|
| Можно ли делать ду'а после намаза (соля) ?! | |
| Автор | Сообщение |
---|
لؤلؤة Активная участница
Сообщения : 1845 Я здесь с : 2010-01-22 Возраст : 41 Откуда : Украина, Симферополь Работа/Хобби : ...
| Тема: Можно ли делать ду'а после намаза (соля) ?! Вс 21 Фев 2010 - 8:20 | |
|
Можно ли делать ду’а после намаза С именем Аллаха Милостивого, МилосердногоХвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем: На самом деле есть разногласие, и кстати ПРИЕМЛЕМОЕ разногласие, относительно этого вопроса. Что касается хадисов в которых говорится о мольбе в «конце молитвы» (дубур ас-саля), то ученые разошлись относительно понимания этих слов. Одни сказали, что речь идет о времени до салама, когда человек сидит на ташаххуде и взывает к Аллаху, и это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия. Однако хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» сказал, что шейхуль-Ислам ошибся в этом вопросе, и что «конец молитвы» – это после салама. И за шейхуль-Исламом последовал в его мнении шейх Ибн Усаймин, сказав, что все, что пришло из мольбы (ду’а) после намаза, речь идет о ташаххуде до салама. А что пришло из слов поминания Аллаха (зикр), то речь идет о поминании Аллаха уже после салама. Доводы у них следующие: От Ибн Мас’уда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас усаживается после каждых двух рак‘атов, то пусть произносит «ат-тахийят», а затем может выбрать ту мольбу, которая ему нравится больше!» Ахмад 1/437, ан-Насаи 1/174. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 878. Всевышний Аллах сказал: «Когда вы завершите молитву, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках!» (ан-Ниса 4: 103). Это мнение конечно очень сильное, но не однозначное, так как есть множество мольб, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил и после салама!!! Например, Саубан рассказывал: «Закончив молиться, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: «О Аллах, Ты – Мир и от Тебя – мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости!»” Муслим 591. Аль-Мугъира ибн Шу’ба рассказывал: «Закончив молиться и произнеся слова таслима, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил: «Нет божества, достойного поклонения кроме Одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему хвала и Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством»«. аль-Бухари 844, Муслим 593. Аль-Бара ибн Азиб рассказывал: “Когда мы совершали молитву позади посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то предпочитали находиться справа от него, чтобы после молитвы он поворачивался сначала к нам. И я слышал, как он говорил: «Господь мой, упаси меня от наказания Твоего в тот День, когда Ты воскресишь (или: соберешь) рабов Своих!»”Муслим 709. /Рабби, къини ‘азабак яума таб’асу (таджма’у) ‘ибадак/.Разве это все не ду’а и разве это все не после салама?! Умм Саляма рассказывала, что после завершения утренней молитвы, пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о полезном знании, благом уделе и деянии, которое примется!» Ахмад 6/305, Ибн Маджах 925, Ибн ас-Сунни 54. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Аиша рассказывала: “Не было такого, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), находясь в собрании, читая Коран или совершая молитву, не произносил после этого слова: «Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Нет божества достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние»”. Ахмад 6/77, ан-Насаи в «‘Амалюль-яуми уа лляйля» 273. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «ан-Нукт аля Ибн ас-Салях» 2/733, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3164. /Субханака-Ллахумма уа бихамдика. Ля иляха илля Анта. Астагъфирука уа атубу илейк/.Кстати, в этом хадисе довод на узаконенное Сунной произнесение определенных слов поминания Аллаха после чтения Корана! Имам ан-Насаи назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Чем следует завершать чтение Корана?» Разве не лучше брать то, что пришло в Сунне, чем говорить постоянно, прочитав Коран «Садакъа-Ллахуль-Азым», что не имеет никакой основы в Исламе, и что многие ученые называли нововведением 20 века?! Истину говорили саляфы: «Если люди внесут нововведения, они лишаются Сунны!»От Али ибн Аби Талиба сообщается: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отдавал салам после молитвы, он говорил: «О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и что еще не совершил, что делал тайно и явно, то, в чем я преступил границы, и то, о чем Ты знаешь лучше меня! Ты – Выдвигающий вперёд и Ты – Отодвигающий!»” ат-Тирмизи 3421, Абу Дауд 760. Имам ат-Трмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. /Аллахумма-гъфирли ма къаддамту, уа ма аххарту, уа ма асрарту, уа ма а’лянту, уа ма асрафту уа ма Анта а’ляму бихи минни. Анталь-Мукъаддим уа Анталь-Му’аххыр/Но в версии этого хадиса у имама Муслима сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил эти слова до таслима на ташаххуде, поэтому их можно произносить и до и после. И это лишь небольшая часть того, что достоверно пришло из хадисов, в которых указание на законность обращения к Аллаху с мольбой после молитвы. Следует отметить, что шейх Ибн аль-Къайим в «Задуль-ма’ад» говорил: «Не пришло в Сунне, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) после молитвы сидел и делал ду’а, сидя по направлению к Каабе».Вероятно именно из этих слов поняли некоторые братья, что обращение к Аллаху с мольбой после намаза не из Сунны. Однако Ибн аль-Къайим имеет ввиду сидение после салама по направлению к Каабе, не поворачиваясь и обращение с мольбой именно в таком положении. См. «Тахкыкъ Найлюль-аутар» 4/434. См. также «Тасхых ад-ду’а» 43-434, шейха Бакр Абу Зайда. И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!источник |
| | | уммМарьям Администратор
Сообщения : 18486 Я здесь с : 2010-01-27 Возраст : 39 Откуда : Дагестан (EU) Работа/Хобби : .
| Тема: Re: Можно ли делать ду'а после намаза (соля) ?! Вт 13 Дек 2011 - 23:15 | |
| Вопрос стоит разложить на два положения: 1. Поднимание рук во время дуа после намаза. 2. Протирание лица после дуа, в котором были подняты руки.
Что касается первого положения, то известно, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, делал дуа после намаза и учил сподвижников некоторым дуа. Например: Аль-Бара ибн Азиб рассказывал: “Когда мы совершали молитву позади посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то предпочитали находиться справа от него, чтобы после молитвы он поворачивался сначала к нам. И я слышал, как он говорил: «Господь мой, упаси меня от наказания Твоего в тот День, когда Ты воскресишь (или: соберешь) рабов Своих!»” Муслим 709. /Рабби, кыни ‘азабак яума таб’асу (таджма’у) ыбадак/. Умм Саляма рассказывала, что после завершения утренней молитвы, пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о полезном знании, благом уделе и деянии, которое примется!» Ахмад 6/305, Ибн Маджах 925, Ибн ас-Сунни 54. Шейх Аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. /Аллахумма инни ас-алюка ыльман нафиан, уа ризкан тайибан, уа ’амалян мутакаббаля/ Аиша рассказывала: “Не было такого, чтобы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находясь в собрании, читая Коран или совершая молитву, не произносил после этого слова:«Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Нет божества достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние»”. Ахмад 6/77, ан-Насаи в «‘Амалюль-яуми уа лляйля» 273. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «ан-Нукт аля Ибн ас-Салях» 2/733, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3164. /Субханака-Ллахумма уа бихамдика. Ля иляха илля Анта. Астагфирука уа атубу илейк/
И при этом не пришло ничего о том, чтобы пророк, мир ему и благословение Аллаха, или сподвижники поднимали руки для дуа после намаза. Есть правило: если известно, что в каких-либо положениях пророк, мир ему и благословение Аллаха, подымал руки для дуа (например дуа во время проповеди при совершении намаза испрашивания дождя, дуа за умершего, находясь возле его могилы), то там желательно поднимать руки для дуа. Если известно что в каких-либо положениях пророк, мир ему и благословение Аллаха, не поднимал рук (например дуа в конце проповеди пятничного намаза, дуа читаемое в намазе между двумя земными поклонами или перед салямом), то там не следует поднимать руки для дуа. Если не известно о положении поднимал ли пророк, мир ему и благословение Аллаха, руки или нет, тогда лучше будет поднять в соответствии с хадисами, в которых говорится о том, что поднятые руки это одна из причин того, что на дуа будет дан ответ. Таким образом мы видим, что наша ситуация соответствует второму положению – когда известно что пророк, мир ему и благословение Аллаха делал дуа и не поднимал руки. Шейх Ибн Баз сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не делал то, что делают сейчас некоторые люди – они поднимают руки после саляма. И сподвижники не делали этого. Сунна заключается в том, чтобы он делал дуа про себя не подымая рук. Если он делает дуа про себя, то нет в этом ничего плохого. И если делает дуа в намазе в конце перед салямом – то это узаконенное в шариате дело. А что касается поднимания рук после завершения обязательной молитвы, то это не разрешено и это относится к нововведениям». См. «Фатауа нурун аля ддарб»
Что касается протирания лица, то оно само по себе не относится к нашему положению, так как руки даже поднимать не является верным в нашем случае, а те, кто говорит о желательности протирания, указывают, что протиранию предшествует поднятие рук для дуа. Однако, поскольку есть много других ситуаций, когда поднимать руки в дуа является правильным делом, стоит затронуть вопрос обтирания лица. О том, что протирать лицо после дуа является желательным, говорится в нескольких хадисах: Передается от ‘Умара: “Пророк, мир ему и благословение и Аллаха, поднимая свои руки при обращении к Аллаху с мольбой (ду‘а), не опускал их, пока не обтирал ими свое лицо”. ат-Тирмизи 2/244, Ибн ‘Асакир 7/12/2. Другая версия: “Когда пророк, мир ему и благословение и Аллаха, обращался к Аллаху с мольбой и поднимал свои руки, то он обычно проводил руками по лицу”. Абу Дауд 1492. Еще хадис: передают от Ибн ‘Аббаса, о том, что пророк, мир ему и благословение и Аллаха, сказал: «Когда вы заканчиваете мольбу, проводите руками по лицу». Ибн Маджах 1181, Ибн Наср 137, ат-Табарани 3/98 Все эти хадисы являются очень слабыми. В цепочке первого хадиса передатчик, о котором говорили ученые-мухаддисы, что его хадисы отвергаемые. В цепочке второго хадиса есть сразу два недостатка – один неизвестный передатчик и один слабый передатчик. В цепочке третьего хадиса есть человек, который был уличен во лжи. Таким образом все хадисы об этом – недостоверные. Некоторые ученые посчитали, что данные хадисы укрепляют друг друга и таким образом становятся на уровень «хороший по причине другого хадиса». Однако укрепление слабыми хадисами возможно тогда, когда их слабость невелика. И поскольку у нас в каждой версии хадиса установлена серьезная слабость, то данные хадисы не могут укреплять друг друга и не могут стать «хорошим хадисом по причине другого хадиса». А слабый хадис доводом не является. И поскольку нет никакого достоверного довода на законность этого дела, оно остается в положении незаконного в соответствии с правилом: «Основа в делах поклонения – запрет, кроме того, на разрешенность чего пришел довод». Многие имамы порицали обтирание лица после дуа. Имам Ибн Наср в «Къиям аль-ляйль» писал, что когда имама Малика спросили про обтирание лица после мольбы, он не одобрил это и сказал: “Об этом ничего неизвестно”. Также когда имама Ибн аль-Мубарака спросили про обтирание лица после мольбы, он сказал: “Суфьян ас-Саури это порицал!” Имам Ибн аль-Джаузи в «аль-‘Иляль» сказал: “Ахмад ибн Ханбаль не знал, что бы кто-либо протирал лицо после мольбы, кроме Хасана аль-Басри”. Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» писал: “Лучше так не поступать”. А имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: “Никто не протирает лица после мольбы, кроме невежды”. См. “Фатауа аль-‘Изз” 1/47. Спросили ученых «Постоянного комитета» во главе с шейхом Ибн Базом о законности обтирания лица руками после мольбы, и они ответили: “Обращение к Аллаху с мольбой узаконено и является весьма важным деянием, и поднятие рук также является установленным. Однако обтирание лица руками после мольбы не установлено. На эту тему есть хадисы, но они слабые”. После чего они, упомянув вышеприведенные хадисы и разъяснив их слабость, сказали: “Дуа является узаконенным поклонением, однако обтирание лица не узаконено ни словами, ни делами пророка, мир ему и благословение и Аллаха, а все, что сообщается по этому поводу, является слабым. Лучше оставить эти слабые хадисы и опираться на достоверные, в которых не сказано, что пророк, мир ему и благословение и Аллаха, протирал лицо!” См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” № 2396.
И вместе с тем, по причине того, что некоторые ученые-мухаддисы посчитали что слабые хадисы о протирании лица усиливают друг друга, то не стоит порицать того, кто так поступает, так как есть вероятность, что мнение, которого он придерживается может быть правильным. Об этом говорил шейх Ибн Усеймин, см. «Фатауа нурун аля ддарб».
|
| | | ياسمين Активная участница
Сообщения : 462 Я здесь с : 2010-04-20 Возраст : 39 Откуда : الامارت Работа/Хобби : العلم والمعرفه
| | | | | Можно ли делать ду'а после намаза (соля) ?! | |
|
Похожие темы | |
|
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| Самые просматриваемые темы | |
Слова Мудрости!!! |
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили:
“Не будут приняты слова, кроме как с делами.
И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями.
И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”.
аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90
Имам Ибн Къутайба говорил:
“Поистине, ложь укрепляется, когда о ней молчишь!”
См. “аль-Ихтиляф фи-лляфз” 60.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!”
См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.
Аш-Шафии (рахимагуЛЛах) сказал:
"Истинное Знание - не то,что ты выучил,а то,которое приносит тебе пользу"
И как же прекрасны были слова наших праведных предшественников:
«Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!»
См. “аль-Лятаиф” 41, “Мадариджу-ссаликин” 1/454.
"Знание – это слова Аллаха, слова Его посланника и то, что сказали сподвижники, а не приукрашенная ложь!"
Ибн Кайим, «И‘лям аль-мувакъи‘ин», т. 2, с. 149.
Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без
доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с
дровами берет и змею, жалящую его!”
аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.
Имам Абу Шама сказал: «Следуй истине и держись ее, не смотря на то, что придерживающихся ее мало, а противоречащих ей много! А истина — это то, на чем был джама’а — пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабы. И мы не смотрим на многочисленность заблудших». См. «аль-Ба’ис» 22.
|
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 250, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 250 Нет Больше всего посетителей ( 273) здесь было Пн 25 Ноя 2024 - 11:54 |
Опрос | | Какие ваши любимые разделы в блоке Ислам? | Вероубеждение, Единобожие | | 12% | [ 116 ] | Манхадж (методология) | | 5% | [ 45 ] | Поклонение и обряды в Исламе | | 6% | [ 57 ] | Коран, все о Священном Писании | | 9% | [ 87 ] | Хадисы, сборники хадисов | | 10% | [ 89 ] | Общие темы по Исламу | | 7% | [ 62 ] | Запретное и порицаемое в Исламе | | 8% | [ 72 ] | Хиджаб мусульманки | | 9% | [ 84 ] | Духовность и Нравственность | | 7% | [ 67 ] | Сокрытое, Судьба, Смерть, Судный день, Вечная жизнь | | 9% | [ 82 ] | Книги по Исламу | | 6% | [ 58 ] | Аудио, видео | | 7% | [ 63 ] | Раздел для новичков в Исламе | | 5% | [ 50 ] |
| Всего проголосовало : 932 |
|
|