[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (сура «аль-Бакара»,278).
فَإِن لَّمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ
«Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его посланник объявляют вам войну» (сура «аль-Бакара», 279).
Также Всевышний Аллах сказал:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ
«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением» (сура «аль-Бакара»,275).
وَمَنْ عَادَ فَأُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (сура «аль-Бакара»,275).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Остерегайтесь семи пагубных вещей!» Его спросили: «Каких, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Многобожие по отношению к Аллаху, колдовство, убийство души не по праву, взимание процентов, трата денег сироты, бегство в день наступления, обвинение в прелюбодеянии верующих, невинных, замужних женщин».Также посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«Аллах проклял кушающего рост и кормящего им» (Муслим, 1597).
Также посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«Кушающий проценты, кормящий ими, записывающий их, если они знают (о запрете взимания процентов), - прокляты Мухаммадом в Судный день» (ан-Насаи, 147/8).
Шейх Ибн Усеймин сказал: «Риба – это
увеличение или отсрочка. Увеличение происходит относительно одной вещи к
другой, а отсрочка касается получения и обладания какой-либо вещью.
Поистине, Аллах разъяснил законоположение касательно взимания процентов,
а также сообщил нам угрозу, следующую за совершением этого тяжкого
греха. Также пророк Аллаха صلى الله عليه وسلم объяснил хукм риба и то
наказание, которого достоин человек, совершающий этот грех. Пророк
Мухаммад صلى الله عليه وسلم упомянул, что риба может быть в шести вещах:
золоте, серебре, пшенице, ячмене, сухих финиках и соли.
Если человек продает что-либо из выше
перечисленного, то необходимо соблюдение двух вещей – это равенство в
весе, т.е. равный вес и взаимообмен в непосредственный момент сделки
между покупающим и продающим.
Если человек продает золото за золото,
то необходимо соблюдение двух условий, упомянутых выше – это равновесие
на весах, т.е. равный вес, и получение золота непосредственно в момент
купли-продажи между двумя сторонами до их разлуки между собой. То же
самое касается серебра, пшеницы, ячменя, фиников и соли. Все эти условия
касаются только этих шести вещей. Если же купля-продажа осуществляется в
других вещах, то необходимо получить предмет торга непосредственно в
момент сделки между двумя сторонами, а равный вес уже не входит в
условие приобретения товара. Например, если человек продает один
килограмм пшеницы за два килограмма ячменя, то в этом нет ничего
запретного, однако получение товара обязательно должно происходить до
расхождения сторон. То же самое происходит, когда человек продает один
килограмм фиников за два килограмма ячменя или один килограмм золота за
два килограмма серебра, но нельзя забывать о взаимообмене товарами между
двумя сторонами в непосредственный момент сделки. Пророк Мухаммад صلى
الله عليه وسلم упомянул хукм касательно этих шести вещей, в которых
совершается риба, так как исламский шариат гласит, что нет разницы между
двумя одинаковыми вещами и нет равенства между двумя абсолютно разными
вещами.
Что же касается хукма риба, то риба
(проценты) является одной из семи губительных вещей, а также является
одним из больших грехов, да упасет нас Аллах от этого. Тот же, кто
взимает процент, тот частично уподобляется иудеям, самым грязным рабам
Аллаха, т.к. именно иудеи пожирают запретное и взимают проценты. Что же
касается угрозы, которую сказал Аллах по отношению к пожирателям
процентов, то она звучит в аяте следующим образом:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ
«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением» (сура «аль-Бакара», 275).
Шайтан постоянно подстрекает сынов Адама
к совершению того или иного греха, нашептывая им сладкие речи, кроме
тех, кому Аллах даровал защиту от шайтана посредством поминания и
чтения, например, аята «аль-Курси» по ночам и в другое время. Шайтан
старается напугать сынов Адама и сразить их. Кода же он достигает цели,
то человек начинает бить руками и ногами подобно сумасшедшему, как это
было описано в приведенном выше аяте.
Ученые, да смилуется над ними Аллах, разошлись во мнениях касательно понимания слова Аллаха «
восстанут».
Под этим выражением можно понять, что те, кто пожирал лихву в мирской
жизни, восстанут из своих могил в Судный День подобно сумасшедшим, к
которым прикоснулся шайтан. А также можно понять, что пожиратели
процентов будут взимать рибу с такой жадностью, алчностью и скупостью в
мирской жизни, что будут подобны сумасшедшим. Правильный же ответ
заключается в том, что если аят несет в себе два смысла, то он и
заключает в себе оба эти смысла. Т.е. в мирской жизни они будут вести
себя, как ведет себя человек, к которому прикоснулся шайтан, т.е. как
сумасшедший. А также в последней жизни они будут выходить из своих могил
подобно сумасшедшим, да упасет нас от этого Аллах.
Затем Всевышний Аллах говорит в аяте о тех, кто сравнил торговлю с процентами мерзким сравнением. Они сказали:
إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا
«Воистину, торговля подобна лихоимству» (сура «аль-Бакара», 275).
Т.е. они утверждали, что нет разницы,
если человеку продают овцу за сто риялов, где один дирхам идет за два
дирхама. Их сравнение подобно сравнению шайтана, когда Аллах приказал
ему совершить земной поклон Адаму. На что шайтан ответил Аллаху:
قَالَ أَنَا خَيْرٌ مِّنْهُ ۖ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ
«Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (сура «Сад», 76).
Но Аллах не принял его сравнения, а
проклял и изгнал шайтана. Также и здесь: сравнение иудеев противоречит
шариатскому постановлению. Всевышний Аллах сказал:
وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا
«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (сура «аль-Бакара», 275).
Аллах не сделал разрешенным лихоимство,
так как между рибой и торговлей существует огромная разница. Однако чье
сердце Аллах лишил ясности, тот видит ложь истиной, а истину – ложью, да
упасет нас от этого Аллах. Аллах сказал про подобного человека в
следующем аяте:
إِذَا تُتْلَىٰ عَلَيْهِ آيَاتُنَا قَالَ أَسَاطِيرُ الْأَوَّلِينَ
«Когда ему читают Наши аяты, он говорит: «Это – легенды древних народов!» (сура «аль-Мутаффифин», 13).
Коран – это самая великая,
красноречивая, ясная речь, так почему же они утверждают, что Коран – это
сказки древних народов? Всевышний Аллах сказал:
كَلَّا ۖ بَلْ ۜ رَانَ عَلَىٰ قُلُوبِهِم مَّا كَانُوا يَكْسِبُونَ
«Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели» (сура «аль-Мутаффифин», 14).
Как мы уже сказали выше, когда сердце
лишается ясности, то человек видит ложь истиной, а истину – ложью, да
упасет нас Аллах от этого. Однако Всевышний Аллах предлагает этим
грешникам, которые погрязли в пожирании процентов, покаяться. Мы можем
увидеть в Коране, что Аллах постоянно сообщает и напоминает грешникам о
покаянии. Потому что Аллах любит кающихся и очищающихся. Пророк Мухаммад
صلى الله عليه وسلم сказал:
«Для Аллаха покаяние раба более радостно, чем для вас – верблюдица»(Муслим, 2747).
К пояснению этого хадиса мы расскажем
историю, которая произошла с одним человеком. Этот человек находился в
пути, шел через пустыню со своей верблюдицей, на спине которой была его
еда и питье. Но случилось так, что она пропала, и он остался один, без
провизии и воды. Выбившись из сил, он лег под дерево, его состояние было
критическим, и внезапно он заметил, что его верблюдица стоит,
привязанная к дереву. Он подошел, взял ее за поводья и сказал: «О,
Аллах! Ты мой раб, а я твой Господь». Конечно, он хотел сказать
наоборот, но по причине сильной радости он ошибся в словах и сказал то,
что сказал. Поэтому посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал, что для
Аллаха покаяние раба -более радостное событие, чем то, что произошло с
тем человеком, который сначала потерял свою верблюдицу, а затем нашел
ее. Нам трудно представить, какова была радость человека, который был
близок к смерти, потерял все, что имел, и вдруг все это возвращается к
нему. Из этой истории мы видим, что от сильной радости, от сильнейшего
потрясения этот человек начал ошибаться в словах, перепутав себя с
Господом миров – настолько он был счастлив в то мгновение. А Аллах еще
больше радуется покаянию своего раба. Всевышний Аллах говорит в Коране:
فَمَن جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّهِ فَانتَهَىٰ فَلَهُ مَا سَلَفَ
«Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде» (сура «аль-Бакара», 275).
Хвала Аллаху! Слова этого аята означают,
что если тот, кто занимается процентами, узнает об этом страшном грехе и
затем оставит его, то ему будет прощено то, что было прежде и его
положение у Аллаха изменится. Конечно, он должен действовать сразу, как
только узнает об этом, оставить все проценты, аннулировать все договора,
содержащие процентные ставки. Так как пророк Мухаммад صلى الله عليه
وسلم в своей прощальной проповеди объявил людям, что все проценты
джахилии отменены. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«Проценты джахилии отменены».Затем пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
«Первые проценты, которые я отменяю – это проценты аль-Аббаса бин Абдулмутталиба».Аль-Аббас бин Абдулмутталиб был дядей
пророка صلى الله عليه وسلم , и именно со своих родственников начал
посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم. В этом заключается мудрость, и
правитель должен действовать так – начинать со своих родственников. Но, к
большому сожалению, сегодня все происходит наоборот. Родственники
правителя имеют дипломатическую неприкосновенность и совершают все, что
им вздумается. Сообщается, что когда Умар бин аль-Хаттаб запрещал
что-либо людям, он в первую очередь собирал свою семью и своих близких и
говорил им, что люди смотрят на них, подобно птицам, смотрящим на мясо.
Умар предупреждал своих близких, что если кто-либо из них совершит то,
что он запретил людям, то его наказание будет удвоено в два раза. Именно
поэтому эти люди обладали востоком и западом земли, именно поэтому им
подчинялись империи и страны, ведь на тот момент в других странах все
было иначе. В исламе родственник правителя не может извлечь выгоду из
своего близкого к нему положения. Так установлено, и так должно быть,
чтобы потом никто не обвинил правителя, что он выносит решения в пользу
своего родственника, чтобы защитить его от наказания за его проступки.
Суть же в том, что Всевышний Аллах по Своей щедрости и милости побуждает к покаянию и предлагает грешникам покаяться, говоря:
فَمَن جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّهِ فَانتَهَىٰ فَلَهُ مَا سَلَفَ
«Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде» (сура «аль-Бакара», 275).
Просим Аллаха простить нас за наши прегрешения. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الَّذِينَ فَتَنُوا الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ
«Тем, которые подвергли искушению (или сожгли в огне) верующих мужчин и женщин» (сура «аль-Бурудж», 10).
О ком же эта история? Эта история об
обладателях рва, которые вырыли огромный ров, затем разожгли в нем
огромный огонь и бросили туда всех, кто уверовал в Аллаха. Всевышний
Аллах сказал:
وَهُمْ عَلَىٰ مَا يَفْعَلُونَ بِالْمُؤْمِنِينَ شُهُودٌ
«…будучи свидетелями того, что творят с верующими» (сура «аль-Бурудж», 7).
وَمَا نَقَمُوا مِنْهُمْ إِلَّا أَن يُؤْمِنُوا بِاللَّهِ الْعَزِيزِ الْحَمِيدِ
«Они вымещали им только за то, что те уверовали в Аллаха Могущественного, Достохвального» (сура «аль-Бурудж», 8).
Также Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الَّذِينَ فَتَنُوا الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ
«Тем, которые подвергли искушению (или сожгли в огне) верующих мужчин и женщин…» (сура «аль-Бурудж», 10).
Затем Аллах предлагает этим грешникам и
убийцам, которые сжигают своих же близких раскаяться, так как Аллах
любит кающихся. Далее Аллах говорит:
ثُمَّ لَمْ يَتُوبُوا فَلَهُمْ عَذَابُ جَهَنَّمَ وَلَهُمْ عَذَابُ الْحَرِيقِ
«…и не раскаялись, уготованы мучения в Геенне, мучения от обжигающего Огня» (сура «аль-Бурудж», 10).
فَمَن جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّن
رَّبِّهِ فَانتَهَىٰ فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ ۖ وَمَنْ
عَادَ فَأُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (сура «аль-Бакара», 275).
Из этого аята мы видим, что уготовано им
из наказания в будущей жизни. Что же касается наказания в мирской
жизни, то по этому поводу Всевышний Аллах сказал:
يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا
«Аллах уничтожает лихву» (сура «аль-Бакара», 276).