|
| Учёный из Хорасана, превзошедший своих современников знаниями и щедростью | |
| Автор | Сообщение |
---|
уммМарьям Администратор
Сообщения : 18486 Я здесь с : 2010-01-27 Возраст : 39 Откуда : Дагестан (EU) Работа/Хобби : .
| Тема: Учёный из Хорасана, превзошедший своих современников знаниями и щедростью Пт 18 Фев 2011 - 6:59 | |
|
Сегодня мы поговорим о выдающемся знатоке хадисов и мусульманского права Абу ‘Абд ар-Рахмане ‘Абдаллахе ибн ал-Мубараке. По своему происхождению он был тюрком, а его мать была родом из Хорезма. ‘Абдаллах родился в 118 г. х. и приступил к изучению шариатских наук, когда ему было двадцать лет. Он много путешествовал в поисках знаний, регулярно принимал участие в военных походах и занимался торговлей. По его собственному признанию, он обучался наукам у четырёх тысяч шейхов и рассказывал хадисы со слов тысячи из них. Как отмечают биографы, он отличался благочестием и праведностью, поддерживал нуждающихся и охотно помогал паломникам, отправлявшимся в хадж.
В «Тарих Багдад» (10/158) приводится рассказ ‘Али ибн ал-Хасана ибн Шакика о том, что однажды ‘Абдаллах ибн ал-Мубарак готовился к хаджу из Мерва и к нему пришли его товарищи. Они сказали: «Мы отправимся в путь с тобой». Он сказал: «Отдайте мне ваши средства». Взяв их деньги, он положил их в сундук и запер его. Потом он нанял верховых животных и отправился со своими спутниками из Мерва в Багдад. Он расходовал на них свои средства и угощал их лучшей едой и лучшими сладостями. В Багдаде он одел их в наилучшие одежды, и они отправились в Медину, город Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Там он спросил каждого из них: «Что твои дети попросили привезти из Медины?» — и купил всё, что они пожелали. Потом он вывез их в Мекку, а по завершении хаджа сказал каждому из них: «Что твои дети попросили привезти из Мекки?» Он снова купил им всё, что они пожелали, а потом они отправились обратно. Он не прекращал расходовать на них, пока они не вернулись в Мерв. Через три дня после возвращения домой он приготовил угощение и пригласил их в гости. Сначала он подарил им одежды, а когда они поели и насытились, он велел принести сундук. Открыв его, он отдал каждому мешочек с деньгами, на котором было написано его имя.
Ибн ал-Мубарак пользовался большим авторитетом как среди простого народа, так и среди улемов. В «Тарих Багдад» (10/156) приводится рассказ Аш‘аса ибн Шу‘бы ал-Миссиси о том, что как-то раз, когда халиф Харун ар-Рашид прибыл в Рикку, люди побежали в другую сторону. Их сандалии рвались, и поднялась пыль. Невольница, родившая халифу принца, выглянула из башни и спросила: «Что это такое?» Ей ответили: «Это приехал учёный из Хорасана». Тогда она сказала: «Клянусь Аллахом, вот настоящая власть! Это не власть Харуна, который собирает людей только благодаря жандармам и помощникам».
‘Абдаллах ибн ал-Мубарак сказал: «Кто пренебрегает улемами, тот теряет последнюю жизнь; кто пренебрегает эмирами, тот теряет ближнюю жизнь; а кто пренебрегает братьями, тот теряет честь».
В том же сборнике приводятся слова ‘Абд ар-Рахмана ибн ал-Махди: «Мои глаза не видели никого, подобного четырём людям. Я не видел никого, чья память была бы лучше, чем у ас-Саури. И я не видел более аскетичного человека, чем Шу‘ба, более разумного, чем Малик, и более искреннего в отношении с мусульманами, чем Ибн ал-Мубарак».
Там же сообщается, что однажды знатоки хадисов собрались у Ибн ал-Махди и сказали: «Ты сопровождал ас-Саури и слышал от него, а также от Ибн ал-Мубарака. Кому из них можно отдать предпочтение?» Он ответил: «Если бы Суфйан постарался хотя бы один день прожить, как ‘Абдаллах, всё равно не сумел бы».
Там же приводится высказывание Ибрахима ибн Шаммаса: «Я считаю, что самым знающим человеком был Ибн ал-Мубарак, самым богобоязненным — ал-Фудайл, а наилучшей памятью обладал Ваки‘ ибн ал-Джаррах».
Имам аз-Захаби (8/384) привёл следующий рассказ Му‘аза ибн Халида: «Я познакомился с Исма‘илом ибн ‘Аййашем через ‘Абдаллаха ибн ал-Мубарака. Исма‘ил сказал: “На свете нет такого человека, как Ибн ал-Мубарак, и я не знаю сотворённого Аллахом благородного качества, которого не было бы в ‘Абдаллахе ибн ал-Мубараке. Мои товарищи рассказали мне, что как-то раз они путешествовали вместе с ним из Египта в Мекку и он всю дорогу кормил их хабисом (финиковой халвой), а сам постился”».
Ибн ал-Мубарак любил предаваться поклонению в одиночестве и заботился о том, чтобы все его поступки были правильными и искренними. Ну‘айм ибн Хаммад рассказывал, что Ибн ал-Мубарак часто проводил время дома. Как-то раз его спросили: «Разве ты не чувствуешь одиночества?» Он сказал: «Как я могу быть одиноким с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниками?!»
Ал-Хатиб ал-Багдади (10/159) привёл рассказ Мухаммада ибн ‘Исы о том, что Ибн ал-Мубарак часто бывал в Тарсусе. Приезжая в Рикку, он оставался на постоялом дворе. К нему часто захаживал юноша, который помогал ему и слушал от него хадисы. В один из своих приездов ‘Абдаллах не встретил его. Он был вынужден быстро покинуть город с отрядом, а когда вернулся, начал расспрашивать о том юноше. Оказалось, что юноша был арестован из-за невыплаты десяти тысяч дирхемов. ‘Абдаллах попросил отвести его к кредитору, заплатил тому десять тысяч и потребовал от него поклясться, что он никому не расскажет о случившемся. Юношу отпустили, когда ‘Абдаллах уже отправился в путь, и тот настиг его на расстоянии двух переходов от Рикки. «Где ты был? Я не видел тебя», — сказал ‘Абдаллах. «Абу ‘Абд ар-Рахман, я был задержан из-за долговых обязательств», — ответил тот. «Как же ты выбрался?» — спросил он. «Какой-то мужчина пришёл и вернул за меня долг, а я даже не знаю, кто это», — ответил юноша. Тогда ‘Абдаллах сказал: «Так воздай же хвалу Аллаху!» Тот человек узнал правду только после смерти ‘Абдаллаха.
Многие изречения Ибн ал-Мубарака цитируются улемами в их сочинениях и проповедях. Так, ‘Абдан ибн ‘Усман рассказывал, что Ибн ал-Мубарак сказал: «Если достоинств человека больше, чем пороков, то о его пороках не вспоминают, а если пороков больше, чем достоинств, то о достоинствах не вспоминают».
Как-то раз Хабиб ал-Джаллаб спросил его: «Какое из дарованных человеку благ самое лучшее?» Он ответил: «Природный ум». Тот спросил: «А если его нет?» Он ответил: «Хорошее поведение». Тот спросил: «А если и его нет?» Он сказал: «Сострадательный брат, у которого можно спросить совет». Тот спросил: «А если и его нет?» Он сказал: «Умение хранить молчание». Тот спросил: «А если и этого нет?» Он ответил: «Тогда лучше раньше умереть». Эти высказывания привёл имам аз-Захаби.
‘Абдаллах ибн ал-Мубарак скончался в возрасте 63 года в рамадане 181 г. х. Получив известие о его кончине, халиф Харун ар-Рашид сказал: «Умер господин улемов». Сообщается, что Абу Хатим ал-Фирабри рассказывал: «[Во сне] я увидел Ибн ал-Мубарака, стоящего у ворот рая с ключом. Я спросил: “Почему ты стоишь здесь?” Он ответил: “Это ключ от рая, который Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передал мне, чтобы я навещал Господа. И он сказал: “Будь моим доверенным на небесах, как ты был моим доверенным на земле”».
Исма‘ил ибн Ибрахим ал-Миссиси рассказывал, что во сне он увидел ал-Хариса ибн ‘Атиййу и поинтересовался о его состоянии. Тот сказал: «Меня простили». Он спросил: «А Ибн ал-Мубарака?» Тот ответил: «Ах, ах! Он в иллиййуне (т. е. в верховьях рая), среди тех, кого дважды в день допускают к Аллаху». Да будет доволен им Всевышний!
(по книге «Сладость веры» с небольшими изменениями)http://taifatul-mansura.com |
| | | | Учёный из Хорасана, превзошедший своих современников знаниями и щедростью | |
|
Похожие темы | |
|
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| Самые просматриваемые темы | |
Слова Мудрости!!! |
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили:
“Не будут приняты слова, кроме как с делами.
И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями.
И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”.
аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90
Имам Ибн Къутайба говорил:
“Поистине, ложь укрепляется, когда о ней молчишь!”
См. “аль-Ихтиляф фи-лляфз” 60.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!”
См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.
Аш-Шафии (рахимагуЛЛах) сказал:
"Истинное Знание - не то,что ты выучил,а то,которое приносит тебе пользу"
И как же прекрасны были слова наших праведных предшественников:
«Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!»
См. “аль-Лятаиф” 41, “Мадариджу-ссаликин” 1/454.
"Знание – это слова Аллаха, слова Его посланника и то, что сказали сподвижники, а не приукрашенная ложь!"
Ибн Кайим, «И‘лям аль-мувакъи‘ин», т. 2, с. 149.
Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без
доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с
дровами берет и змею, жалящую его!”
аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.
Имам Абу Шама сказал: «Следуй истине и держись ее, не смотря на то, что придерживающихся ее мало, а противоречащих ей много! А истина — это то, на чем был джама’а — пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабы. И мы не смотрим на многочисленность заблудших». См. «аль-Ба’ис» 22.
|
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 257, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 257 Нет Больше всего посетителей ( 261) здесь было Пн 25 Ноя 2024 - 11:41 |
Опрос | | Какие ваши любимые разделы в блоке Ислам? | Вероубеждение, Единобожие | | 12% | [ 116 ] | Манхадж (методология) | | 5% | [ 45 ] | Поклонение и обряды в Исламе | | 6% | [ 57 ] | Коран, все о Священном Писании | | 9% | [ 87 ] | Хадисы, сборники хадисов | | 10% | [ 89 ] | Общие темы по Исламу | | 7% | [ 62 ] | Запретное и порицаемое в Исламе | | 8% | [ 72 ] | Хиджаб мусульманки | | 9% | [ 84 ] | Духовность и Нравственность | | 7% | [ 67 ] | Сокрытое, Судьба, Смерть, Судный день, Вечная жизнь | | 9% | [ 82 ] | Книги по Исламу | | 6% | [ 58 ] | Аудио, видео | | 7% | [ 63 ] | Раздел для новичков в Исламе | | 5% | [ 50 ] |
| Всего проголосовало : 932 |
|
|