Вопрос: По каким причинам человек освобождается от поста в Рамадан?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Среди облегчений, которыми Аллах наградил Своих рабов является то, что предписание поститься касается только тех, у кого есть возможность, и Он простил тех кто неспособен совершить пост по узаконенным шариатским причинам.
Среди узаконенных шариатских причин, следующие:
Болезнь. Под болезнью подразумевается все, что делает человека не здоровым. Ибн Кудама сказал: «Ученые согласны, что дозволено больному оставить пост. Основой является аят (перевод смысла): «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.» (2:184) Передано от Салама ибн Аль Аква (Да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: Когда был ниспослан этот аят – “А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.” – те, кто не хотел поститься, могли выплатить фидья (т.е. накормить одного человека за один день). Это продолжалось до тех пор, пока не был ниспослан следующий аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!», т.е отменяющий его.». Если больной боится ухудшения состояния здоровья или что излечение затянется или получение вреда одной из частей тела, то сунной для него является прерывание поста, и является порицаемым (макрух) продолжение поста, потому что это может привести к его смерти. Поэтому, ему следует быть осмотрительным и беречь себя. Более того, если человек сильно болен, то ему можно вообще не поститься. Но если здоровый человек боится трудности или усталости, то ему нельзя прерывать свой пост, если результатом поста будет только усталость.
Путешествие. Для того чтобы путешественник мог не поститься, должны выполняться следующие условия: а. Путешествие должно быть достаточно долгим, когда сокращаются молитвы; б. Путешественник не должен иметь намерения поселиться там куда он направляется; в. Его путешествие не должно быть с греховными целями, напротив должна быть веская причина, согласно большинству ученых. Так как, освобождение от поста – это облегчение и уступка, которые грешник не заслуживает по причине плохого намерения в путешествии – как например тот, кто путешествует с целью бандитизма. Отмена облегчения для путешественника: а. Возвращение путешественника в родной город, место пребывания; б. Когда путешественник решает поселиться или остаться на долгий период в определенном месте. Таким образом, он становится жителем (не путешественником), и ему следует полностью совершать молитвы и не прерывать свой пост в Рамадан, потому что правила путешественника больше не относятся к нему.
Беременность и кормление грудью. Ученые по фикху согласны с тем, что беременная и кормящая женщина может прервать пост в Рамадан, если она считает, что пост приведет к ухудшению здоровья ребенка или матери, или будет причинен вред или приведет к смерти. Доводом для этого служит аят (перевод смысла): «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (2:185) Это не относится к легко больным, потому что больной, который не получит ущерба от поста не освобождается от него и не должен прерывать пост, болезнь использована как метафора – для ситуации, когда пост принесет вред больному. Это может произойти и во время беременности и во время кормления грудью, поэтому и в этих случаях дозволено прерывать пост. Доводов для этого служит хадис от Анаса ибн Малика аль Каби (да будет доволен им Аллах), который передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах облегчил путешественнику укорачиванием молитвы и освобождением от поста, и Он облегчил беременной и кормящей освобождением от поста».
Старость и дряхлость. Человек теряет силы с наступление старости или с приходом смерти, или когда он болеет неизлечимой болезнью, без надежды на выздоровление. Доводом, тому, что этим людям следует оставить пост является аят (перевод смысла): «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка.» (2:184) Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что этот аят не был отменен и относится к старым мужчинам и женщинам, которые не способны поститься, и за каждый день они должны накормить человека.
Сильный голод и жажда. Если человек испытывает сильную жажду или нетерпимый голод, то ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо для удаления голода, затем ему следует прекратить прием пищи до конца дня и восполнить пост в будущем. Ученые также добавили к этому боязнь слабости при встрече с врагом, или боязнь перед нападением, находясь в окружении. Поэтому, если воин уверен или предполагает, что возможно сражение и он опасается, что пост ослабит его во время битвы, и он не является путешественником, то он может прервать пост перед сражением.
Принуждение. Случаи, когда человека заставляют поступать определенным способом, против его воли посредством запугивания - называются принуждением.
Al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah, vol. 28, p. 73.
по материалам islam-qa.com