.
Передается, что однажды Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
“Какое деяние более всего любимо Аллаху?” Он сказал:
«Молитва в установленное для нее время». Ибн Мас’уд спросил:
“А затем какое?” Он сказал:
«Проявление благочестия по отношению к родителям». Тот спросил:
“А затем какое?” Он сказал:
«Джихад на пути Аллаха». аль-Бухари 527, Муслим 85.
Хафиз Ибн Раджаб сказал:
“Этот хадис Ибн Мас’уда указывает на то, что наилучшим деянием, приближающим к Аллаху и наиболее любимым для Него является молитва, совершаемая в установленные для нее промежутки времени!” См. “Фатхуль-Бари” 4/207.
Что же касается распространенного хадиса, который приводится у имама ад-Даракъутни:
«Начало отведенного для молитвы времени – это благоволение Аллаха, середина его – это милость Аллаха, а конец – это прощение Аллаха», то этот хадис является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. “Булюгъуль-марам” 105.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что молитва в ее надлежащее время – самое угодное и лучшее из деяний перед Аллахом, и он поместил своевременное совершение молитвы перед благим отношением к родителям и джихадом на пути Аллаха. Доказательством этому служит использование оборота речи: “А затем какое?” Этот оборот используется, чтобы обозначить порядок, как это известно в арабском языке.
Например, есть человек, постоянно занятый своей торговлей или чем-либо другим, которого шайтан сумел обмануть так, что он пропускает установленное время для молитвы или же групповую молитву. Если такому человеку рассказать о джихаде на пути Всевышнего Аллаха и истории о храбрости сподвижников (да будет доволен ими Аллах), он переполняется стремлением к Раю и отказом от суеты мира этого. После увещевания, он смотрит на этот мир и видит, что он стал незначительным. Он обращается к миру вечному и устремляется к Раю, ширина которого подобна ширине небес и земли. Он спешит написать завещание, возвращает все долги и прощается со своей семьей и близкими, и отправляется в путь, чтобы вести джихад. После чего он становится шахидом на пути Аллаха.
Однако, если бы вы призвали этого человека не к джихаду на пути Аллаха, а к неукоснительному соблюдению молитвы в надлежащее время, упоминая тексты Корана и Сунны, порождающие благоговение и внушающие страх, то что бы вы увидели? Возможно, он воспринял бы сказанное и искренне огорчился тому, что с ним происходит. Он принял бы твердое решение совершать молитвы в установленное для них время, и возможно он придерживался бы этого некоторое время. Но затем вновь шайтан стал бы его наущать, его дела и заботы увеличивались бы, его обязательства достигли бы больших размеров и, в конце концов, шайтан добился бы от него того, чего желал. Он начинает вновь пропускать некоторые из молитв и затем возвращается к борьбе против своей души, чтобы помочь себе против шайтана. Затем это же повторяется в другое время. Подобным образом, он постоянно борется и сражается с шайтаном, пять раз ежедневно на протяжении всей своей жизни, а жизнь – это дни и дни, и кто знает, кроме Аллаха, сколько лет ему придется прожить!
Совершение джихада – это сражение против своей души, и своевременное совершение молитвы – также сражение против собственной души. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), давая определение слову «муджахид», сказал:
«Муджахид – это тот, кто сражается со своей душой ради Аллаха!» ат-Тирмизи, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6679.
Но каково место первого примера по сравнению со вторым? Вторая борьба – это борьба на протяжении всей жизни, а первая – только в течение часа, какого-то числа дней, месяцев или лет. Но в каждой из этих двух сражений есть великое благо! См. “ас-Саля уа асаруха фи зиядатиль-иман” 23-24.