Обручальное” кольцо. Некоторые мужчины позволяют себе носить золотое кольцо, которое они называют не иначе,как “обручальным”, тем самым наследуя традиции неверных, поскольку этот обычай пришел к ним от христиан[1]. Совершенно очевидно, что такая традиция вступает в противоречие с установлениями достоверных хадисов, которые налагают запрет на ношение золотых колец как мужчинами, так и женщинами, ‑ об этом мы скажем ниже. Вот лишь некоторые из этих хадисов.Первый хадис: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил кольца из золота”[2].Второй хадис: Ибн Аббас рассказывал, как однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил на руке у одного мужчины кольцо из золота, сорвал его и отшвырнул в сторону, а затем сказал:“А что, если кто-нибудь из вас возьмет уголь из огня и будет держать его у себя в руке?!”Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, удалился, и кто-то сказал этому человеку: Возьми свое
кольцо и носи, как прежде. Но тот ответил: Ну уж нет. Клянусь Аллахом, больше ни за что не возьму его в руки – ведь Посланик Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отбросил его прочь[3].Третий хадис: Абу Са‘лаба аль-Хашани рассказывал, как однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, заметил у него на руке кольцо из золота и принялся колотить его палкой. Улучив момент, Абу Са‘лаба незаметно от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сбросил это кольцо. [Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел, что у Абу Са‘лаба на руке больше нет кольца, и] сказал:“Полагаю, мы поделом причинили тебе боль и наложили такое наказание”[4].Четвертый хадис: Абдаллах ибн Амр рассказывал, что как-то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, заметил на руке у одного из асхабов кольцо из золота и отшатнулся от него. Асхаб снял золотое кольцо, но стал носить кольцо из железа. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Еще хуже – это украшение обитателей Ада. Асхаб снял и это кольцо, но стал носить кольцо из серебра. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ничего не сказал по этому поводу[5].Пятое: «Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, не носит ни шелка, ни золота»[6].
Шестое: «Тому из моей общины, кто надел золото и умер, так и не сняв его, Аллах сделает запретным все золото Рая»[7].
--------------------
[1] Этот христианский обычай уходит своими корнями в глубокую древность. В те далекие времена, надевая кольцо на левую руку избранницы, жених поначалу располагал его на большом пальце невесты и говорил:Во имя Отца. Затем, надевая кольцо на указательный палец невесты, он говорил: Во имя Сына. После этого кольцо надевалось на средний палец ‑ в этот момент жених говорил: во имя Духа Святого. Наконец, когда жених произносил слово “аминь”, кольцо надевалось на безымянный палец невесты, а после бракосочетания так и оставалось у нее на безымянном пальце.
Вопрос о том, как возник христианский обычай обмениваться обручальными кольцами, был задан журналу “Женщина” (Woman),который выходит в Лондоне, ‑ № 19. Март 1960 г. С. 8.
Ответ на этот вопрос подготовила Анжела Тэлбот (AngelaTalbot) ‑ редактор отдела журнала по работе с письмами читателей.
Вопрос был сформулирован следующим образом:
Почему обручальное кольцо принято носить на безымянном пальце левой руки?Why is the wedding ring placed on the third finger of the left hand?
Ответ был таким:
Утверждают, что в организме человека есть вена, которая идет от безымянного пальца левой руки прямо к сердцу. К тому же, этот обычай имеет долгую историю. Когда-то, надевая кольцо на левую руку избранницы, жених поначалу располагал его на большом пальце невесты и говорил: во имя Отца. Затем он надевал кольцо на указательный палец невесты и говорил: во имя Сына. После этого кольцо надевалось на средний палец, и жених говорил: во имя Духа Святого. Наконец, когда жених произносил слово “аминь”, кольцо надевалось на безымянный палец невесты, а после бракосочетания так и оставалось у нее на безымянном пальце.
It is said there is a vein that runs directly from the finger to the heart. Also, there is the ancient origin whereby the bridegroom placed
the ring on the tip of bride’s left thumb, saying: “In the name of the father” on the first finger, saying: “In the name of the son” on the second finger, saying: “And of the Holy Ghost”, on the word “Amen”, the ring was finally placed on the third finger where it remained.
Дословный перевод последней фразы звучит следующим образом:
“Наконец, когда жених произносил слово “аминь”, кольцо надевалось на безымянный палец невесты, где и оставалось”.Перевод этого отрывка осуществила талантливая писательница Мульк Ханнано, да наделит ее Аллах наилучшей участью.
[2] Этот хадис со слов аль-Барра’ ибн Азиба приводят аль-Бухари (10 / 259), Муслим (6 / 135) и Ахмад (4 / 287). Со слов Абу Хурайры этот хадис приводят те же аль-Бухари (10 / 260) и Муслим (6 / 149), а также ан-Наса’и (2 / 288), Ахмад (2 / 468) и Ибн
Са‘д (1 / 2 / 161). Хадисы на эту тему приводятся также со слов Али, Имрана и других передатчиков.
[3] Этот хадис приводят Муслим (6 / 149), Ибн Хиббан в
Сахих (1 / 150), ат-Табарани (3 / 150 / 1‑2) и Ибн ад-Дибаджи в
аль-Фава’ид аль-мунтакат (2 / 80 / 1‑2).
Хадис свидетельствует о том, что кольцо из золота подлежит запрету (
харам). Ниже мы приводим мнение Ахмада, да будет милостив к нему Аллах, согласно которому
ношение золотых колец относится к действиям нежелательным (макрух). Однако в данном случае то, что Ахмад называет неприемлемым или нежелательным, следует понимать как запретное – см. сообщение Ахмада в комментарии к четвертому хадису данного раздела. – С. 219.
В хадисе
марфу‘ cо слов Абу Хурайры сообщается: «Да проклянет Аллах того, кто носит кольцо из золота». Этот хадис передает ас-Сакафи в
ас-Сакафиййат (том. 6, номер 36 – по моему списку). Однако в иснаде к этому сообщению фигурирует имя Сайфа ибн Мискина, который слывет ненадежным передатчиком.
[4] Этот хадис со слов ан-Ну‘мана ибн Рашида со слов аз-Зухри со слов Ата‘ ибн Йазида со слов Абу Са‘лабы приводят ан-Наса’и (2 / 288), Ахмад (4 / 195), Ибн Са‘д (7 / 416) и Абу Ну'айм в
Исбахан (1 / 400). Всех передатчиков этого хадиса Муслим относит к числу достоверных. Однако, известно, что ан-Ну‘ман передавал хадисы неточно, а у аль-Махамили в
аль-Амали (том 9, номер 18) с его слов передает Абд ар-Рахман ибн Рашид. Этот же хадис в форме
мурсаль по другому пути передачи со слов аз-Зухри со слов Абу Идриса передает Йунус.Ан-Наса’и изучил иснад этого хадиса и пришел к выводу:
«Он может называться достоверным».
Примечание автора: В форме
мурсаль этот хадис имеет хороший иснад. Однако аль-Хафиз в
аль-Фатх (10 / 261) привел этот
хадис в форме
маусуль (
маусуль – категория хадисов с непрерывным иснадом. –
Прим. переводчика). При этом аль-Хафиз писал:«Этот хадис передавал Йунус со слов аз-Зухри со слов Абу Идриса со слов некоего человека-асхаба…» Затем аль-Хафиз приводит вариант этого хадиса, но так и не указывает, кто же передавал его первым.
Позднее в
Джами‘ Ибн Вахб (с. 99) я прочитал: Мне сообщил его Йунус ибн Йазид. Если так, то данный хадис достоверен, а тот факт, что имя асхаба, передававшего хадис первым, неизвестно, в данном случае не может помешать нам признать
сообщение заслуживающим доверия.
Кроме того, аль-Ауза‘и в одной из передач хадиса со слов аз-Зухри называет имя этого асхаба – Абу Зарр. Исход хадиса проследил.Ибн Асакир (14 / 173 / 1) ‑ в иснаде к сообщению фигурирует имя аль-Касима ибн Умара ар-Раби‘и. Мне не удалось обнаружить каких-либо сведений об этом передатчике. Хадис на эту же тему приводится также со слов некоего человека, который у Ахмада назван Ашджа‘ (4 / 260 и 5 / 272). У этого хадиса тоже достоверный иснад.
[5] Этот хадис со слов Амра ибн Шу‘айба, передававшего со слов отца и деда, приводят Ахмад (номер 6518 и номер 6680) и аль-Бухари в
аль-Адаб аль-муфрад (номер 1021). У этого хадиса хороший иснад. Ибн Раджаб в
Шарх ат-Тирмизи (90 / 2) по поводу этого хадиса хранит молчание.Этот хадис может считаться достоверным, несмотря на то,что в
аль-Муснаде (номер 6977) тот же хадис со слов Ибн Амра приводится в другой передаче со слабым звеном.У этого хадиса есть
шахед в передаче от Умара ибн аль-Хаттаба – его приводят Ахмад в
аль-Муснад (номер 132) и аль-Укайли(с. 416). Передатчики этого хадиса надежны, хотя его иснад разорван. Аль-Укайли приводит этот хадис в форме
маусуль,но со слабым иснадом. Вслед за ним этот хадис в форме
маукуф передает Ибн Са‘д (4 / 281).
Еще один
шахед хадиса передается от Бурайды. Его приводят авторы
Сунан, а также ад-Дуляби (2 16). Ибн Хиббан посчитал этот хадис достоверным, однако аль-Хафиз в
аль-Фатх (10 / 256) признал его слабым, поскольку в иснаде к нему фигурирует имя Абу Тыбы Абдаллаха ибн Муслима аль-Марвази, о которм Абу Хатим ар-Рази говорил так:«Он записывает хадис и не удосуживается привести доказательства в его пользу».
Ибн Хиббан об аль-Марвази говорил следующее:«Он делает ошибки и часто имеет мнение, отличное от других».
Примечание автора: Абу Тыбу Абдаллаха аль-Марвази можно считать слабым с точки зрения качества передачи сообщений, однако сам по себе, как правдивый передатчик, он не вызывает подозрений. В связи с этим аль-Хафиз в
ат-Такриб заметил об Абдаллахе аль-Марвази следующее:«Он правдив, но допускает ошибки».
Как и Ибн Хиббан, далее в этом же сочинении аль-Хафиз ссылается на хадис со слов аль-Марвази и делает это не раз.
Таким образом, с учетом выше изложенного хадис, в иснаде которого присутствует имя аль-Марвази, может считаться сильным, если угодно Всевышнему Аллаху.У данного хадиса есть также третий
шахед в передаче от Джабира. Его
приводит Абу-ль-Хасан ибн ас-Салт аль-Муджаббир в одной из глав
Амали Аби Абдаллах аль-Махамили ва-Исма‘ил
ас-Саффар (58 / 1).
Необходимо подчеркнуть, что хадис запрещает ношение кольца из железа, поскольку, как утверждается в сообщении,
железное кольцо хуже кольца золотого. Не следует обращать внимание на фетвы некоторых достопочтенных муфтиев, которые считают, что носить кольцо из железа все же можно. Как правило, при этом они ссылаются на хадис,
приводимый в
Сахихах аль-Бухари и Муслима, – в нем сообщается, как Пророк, да благословит его Аллах и да спасет, обратился к человеку, не имевшему
махр для своей невесты, с таким словами:«Найди хотя бы железное кольцо». В
аль-Ирва’ (1983) я проследил исход этого хадиса. Необходимо отметить, что текст данного сообщения не содержит разрешение
на ношение украшений из железа. В этой связи аль-Хафиз в
аль-Фатх (10 / 266) сказал следующее:«На этот хадис ссылаются в том случае,когда хотят обосновать разрешение на ношение кольца из железа. Однако в хадисе не содержится каких-либо доказательств в пользу такого разрешения. Ведь позволение иметь при себе кольцо из железа не обязательно значит, что кольцо позволено надевать. По всей видимости, кольцо потребовалось лишь для того, чтобы женщина могла воспользоваться вырученными за него средствами».
Примечание автора: Даже если допустить, что в тексте последнего хадиса все же содержится разрешение на ношение кольца из железа, это всего лишь означало бы, что такое разрешение могло быть в силе до наступления соответствующего запрета. Именно к такому выводу мы приходим в результате согласования содержания этого хадиса и хадиса, установившего запрет, ‑ точно так же, как в случае с хадисами, которые позволяют мужчинам носить украшения из золота, и хадисами, которые это,
напротив, запрещают. На наш взгляд, это абсолютно понятно, ‑ если будет угодно всевышнему Аллаху.
На предмет данного хадиса высказывались также Ахмад и Ибн Рахавайх, да смилуется над ними Аллах. В
Маса’иль аль-Марвази (с. 224) сообщается, как однажды Исхак ибн Мансур аль-Марвази обратился к Ахмаду с таким вопросом:
Какое кольцо считается нежелательным (макрух) – золотое или железное? Как сообщается далее, Ахмад ответил так: Оба, ей-Богу! Исхак подчеркнул: Ахмад прямо так и сказал. См. наш комментарий на сообщение, приведенное выше по тексту (с. 215).
Как сообщает Ибн Вахб в
аль-Джами‘ (101), такое же мнение на этот счет высказывал Малик. По данным
Табакат
Ибн Са‘д (4 / 114) и
Джами‘ Ибн Вахб (100) так же по этому поводу высказывался Умар, да будет доволен им Аллах, ‑ Абд ар-Раззак, а также аль-Байхаки в
аш-Шу‘аб приводят его слова по
аль-Джами‘ аль-кябир (13 / 191 / 1).
Рассматриваемый хадис не вступает в противоречие с сообщением, которое приводит Му‘айкыб, да будет доволен им
Аллах:
«Кольцо у Пророка, да благословит его Аллах и да спасет, было из железа, искривленное, с серебром. И далее: Иной раз
я держал это кольцо у себя в руках. Му‘айкыб был хранителем кольца Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет».Это сообщение с достоверным иснадом приводят Абу Давуд (2 / 198) и ан-Наса’и (2 / 290). У сообщения есть три
шахеда в форме
мурсаль – все они приводятся в
Табакат Ибн Са‘д (1 2 163‑164). Их также приводит аль-Хафиз в
аль-Фатх(10 / 265). Четвертый
шахед этого сообщения можно найти у ат-Табарани (1 / 206 / 2).
Примечание автора: Рассматриваемый хадис и сообщение, приведенное только что, не противоречат друг другу ‑ как замечает аль-Хафиз, содержание сообщения и хадиса можно согласовать на том основании, что в последнем запрет налагается на кольцо, изготовленное исключительно из железа. К тому же, установление, сформулированное на словах, имеет приоритет перед установлением, выраженным в действиях, ‑ запрет на ношение железного кольца, сформулированный лично
Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет, в рассматриваемом хадисе вербально, имеет преимущество перед поступком, описанным в сообщении Му‘айкыба, и в данном случае будет правильнее следовать за запретом, а не за
рассказом Му‘айкыба, пользуясь возможностью оправдаться формальным сопоставлением текстов. Аллах лучше знает.
Ан-Наса’и (2 / 290) приводит следующее сообщение со слов Давуда ибн Мансура: “Нам рассказал Ляйс ибн Са‘д со
слов Амра ибн аль-Хариса со слов Бакра ибн Савады со слов Абу-ль-Бахтари со слов Абу Са‘ида аль-Худри:
Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и да спасет, подошел некий человек из Бахрейна и поприветствовал его. Но
Пророк, да благословит его Аллах и да спасет, не ответил на приветствие ‑ у человека на руке было кольцо из золота. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет, сказал: Истинно, у него на руке угли из Адского огня!..
Человек спросил: А какое кольцо можно носить? Посланник Аллаха ответил: Кольцо из железа, серебра или меди”.
Приведенное сообщение является слабым.Знаток Корана и хадисов Ибн Раджаб аль-Ханбали подверг это сообщение
всестороннему анализу в
Шарх ат-Тирмизи(90 / 1), но так и не смог прийти к заключению о его достоверности. На мой
взгляд, слабым звеном в сообщении является один из его передатчиков ‑Давуд ибн Мансур. Несмотря на то, что Давуд ибн Мансур слыл правдивым передатчиком хадисов, его сообщениям свойственна неточность изложения. На это указал аль-Хафиз ‑ в
ат-Такриб он сказал о Давуде ибн Мансуре так:«Он правдив, но допускает ошибки».
Аль-Бухари – автор, не менее авторитетный, чем ан-Наса’и, ‑ приводит иснад этого сообщения в другом виде ‑ в
аль-Адаб аль-муфрад (номер 1022) он говорит: “Нам передал сообщение Абдаллах ибн Салих, а он сказал: мне рассказал его аль-Ляйс”, ‑ однако вместо имени Абу-ль-Бахтари в иснаде к сообщению аль-Бухари приводит имя Абу-н-Наджиба. С таким же иснадом
это сообщение приводит ат-Табарани – так в
аль-Маджма‘ (5 / 154).
Видимо, Ибн Вахб передавал это сообщение в той же передаче, что и Абдаллах ибн Салих, (то есть, через Абу-н-Наджиба.
– Прим. переводчика) – в
аль-Джами‘ (99) он говорит: Этот хадис мне сообщил Амр ибн аль-Харис. В такой передаче от Ибн Вахба сообщение приводит Ахмад (3 / 14). У Муслима Харун назван одним из надежных передатчиков. Ан-Наса’и (2 / 288) – автор, не менее авторитетный, – приводя иснад сообщения в передаче от Ибн Вахба, утверждает другое: Нам сообщил Ахмад
ибн Амр ибн ас-Сарх, а он сказал: нам передал его Ибн Вахб… – и далее в иснаде к сообщению снова приводится имя Абу-ль-Бахтари (а не Абу-н-Наджиба.
– Прим. переводчика). Принимая во внимание все выше сказанное, мы можем отнести
данное сообщение к категории «запутанных». Если предположить, что в иснаде к нему все-таки фигурирует имя Абу-ль-Бахтари, то иснад сообщения следует признать «оборванным», поскольку, как утверждают Абу Давуд и Абу Хатим,
Абу-ль-Бахтари – его звали Са‘ид ибн Файруз – не мог слышать Абу Са‘ида. Если все-таки предположить, что в иснаде фигурирует имя Абу-н-Наджиба, то в таком случае необходимо учитывать следующее: статус Абу-н-Наджиба как
передатчика доподлинно неизвестен – никто, кроме Ибн Хиббана, не признавал его достоверным. Известно, что со слов Абу-н-Наджиба передавал один лишь Бакр ибн Савада. На мой взгляд, в иснаде сообщения имелся в виду именно
Абу-н-Наджиб, поскольку Ахмад в одной из передач сообщения утверждал буквально следующее: «…со слов Бакра ибн Савады известно, что Абу-н-Наджиб мауля Абдаллаха ибн Са‘да рассказал ему, что Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал ему…».
Таким образом, Ахмад ясно дал понять, что передатчиком, услышавшим это сообщение от Абу Са‘ида, был именно Абу-н-Наджиб, и на его месте не мог быть Абу-ль-Бахтари, который, как уже было отмечено, не мог слышать Абу Са‘ида. Даже
если признать, что в иснаде сообщения фигурирует имя Абу-н-Наджиба, на мой взгляд, сообщение все равно нельзя считать достоверным, и оно не может быть использовано для критики рассматриваемого хадиса, который признан бесспороно
достоверным. К тому же необходимо учесть и тот факт, что в передаче Ахмада концовка сообщения: «…Человек спросил: А какое кольцо можно носить? Посланник Аллаха ответил: Кольцо из железа, серебра или меди», ‑ и вовсе отсутствует.
В рассматриваемом хадисе также указывается, что кольцо из серебра носить можно. Тот факт, что на счет
серебряного кольца в хадисе не имеется каких-либо ограничений, свидетельствуето том, что такое кольцо может быть дозволено даже в том случае, если оно весит
мискаль[5]. Что касается хадиса, в котором приводятся слова: «…Кольцо не должно весить
мискаль и более», ‑ то он является слабым – я пояснил это в работе “Слабые и подозрительные хадисы, а также их отрицательное влияние на правоверных” (
аль-Ахадис ад-да‘ифа ва-ль-мауду‘а ва-асаруха ас-саййи’ фи-ль-умма). На сегодняшний день мною опубликовано две тысячи таких хадисов ‑ все они были объединены в четыре тома, однако на самом деле количество хадисов такого рода на порядок больше.
[6] Этот хадис с хорошим иснадом в форме
марфу‘ со слов Абу Умамы приводит Ахмад (5 / 261).
[7] Этот хадис с хорошим иснадом в форме
марфу‘ со слов Абдаллаха ибн Амра приводит Ахмад (номер 6556 и номер 6947). Своими ценными соображениями по поводу этого хадиса в своем комментарии к
аль-Муснаду с нами делится достопочтенный шайх Ахмад Мухаммад Шакир.
из книги щейха аль Албани ,Этикет бракосочетания по причистой сунне "
глава 38 Отказ от совершения действий, противоречащих шариату.