«И мы непременно воздадим тем, которые были терпеливы, наградой лучшей, чем то, что они делали» (сура «Пчелы»:96)
«Инна Аллаха ма’ассабирин»-«Поистине, Аллах с терпеливыми» (сура «аль Бакара»:153, 249 )
Без этого качества месяц пройдет трудно и будет тянуться долго; для тех же, кто сумеет выработать в себе, приучить себя к Терпению- месяц пройдет быстро и радостно, тот ощутит всю Благость Рамадана.
Терпение- качество, отличающее человека от животного, это борьба со своими страстями и инстинктами, борьба со своим нафсом (темной стороной души), и победа над ним.
В Коране терпению посвящено множество аятов, причем терпеливым Аллах Всевышний обещает максимальную награду; только обладателям этого качества Он дарует награду без счета!
«Таким награда их будет дарована дважды за то, что они были терпеливы» (сура «Рассказ»:54)
«Поистине, получат терпеливые награду свою без счета» (сура «Толпы»: 10) -то есть за все другие праведные деяния- по счету, а за сабр- без счета!
В исламе под терпением (сабром) понимается также внутреннее стремление к благодарности Аллаху, истинно верующий всегда делает собственный выбор в пользу сабра. Всевышний Аллах в одном из аятов говорит о двух качествах верующего: это терпение и благодарность (Аллаху), указывая, что их обладатели наделены способностью понимать Его знамения. Посланник Аллаха
также сказал:
"Поистине, иман (вера) делится на две части: это сабр и шурк (благодарность)»
Существует 2 вида терпения:1) терпеть испытания, ниспосланные тебе Аллахом;
2) терпеть искушение, когда тебя призывают к греху.
Однако нам указывается, что
«Не возлагает Аллах на душу больше, чем способна вынести она» (3: 286). То есть все наши испытания зависят от индивидуальных духовных и физических возможностей каждого, и не превышают их. Проявить же терпение во втором случае гораздо более трудно. Представьте: постящийся терпит голод, а если его усаживают к накрытому столу и подносят аппетитно пахнущую пищу: «Ну, только попробуй!»?!
«И сделали мы из них имамов, которые ведут по Нашему повелению, за то, что они были терпеливы…» (32:24) То есть, пророки стали пророками после того, как выдержали испытание на сабр. Образцом же терпения считается пророк Айюб (мир ему) (он же- Иов), в арабском языке существует даже поговорка:
«Терпелив, как Айюб»: Этот человек был успешен во всем: был богат, занимал высокое положение в обществе, имел жену и прекрасных детей. Но вот, когда ему перевалило за 70, Аллах забрал у него все: он разорился, потерял всех детей, заболел страшной болезнью, люди отвернулись от него. Однако он оставался благодарен Всевышнему: «Аллах был милостив ко мне 70 лет, и за это я Ему благодарен, так неужели не могу немного потерпеть?"» И его испытания со временем закончились, и воздал ему Всевышний за его терпение.
Некоторые люди поклоняются «на грани», «на пределе»: пока все у них хорошо и поклонение не вызывает никаких затруднений, при появлении малейшего испытания они уходят: «Брат, я молился раньше 5 раз в день, но теперь у меня новая работа, и днем совсем некогда…» Сестра носила хиджаб, но на работе стали «смотреть косо», и она его снимает…
Терпение проявляется в трех ключевых моментах: * На «харам». Давайте вспомним историю пророка Юсуфа (мир ему): он был испытан властью, страстью, богатством.
* На поклонение
* На испытания
А вот история Ибрагима и Исмаила (мир им обоим):
«О, сын мой, я видел во сне, как зарезал тебя. Я понял, что это приказ Аллаха».-
«Делай, что тебе приказали. Всегда найдешь меня терпеливым»….
Мы привыкли искать и находить оправдания нашим грехам: «Я такой, потому что они…», «Я так сделал, потому что он…» -Лучше уж сразу признаться: «Я такой, потому что шайтан сильнее меня!». А шайтан говорит: « Так я же их не заставлял, я им только предложил, они сами ко мне прибежали!»
Во время Рамадана шайтана нет, он связан, и нам никто не мешает, кроме нас самих. Достаточно ли силы воли в каждом из нас?
Наш пророк
сказал:
«Поистине, к вам пришел Рамадан. Покажите Аллаху, что есть хорошего в вас». Весь этот месяц мы будем терпеть только лишь ради Аллаха Всевышнего. Очень важно запастись терпением на весь месяц, не «сломаться» в самом начале, не зря рамадан называют также «Месяц победы человека».
Один из табаинов (последователей пророка,
говорил:
« Я взял свой нафс (темную сторону души), чтобы сделать таубу (покаяние) и возвратиться к Аллаху, и мой нафс заплакал, но я держал его и продолжал так, и он (нафс) улыбнулся».Различают три вида нафса с точки зрения богобоязненности:1)
Душа, приказывающая дурное, - «нафсу амрата-би-ссу”. Такой человек приносит понимает, что совершил грех, приносит покаяние, однако через некоторое время возвращается к своему греху и не сожалеет о том, что делает. Есть все основания опасаться, что такой человек плохо кончит, а его надежды на прощение Всевышнего Аллаха могут являться только лишь самообольщением. Он рассуждает примерно так: «Ведь Аллах Милостив, и в Его Раю найдется местечко и для меня, а мои грехи не причинят ему вреда…» Однако он прилагает огромные усилия, чтобы заработать денег, не считаясь с тем, что заработаны они неправедным путем. И если скажешь ему: «Дело твое и торговля-харам! Остановись, и Аллах дарует тебе средства, откуда ты и не ждешь!», он отвечает: «Что за ерунда! Деньги с неба не сыплются, их можно только заработать, и так предопределено Аллахом!»-
«..и достанется человеку лишь то, к чему он стремился..» (сура «Звезда»:39). Мы же прибегаем к защите Аллаха от заблуждений!
2)
Душа порицающая –«нафсу-ллявама». Человек исполняет свои основные религиозные обязанности и старается удерживаться от совершения тяжких грехов. Однако в повседневной жизни он не намерено совершает множество мелких грехов, каждый раз раскаивается, порицает себя, сожалеет, и снова принимает решение сделать все возможное, чтобы уберечься от того, что может привести к этому. Целью такого человека является борьба со своим «нафсом», чтобы чаша его добрых дел перевесила дурные. Такой человек может надеяться на Милость Аллаха Всевышнего:
«Тем же, кто совершил что-либо недостойное или обидел самого себя, а потом вспомнил Аллаха, и попросил прощения у Аллаха за свои грехи, - а кто может простить грехи, кроме Аллаха?-и не собирается возвращаться к тому, что сделал, зная,- воздаянием таким послужит прощение от их Господа…» (сура «Семейство Имрана»:135-136).
3)
Душа успокоившаяся-«нафсу-мутм’аинна».Обладатель такой души, совершив грех, тяжело раскаивается, приносит покаяние и никогда уже не возвращается к совершению подобного. Исключением являются лишь грехи, совершенные им по ошибке. Такой человек побеждает свой нафс, опережает других в стремлении к благому и заменяет свои дурные поступки хорошими. И душа его возвратится к своему Господу довольной и снискавшей Его благоволение.
Рамадан- месяц неустанной работой над собой, вот тут каждому предстоит определить- какой у него нафс? «Зачем пост держать, ведь сейчас тебя никто не видит!» «Кокой у тебя пост? Ведь ты же сплетничаешь, других ругаешь…»
А для кого-то дни Рамадана- это истинное наслаждение, это сады Рая. Наслаждение Кораном, самой атмосферой Рамадана, тем особым, приподнятым состоянием, такой человек испытывает сладость поклонения.
«Терпи красивым терпением» (сура «Ступени», 70:5)
Что же такое «красивое терпение»? Существует терпение необходимости: это терпение зверя к клетке. Другое-
терпение ради Аллаха: мусульманин терпит и ждет еще других испытаний, он к ним готов. Он понимает- испытания закончатся, когда Аллах пожелает. И тогда человек наделяется качеством истинной богобоязненности, получая полное очищение.Имама Ахмада очень мучили и подвергали жесточайшим пыткам в тюрьме. Однажды его тюремщики, не выдержав, спросили: «Есть ли конец твоему терпению?!» «А есть ли конец вознаграждению Аллаха?»,- ответил он.
Никакое испытание не дается нам «просто так»: человек должен остановиться и задуматься: «А что со мной не так? Что я должен исправить?» И если «доходит», то испытания заканчиваются.
«И терпение твое только от Аллаха» (сура «Пчелы»:127)
Чтобы выдержать пост Рамадана, просить помощи и облегчения надо у Аллаха. Если мы будем искать опору только в самом себе, то пост превратится лишь в диету, поклонение- в физическое упражнение, с поддержкой Аллаха мы получим истинное наслаждение от поста в этой жизни и заслужим Его награду в будущей.
Ибн Кайим, а также аль Газали, указывали, что во время Рамадана терпение верующего испытывается пятью вещами:
1) в еде
2) в разговоре
3) во сне- когда верующий не досыпает, вставая для совершения ночных молитв
4) в общении (ограничение общения, не каждому выделяя свое свободное время, стремясь провести его с максимальной пользой)
5) в поклонении, проявляя максимальное усердие.
уа Аллаху Аълям
Источник