Правда ли, что камушки и крошки в мечети – это символы приданого для гурий? Хвала Аллаху!
Во-первых:
Не существует достоверных (сахих) хадисов, в которых бы указывался махр гурий. Все сообщения, которые были переданы относительно этого либо очень слабые (да`ИФ джиддан) либо сфабрикованные (маудуу`). Рассмотрим коротко, то, что было передано от шести сахабов по этому вопросу:
1. Передано в сообщении марфуу ` от Ибн `Умара (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Сколь много гурий, чей махр не более пригоршни пшеницы или фиников».
Передано от аль-`Акиили (1/42) и от него Ибн аль-Джаузи в аль-Маудуу`ат (3/253) и Ибн Хиббан в аль-Маджруухиин (1/98). Ибн аль-Джаузи сказал: «Здесь порицается Абаан. Абу Хаатим Ибн Хиббан сказал: «Абаан ибн аль-Мухбир передавал от заслуживающих доверие передатчиков то, что не являлось их сообщениями, так что даже те, у кого были большие знания, были сбиты с толку. Не дозволяется передавать от него, кроме как если вы приводите пример ложного хадиса. Он тот, кто передавал хадис от Наафи` и этот хадис баатиль (фальшивый)». Аль-Дааракутни сказал: «Абаан – матруук (т.е. его хадисы надо игнорировать)». Конец цитаты.
Ибн Абу Хаатим сказал в аль-`Илаль (№641): «Мой отец говорил: «Этот хадис – баатиль. Аббан – неизвестный передатчик (маджхуль) и слабый (да`иф) передатчик. Конец цитаты.
Шейх аль-Албаани сказал в аль-Сильсиля аль-Да`иф (№571): «Он сфабрикованный (маудуу`)».
2. Также передается хадис от Абу Хурайры: «Махр гурий – это горсть фиников и кусок хлеба».
Это сообщение передается от Ибн `Адий в аль-Каамиль (5/25) и Ибн аль-Джаузи в аль-Маудуу`ат (3/253). Он сказал: «Здесь порицается `Умар ибн Субх. Ибн Хиббан сказал: Он обычно выдумывал сообщения от имени заслуживающих доверия передатчиков. Не дозволяется записывать его хадисы, только если вы не собираетесь указывать на их неизвестность». Конец цитаты.
3. Другой хадис, который очень распространен среди людей, но не является достоверным (сахих) и который приписывается Анасу: «Плачь в мечетях – это махр гурий».
Было передано от аль-Дайлами в Муснад Фирдаус (№ 4896) и Ибн аль-Джаузи в аль-Маудуу`аат (3/253). Он сказал: В иснаде есть передатчики, которые неизвестны (маджхууль) и `Абдуль Валид не является заслуживающим доверие (сига). Также об этом заявлял Яхья. Аль-Бухари, Аль-Фаллаас и аль-Насаа`и говорили: «Этот хадис матрук (т.е.оставляемый)». Конец цитаты. Шейх аль-Албани считал, что он сфабрикованный, на что указал в аль-Сильсиля аль-Да`иифа (№4147).
4. Передается от `Али ибн Абу Таалиба (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «О Али, плати гуриям их махр: убирай препятствия с дороги и убирай мусор в мечетях – поскольку это их махр».
Этат хадис был передан аль-Дайлами в Муснад аль-Фирдаус (№8335) и Ибн Шахиином в аль-Таргииб фи Фадаа`иль аль-А`мааль (№535). В Канз аль-`Уммаль (16/229) он приписывается Ибн аль-Наджжару. В иснаде от Ибн Шахиина также упоминается аль-Ма`аафа ибн Мутаххар и Муварра ибн Джубайр, но я не смог найти никаких сведений о них, за исключением нескольких слов Ибн Макула в аль-Икмааль (7/263).
5. Также передается от Абу Умаама, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Горстка фиников для бедняка – это махр гурий».
Передается аль-Дайлами в аль-Фирдаус (№ 4645 и Ибн аль-Джаузи в аль-Маудуу`ат (3/253). В Джаами` аль-Ахадис (№15093), аль-Сйуути приписывал его аль-Дааракутни в аль-Афраад.
Ибн аль-Джаузи сказал: «Этот хадис передавал только Тальха ибн аль-Вадиин». Аль-Са`ди сказал: «Аль-Вадиин слабый передатчик». Аль-Насаа`и сказал: Т»альха – матрук (оставляемый)». Ибн Хиббан сказал: «Не разрешается передавать сообщения от него». Конец цитаты.
Аль-Албаани считал этот хадис сфабрикованным в аль-Сильсиля аль-Да`иифа (№6197).
6. Еще один хадис про махр гурий был передан через Абу Курсаафа, чье имя было Джандара: «Убирать мусор из мечетей – это махр для гурий».
Этот хадис передан ат-Табараани (3/19), Ибн `Асаакир в Тариих Димашк (5/110), Абу Бакр аль-Шаафа`и в аль-Фаваа`ид (2/23/2) и Ибн Манда в аль-Ма`рифа (2/259 №6340). В аль-Дурр аль-Мансуур (4/144), аль-Суйуути приписывал его Абу Бакру аль-Шаафа`и в его Рубаа`ийат. Аль-Байхаки сказал в Маджма` аль-Заваа`ид (2/113): «Его иснад включает неизвестных (маджхууль) передатчиков». Конец цитаты.
Шейх аль-Албаани сказал в аль-Сильсиля аль Да`иифа (№ 1675): «Его иснад «темный» (т.е. содержит множество неизвестных передатчиков), и кроме как у Абу Курсаафа они не были упомянуты в биографических описаниях, не считая Мухаммада ибн аль-Хасана ибн Кутайбы, который был хафизом и доказано, что он заслуживает доверия». Конец цитаты.
Суммируя, можно сказать, что не существует достоверных (сахих) хадисов, в которых бы говорилось о махре гурий, поэтому Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал в аль-Маудуу`ат (3/254): «Сообщения об этом недостоверно в любом его иснаде». Конец цитаты.
Во-вторых:
Настоящим махром гурий будет любое благое дело, которое приближает к Аллаху, и служит причиной попадания в Рай.
Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал в ат-Тазкира фи Ахуааль аль-Маутаа уа Умур аль-Ахира (стр. 556): Глава, в которой говорится, что праведные деяния являются махром гурий. В этой главе он передал некоторые хадисы, перечисленные выше, а затем сказал:
Мухаммад ибн Аль-Ну`маан аль-Мукари сказал: «Я сидел с аль-Джала аль-Мукари в Мекке, в аль-Масджид аль Хараам (Заповедной мечети), когда мимо нас прошел пожилой высокий мужчина с плотным телосложением, одетый в лохмотья. Аль-Джала поднялся и какое-то время постоял с ним, затем вернулся к нам и сказал: «Знаете ли вы этого человека? Мы ответили: «Нет».
Он сказал: «Он купил у Аллаха гурию за четыре тысячи хатмов (прочитав полностью Коран) и когда он закончил чтение, он увидел ее во сне, у нее были украшения и пышный наряд. Он спросил: «Кто ты?» и она ответила: «Я гурия, которую ты купил у Аллаха за четыре тысячи хатмов. Такова цена. А что же я получу от тебя? Он сказал: «Одну тысячу хатмов» Аль-Джала сказал: «Он все еще работает над этим».
Передается от Сахнуна что он сказал:
«В Египте жил мужчина, которого звали Саид, и у него была мать, которая была очень соблюдающей женщиной. Когда бы он ни вставал по ночам, чтоб помолиться кийам, его мать молилась за ним, а если становился сонный, его мать звала его: «О, Саид! Как может спать тот, кто боится Ада и желает жениться на красивой гурии». И он без смятения поднимался.Передается от Саабита, что он сказал:
«Мой отец был из тех, кто молился кийаам ради Аллаха поздней ночью. Он сказал: «Прошлой ночью я видел во сне женщину, которая не была похожа на женщин этого мира. Я спросил ее: «Кто ты?» И она ответила: «Я гурия, раба Аллаха». Я сказал ей: «Женись на мне» и она сказала: «Делай предложение мне через своего Господа, и заплати мне махр». Я спросил: «И каков твой махр?» Она сказала: «Продолжительный тахаджуд».Маалик ибн Динар сказал:
«У меня была определена часть Корана, которую я прочитывал каждую ночь. И вот однажды, когда я уснул, мне во сне явилась прекрасная девушка, с кусочком пергамента в руках. Она сказала: «Можешь прочесть?» Я ответил: «Да». Она дала мне этот кусочек пергамента, на котором были написаны следующие строки стихотворения:Ты тратишь свое время на сон, хотя мог бы искать награду свою
И зарабатывать прекрасных гурий в Раю.
В Раю тебя ждет вечная жизнь и там не будет смерти,
И будешь наслаждаться красотой гурий
в восхитительных покоях поздно или рано,
Проснись, ведь прекрасней сна – ночное чтение Корана».Конец цитаты.
И нечто подобное говорилось Ибн Раджабом в его работе Ихтийаар аль-Ууля (стр. 12) и в Латаа`иф аль-Ма`аариф (стр.159)
См. также вопрос № 10053, в котором рассказывается о гуриях.
А что касается уборки в мечетях, то это похвальное деяние, и существует множество свидетельств, которые поощряют и рассказывают о его достоинствах. Ранее мы уже обсуждали эту тему в ответе на вопрос № 20160.И Аллах знает лучше.
Islam Q&A
http://www.islam-qa.com/en/ref/102757
Махр гурий