Большие грехи: УбийствоВсевышний Аллах сказал:
«Если же кто убьет верующего преднамеренно, то возмездие ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (сура «ан-Ниса», 93).
Также Аллах сказал:
«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют право на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает таким образом, получит наказание» (сура «аль-Фуркан», 68).
«Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным» (сура «аль-Фуркан», 69).
«Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно» (сура «аль-Фуркан», 70).
Также Аллах сказал:
«Кто убьет человека не за убийство или распространения нечестия на земле, тот словно убил всех людей» (сура «аль-Маида», 32).
«Когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили» (сура «ат-Таквир», 8,9).
Пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал в хадисе:
«Остерегайтесь семи смертных грехов…».
В этом хадисе пророк صلى الله عليه وسلم среди семи смертных грехов упомянул убийство души, которую Аллах запретил лишать жизни.
Однажды пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили:
«Какой самый страшный грех?». Он сказал: «Это придавание Аллаху сотоварища, ведь Аллах создал тебя». Его спросили: «А после него?» Он сказал: «Убийство своего ребенка из страха, что он будет вкушать (пищу) вместе с тобою». Его спросили: «А после него?». Он сказал: «Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа». (аль-Бухари, 4477, Муслим, 68).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Когда встанут лицом к лицу два мусульманина, (держа наголо) сабли свои, то и убивший и убитый – в Огне». Тогда я спросил, – (или же «кто-то спросил»): «Посланник Аллаха! С убившим всё понятно, но за что же убитый (будет в Огне)?». Он ответил: «Но ведь и он тоже желал убить своего противника» (аль-Бухари, 31, Муслим, 2888).
Также пророк Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«Не становитесь после моей смерти неверными вновь, так как они рубят шеи друг другу» (аль-Бухари, 121, Муслим, 65).
Также пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Убийство верующего перед Аллахом страшнее, чем гибель мирской жизни» (ан-Насаи, 84, 83/7).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Первое, за что будут спрошены люди – это пролитие крови» (аль-Бухари, 6864, Муслим, 1678).
От Абдуллаха ибн Амра передается, что пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Самый большой грех – это придавание Аллаху сотоварищей, убийство души и ослушание родителей» (аль-Бухари, 6675 / Ахмад, 201/2).
Также передается от Укбы ибн Малика, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
«Поистине, Аллах чувствует отвращение к тому, кто убил верующего» (Ахмад, 289/5).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Каждый раз, когда какую-либо душу убивают несправедливо, первому сыну Адама достается чаша ее крови, потому что он был первый, кто сделал убийство обычаем» (аль-Бухари, 3335, Муслим, 1677).
Также пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Убивший человека, с которым был заключен договор, не почувствует благоухания рая, которое будет ощущаться на расстоянии сорока лет пути (от него)» (аль-Бухари, 3166, / Ибн Маджа, 2686).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Верующий не будет стеснен в своей религии до тех пор, пока не прольет запретной крови» (аль-Бухари, 6862 / Ахмад, 94/2).
Передается от Муавии, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
«Аллах прощает все грехи, кроме неверия – когда человек умирает неверующим, и кроме преднамеренного убийства верующего» (Абу Давуд, 4270, Ахмад, 99/4).
А теперь, уважаемый читатель, мы возвратимся к некоторым вышеупомянутым хадисам и аятам и предоставим вам толкование шейха ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, изречений нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и аятов Всевышнего Аллаха.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Верующий не будет стеснен в своей религии до тех пор, пока не прольет запретной крови» (аль-Бухари, 6862 / Ахмад, 94/2).
Первую часть хадиса шейх ибн Усеймин объясняет следующим образом: он говорит, что стеснение в религии означает, что если человек прольет запретную кровь, т.е. лишит кого-либо жизни, не имея на то право, то тем самым грех, который совершил человек, может сдавить грудь человека с такой силой, что он может выйти из ислама и умереть неверующим, да упасет нас от этого Аллах. Вторую часть хадиса шейх ибн Усеймин толкует так, что под запретной кровью имеется в виду кровь верующего, кровь зимми (христианина или иудея, проживающего в исламском государстве под защитой мусульман), кровь человека, с которым заключен договор, и кровь человека, который попросил безопасности и убежища у мусульман. Из всех вышеперечисленных категорий людей кровь верующего является самой священной, а что касается воюющего неверующего, то его кровь не считается запретной.
А сейчас, уважаемый читатель, мы попробуем разобрать и объяснить следующий аят:
Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (сура «ан-Ниса», 93).
В этом аяте Аллах упоминает наказание тому, кто преднамеренно убьет верующего человека. Первое – это вечный Ад, второе – гнев Аллаха, третье –проклятие Аллаха, а четвертое – это мучительное наказание в Аду. Поистине, тот, кто убьет верующего человека, тот прольет запретную кровь, и этот проступок стеснит его грудь и религию настолько, что он отойдет от ислама и станет из обитателей вечного Огня. Этот аят служит доказательством того, что пролитие запретной крови является, большим грехом, и в этом нет сомнений. Но как же обстоит вопрос, если этот человек покается в совершенном убийстве, будет ли принято его покаяние?
Большинство ученых считают, что его покаяние будет принято Аллахом. В этом вопросе они ссылаются на общий смысл аята, в котором Всевышний Аллах говорит:
«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют право на это, и не прелюбодействуют, а тот, кто поступает, таким образом, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно» (сура «аль-Фуркан», 68-70).
В последнем аяте мы видим, что того, кто покаялся в убийстве верующего, лишенного жизни не по праву, уверовал и совершал праведные деяния, Аллах простит.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный»» (сура «аз-Зумар», 53).
Итак, как же осуществляется покаяние в этом страшном грехе? Преднамеренное убийство верующего попирает и нарушает право Аллаха, право убитого и право родственников убитого. Что касается права Аллаха, то если убийца покаялся перед Аллахом, то Аллах простит его, и в этом нет сомнения. Что же касается права убитого, то он имеет право, даже будучи убитым, и в этой мирской жизни невозможно решить с ним этот вопрос, однако возможно ли, что покаяние убийцы позволит Аллаху взять на Себя право убитого и распорядиться им, или же непременно убийца получит наказание в День Суда? В этом вопросе ученые разошлись во мнениях. Одни ученые сказали, что право убитого не аннулируется покаянием убийцы, так как условием покаяния является обязанность вернуть несправедливость и притеснение убийцы, а убитый не в состоянии этого сделать, так как он убит и в Судный День он непременно потребует свое право, чтобы наказать убийцу. Однако, прямой смысл аята из суры «аль-Фуркан», который мы упомянули выше, указывает на то, что Аллах полностью прощает убийцу. Поистине, когда Аллах, Свят Он и Велик, узнает об искреннем покаянии своего раба, Он возьмет на Себя право убитого и распоряжается им. Что же касается прав родственников убитого, то здесь непременно нужно вернуть им должное, так как убийца в состоянии сделать это. Для этого он должен сказать родственникам убитого, что они могут сделать с ним то, что посчитают нужным, выбрав для него одно из четырех наказаний. Первое – это простить его полностью без взимания с него компенсации за убийство (дии). Второе – это убить его за убитого. Третье – это взять с него компенсацию за убийство (дию). Четвертое – это взять с него компенсацию меньшую, чем дия, или полную дию, и такой вариант разрешен по единогласному мнению ученых.
Среди ученых существуют разногласия, можно ли брать с убийцы больше, чем установленная компенсация? Некоторые ученые говорят, что это допустимое действие, так как родственники убитого обладают правом. Если захотят, они могут сказать, что убьют убийцу, а если захотят, то могут сказать, что не простят его, пока он не заплатит десять установленных компенсаций, ссылаясь на мазхаб имама Ахмада, так как известно, что в его мазхабе такое действие практикуется и имеет место быть. Как мы уже сказали, родственники убитого обладают таким правом, и пока их желания и требования не удовлетворятся, они вправе поступать так, как считают нужным.
Подводя итог, мы скажем, что покаяние убийцы принимается Аллахом, и доказательством на это служит аят из суры «аль-Фуркан»: именно этот аят касается конкретно убийства. Также существует другой аят, который указывает на то, что Аллах прощает все грехи.
Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Аллах прощает все грехи» (сура «аз-Зумар», 53).
Все эти аяты и хадисы указывают нам на тяжесть этого большого греха, да убережет нас от этого Аллах.
Перевод сделан по книге Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «Шарх китаб аль-Кабаир» имама аз-Захаби.
Большие грехи: Убийство