- Жылдыз Бейшеева пишет:
- Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху, сестры! Со мной один человек здороваясь говорит:"Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху уа мавритуху" Кажется так, если правильно расслышала. как еще можно здороваться?
Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатух!
на счет салама с добавкой «уа магъфиратух», то не так все просто.
По этому вопросу было и есть известное и большое разногласие, можно ли добавлять что-либо к саламу после слов «уа баракатух».
В толковании к аяту: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым», имам аль-Къуртуби сказал: "Отвечать наилучшим - это сказать "уа алейка-ссалям уарахмату-Ллах" тому, кто сказал тебе "Саляму алейк". А если тебе скажут: "Саляму алейка уарахмату-Ллах", то ответить с добавкой "уа баракатух", и это конец (салама) и нет у него больше увеличения. Сказал Всевышний Аллах, обращаясь к благословенной семье (пророка Ибрахима): «Да пребудут над вами милость Аллаха (рахмату-Ллах) и благословение (уа баракатух), о обитатели дома!» (Худ 11: 73).
И многие саляфы и имамы порицали добавление чего-либо в саламе к словам «уа баракатух».
Передается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: "Салам закончился на словах "уа баракатух"!" аль-Байхакъи в "Шу’аб аль-иман". Хафиз Ибн Хаджар назвал всех передатчиков этого сообщения надежными. См. "Фатхуль-Бари" 6/11.
Также сообщается, что однажды один человек сказал Ибн ‘Умару: "Ассаляму алейка уа рахмату-Ллахи, уа баракатух, уаль-гъадият, уа-рраихат". Тогда Ибн ‘Умар сказал ему: "И тебе тысяча!", выражая как бы этому порицание. Малик 3/133. Данный иснад прерванный, как сказал шейх аль-Альбани, однако от Ибн ‘Умара передаются подобные сообщения и через другие иснады.
Также сообщается, что один человек сказал Ибн ‘Аббасу: "Ассаляму алейка уа рахмату-Ллахи, уа баракатух, уа магъфиратух, уа ридуанух" и еще что-то добавил, на что Ибн ‘Аббас сказал: "Что это за салам?!" И разгневался так, что его лицо покраснело, а затем сказал: "Поистине, Аллах установил для салама границы, и запретил то, что свыше этого!" после чего прочитал аят: «Да пребудут над вами милость Аллаха (рахмату-Ллах) и благословение (уа баракатух), о обитатели дома!» аль-Байхакъи в "Шуаб аль-иман" 6/455. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным
Однако, некоторые имамы дозволяли добавлять к словам «уа баракатух», опираясь на аят и различные хадисы в данной главе. Шейх Ибн аль-Къайим считал, что все эти хадисы слабые, а на счет шейха аль-Альбани, то тут очень спорный вопрос)
Так, в «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1449 шейх аль-Альбани приводил хадис от Зайд ибн Аркъама, который рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал нас, мы отвечали: «Уа алейка-ссалям, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух»”. аль-Бухари в «ат-Тарих» 1/330.
Шейх аль-Альбани там же говорит, что иснад хадиса хороший и все передатчики надежные.
Но потом было много разговоров о том, что шейх аль-Альбани отказался от того, что данный хадис достоверный и т.п. В “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 842, 1:07 можно послушать, что шейх аль-Альбани считает хадис с добавкой «уа магъфиратух» слабым, но усиливает подобные хадисы аятом Корана: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым».
Также от него передали об этом, что он отказался от достоверности этой версии хадиса, но остался на дозволенности добавления к саламу свыше слов «уа баракатух» - шейх Машхур, шейх ‘Али аль-Халяби и Абу Исхакъ аль-Хууайни.
А шейх ‘Абду-Ссалям ибн Барджис в своей книге «Ахкаму-ссалям», разъясняя то, что добавлять сверх слов «уа баракатух» нельзя, в сноске писал: “У уважаемого шейха и имама Мухаммада Насыруддина аль-Альбани – да хранит его Аллах – есть слова относительно достоверности этого хадиса в третьем томе «ас-Сильсиля ас-сахиха», основанное на том, что передатчик Мухаммад – это Абу Са’ид аль-Ансари. Это не было сделано на убежденности шейха, но было решено так по косвенным причинам. Однако явно то, что этот Мухаммад – это Ибн Хумайд, как об этом говорил аль-Байхакъи, так как его версия этого хадиса и версия аль-Бухари в «ат-Тарих» является одной”.
Но даже если это и так на самом деле, и шейх аль-Альбани отказался от того, что данный хадис является достоверным, он считал их достоверными в совокупности, и усиливал это мнение исходя из мнения некоторых саляфов, которые опирались на аят: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым».
Кстати, разбирая этот же вопрос, про добавления к словам «уа баракатух» чего-либо, и приведя подобные упомянутому хадису, хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 11/7 писал: “И эти слабые хадисы усиливают друг друга и указывают на правомочность добавления сверх слов «уа баракатух»”.
Сообщается, что когда сподвижник Зайд ибн Сабит писал письмо халифу Му’ауие, в заключении он говорил: “И саляму алейка, о амир-правоверных, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух!” аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1131. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
Также шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 11/724 приводит сообщение от Ибн ‘Умара, что когда его приветствовали, он отвечал на салам и добавлял, и говорил: “Ассаляму алейкум, уа рахмату-Ллахи уа баракатух, уа тайбу саляуатих”. См. «аль-Адаб аль-Муфрад» 1016.
Более того, для пользы еще хотел упомянуть, что недавно наткнулся на опровержение брата Абу Сухайба аль-Миншауи – ученика шейха Басима аль-Джауабры, тем, кто считал, что шейх аль-Альбани отказался от достоверности упоминавшегося хадиса, в котором говорится о добавке «уа магъфиратух». Он опирается на слова шейха аль-Альбани, которые он говорит в «ас-Сильсиля ад-да’ифа» под хадисом № 5433.
Там шейх аль-Альбани упоминает рассматриваемый хадис из «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1449 и говорит в процессе его обсуждения, что тот передатчик Мухаммад – это не Ибн Хумайд: “Этот хадис не из его передачи, наоборот, это от Мухаммада ибн Са’ида ибн аль-Асбахани, как я об этом упоминал там (в «ас-Сильсиля ас-сахиха»), в отличии от того, что написал мне один из уважаемых ищущих знание, утверждая, что это Мухаммад ибн Хумайд, без какого-либо довода”.
После этого брат Абу Сухайб сказал, что это последние слова шейха аль-Альбани об этом хадисе, поскольку он написал сборник «ас-Сильсиля ад-да’ифа» после сборника «ас-Сильсиля ас-сахиха», и что нет никаких указаний от шейха, что он отказался от достоверности данного хадиса.
Но даже если этот хадис и слабый, то как сказал Ибн Хаджар (11/7) они усиливают друг друга, плюс к этому следует добавлять и слова сподвижников, приветствовавших так, как например Зайд ибн Сабит.
Также и имам аш-Шаукани в толковании аята: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» писал, что нет проблем добавлять к саламу такие слова, как «уа мардатух, уа тахиятух» и т.п. См. “Фатхуль-Къадир” 1/493.
И еще, что касается добавления чего-либо к словам «уа баракатух» в саламе, то шейх аль-Альбани говорил, что не следует начинать приветствие превышая слова «уа баракатух», тогда как отвечать свыше этого нет проблем. И он говорил, что порицание превышать слова «уа баракатух» в сообщениях Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара касалось именно тех, кто начинал салам таким способом, а не отвечал.
Однако, все же следует отметить, что большинство ранних имамов запрещали добавлять что-либо к словам «уа баракатух», будь это началом приветствия или ответом. И это запрещали большинство ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. Более того, среди них были те, кто считал добавления чего-либо к словам «уа баракатух» нововведением, поскольку считали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не добавлял никогда к этим словам ничего, и что если открыть в саламе дверь того, что можно добавлять опираясь на обобщенный аят любые фразы, то это приведет в последствии и к открытию дверей в нововведении в любых словах поминания Аллаха, узаконенных в Сунне! Имам-маликит Абуль-Хасан аль-‘Адауи, упомянув асар от Ибн ‘Аббаса, что приводился выше, сказал: “И на этом были ограничены деяния наших саляфов и халяфов, и добавление чего-либо к саламу является крайностью и нововведением!” См. “Кифая ат-талиб” 2/436.
Хадис Зайд ибн Аркъама: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал нас, мы отвечали: «Уа алейка-ссалям, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух»”, то уж больно запутан его иснад, тем более многие имамы сказали о его слабости, в частности Ибн аль-Къайим и Ибн Хаджар, да и от аль-Альбани не однозначно передается постановление в отношении него.
Аасар от Ибн ‘Умара, что он отвечал на салам с добавкой, сам же шейх аль-Альбани назвал слабым в «Да’иф аль-адаб аль-муфрад» 1016.
А на асар от Зайд ибн Сабита, который говорил в письме к Му’ауие: “Саляму алейка, о амир-правоверных, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух” сторонники недозволенности говорят, что он достоверный, однако эти слова понимаются, как ду’а за халифа мусульман, а не как продолжение салама.
Но кто будет опираться на обсуждаемый хадис: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) приветствовал нас, мы отвечали: «Уа алейка-ссалям, уа рахмату-Ллахи уа баракатуху, уа магъфиратух»”, то наверное все же лучше не увеличивать свыше слов: «уа магъфиратух» и не начинать с них, а только отвечать так.
Уа-Ллаху а’лям.
источник