Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух
ПоклонениеСловом «поклонение» в
русскоязычной исламской литературе принято обозначать такой шариатский
термин как «`Ибада». Практически во всех словах, которые были
рассмотрены выше, мы затрагивали слово «поклонение». Когда мы говорили о
Единобожии (Таухид), мы сказали, что поклонение должно посвящаться
только Аллаху. Когда мы говорили о многобожии (ширк), то сказали, что
посвящение поклонения кому-то помимо Аллаха является многобожием и
выводит человека из Ислама. Когда мы говорили о Вере (Имане), то
говорили, что она состоит из слов, дел и убеждений, естественно, что
речь шла не просто о каких-то абстрактных действиях, а именно о делах
поклонения. Также мы говорили об этом, затрагивая тему неверия (куфра).
Слово «поклонение» играло очень важную роль, если не сказать центральную
роль, когда мы обсуждали слово «божество» и смысл Шахады
(Свидетельства). Напрашивается естественный вопрос
«Если
поклонение нельзя посвящать никому кроме Аллаха, так что же такое
поклонение? Как нам определить его и отличить от того, что им не
является, чтобы нам не впасть в многобожие (ширк) и неверие (куфр)?»Нередко
бывает, что слово «поклонение» в русском языке понимается как
«совершение поклонов». В связи с этим некоторые люди недоумевают, когда
их обвиняют в поклонении чему–то помимо Аллаха, в то время как они
абсолютно не могут припомнить чтобы они хоть раз в жизни вообще кому-то
или чему-то поклонились. Слово «поклонение» нередко воспринимается в
гораздо более узком смысле, чем арабское слово «`Ибада». Поэтому каждый
мусульманин должен иметь четкое представление, какой термин
подразумевается в русскоязычной исламской литературе под словом
«поклонение».
Языковое значение слова «`Ибада».Это слово происходит от корня «`А+Б+Д» (ع+ب+د) и образуется от глагола «
`АБа
Да» (عَبَدَ), что значит: «
покориться», «
повиноваться», «
подчиниться», «
быть рабом», «
быть безропотно смиренным», «
поклоняться». Отглагольное имя «
`ИБа
Да
т» (عِبَادَةٌ) соответственно значит: «
повиновение», «
рабство», «
раболепие, основанное на возвеличивании», «
покорность», «
подобострастие», «
безропотная смиренность», «
поклонение», «
выполнение религиозных обрядов».
Первой
буквой данного корня является буква «`айн» (ع), эта буква произносится
при сжатии мышц гортани и не имеет аналогов в русском языке. При
транскрибировании арабских слов с этим корнем я буду всегда сопровождать
написание буквы «`айн» (ع) наклонным апострофом впереди буквы вот
таким: [`] (не путайте со знаком ударения [ ̀ ] или с вертикальным
апострофом, которым мы обозначали хамзу (ء)). Если буква «`айн» (ع)
будет иметь огласовку, то я буду обозначать её следующим образом: «`И»
или «`А» или «`У» в зависимости от огласовки. Если буква «`айн» (ع) не
будет иметь огласовки, то в таком случае я буду писать апостроф без
буквы, например, так: «ма
`Бу
Д» (مَعْبُودٌ).
Другие слова арабского языка образованные от корня «`А+Б+Д» (ع+ب+د):«
`АБД» сущ. (عَبْدٌ) – раб, невольник.
«исти
`Ба
Д» сущ. (اسْتِعْبَادٌ) и «и
`ти
Ба
Д» сущ. (اعْتِبَادٌ) – порабощение, рабовладение.
«
`АБба
Да» глаг. (عَبَّدَ) – поработить, проторить/проложить (дорогу) (т.е. сделать так, чтобы она служила людям), обуздать верблюда.
«му
`АБба
Д» сущ. (مُعَبَّدٌ) – проторенный (путь), шоссированная (дорога).
«
`АБи
Д» глаг. (عَابِدٌ) – поклоняющийся, поклонник.
«
`УБу
Да
т» сущ. (عُبُودَةٌ) – потомственное состояние рабства, когда сам человек и его отец являются рабами.
«
`УБу
Дийя
т» сущ. (عُبُودِيَّة) – это слово является синонимом предыдущему слову (
`УБу
Да
т) и указывает на потомственное рабство, но также оно является синонимом слова «
‘УЛю
Хийя
т»
(ألُوهِيَّةٌ), которое значит – поклонение. Поэтому «Таухид
аль-Улюхийя» иногда называют «Таухидом аль-`Убудийя», смысл будет один:
Единобожие в Поклонении.
«а
`Ба
Да» глаг. (أَعْبَدَ) – поработить, отдать (раба) кому-либо во владение.
«
`АБба
Д» сущ. (عَبَّادٌ) – усердно поклоняющийся.
«
`АБДийя
т» сущ. (عَبْدِيَّةٌ) – нахождение в состоянии рабства, описание социального статуса раба.
«ма
`Ба
Д» сущ. (مَعْبَدٌ) – место поклонения, храм.
«та
`АБбу
Д» сущ. (تَعَبُّدٌ) – занятость делами поклонения, поклонение, выполнение религиозных обрядов.
«ма
`Бу
Д» сущ. (مَعْبُودٌ) – объект поклонения, тот, кому поклоняются. Синоним слова «ма
‘Лю
Х» (مَأْلُوهٌ), которые мы упоминали при разборе слова «илях» (божество).
Понимание слова «`Ибада» (Поклонение) в ИсламеКак
мы видим слово «`Ибада» обозначает «рабство», этот смысл даёт более
широкое понимание слова «`Ибада». Однако в русском языке оно всегда
обозначается как «поклонение», потому что для нас важен, в первую
очередь, терминологический смысл слова, и «поклонение» подходит для
этого лучше всего. Во-первых, потому что лучше указывает на термин
«`Ибада», а во-вторых, потому что слово «рабство» в русском языке
воспринимается резко отрицательно и режет слух по той причине, что
данное слово никогда не ассоциировалось в русском языке с поклонением
Аллаху и всегда было связано только с угнетением, несправедливостью и
бесправием.
Но мы в нашем анализе будем называть вещи своими
именами, приятно это нашему уху или нет. Потому что быть рабом Аллаху,
Творцу всего сущего – это не то же самое, что быть рабом подобному себе
творению. Быть рабом Аллаха и не быть рабом никому, кроме Него – это
великая честь. Рабство Аллаху ценилось всеми пророками как одно из самых
великих достоинств. Быть рабом Аллаха – это не унижение, потому что нет
недостатка в том, чтобы быть рабом Всепокоряющего Аллаха, но недостаток
в том, когда человек впадает в рабство таким же созданиям, как он сам
или даже ниже него. Быть рабом Всесильного Аллаха – это не слабость, но
быть рабом бессильных людей, камней и прочих идолов – это есть истинная
слабость. Смирить себя и укротить свою душу перед Всевышним не есть
унижение, но раболепствовать перед немощными тварями, в этом заключено
настоящее унижение.
Быть рабом Аллаху – это мудрость, потому что Ему мы принадлежим и к Нему наше возвращение.
Быть рабом Аллаху – это сила,
потому что все творения Аллаха, ангелы, небеса, земли и прочие воинства
Господа, все они рабы Аллаха, все они покорны Его Воле и все они на
стороне верующих.
Быть рабом Аллаха – это престиж,
потому что именно это будет иметь ценность в День Суда, именно этим
будет гордиться человек. А те, кто отказался быть рабом Всевышнего
Аллаха и стал рабом нижайшего сатаны, будут опозорены и унижены.
Быть рабом Аллаха – это спокойствие,
ибо Аллах Один, а творений много. Раб Аллаха стремится угодить только
Одному Хозяину, а раб этого мира пытается угодить многим хозяевам,
которым он покорился, начиная от идолов и икон и заканчивая своими
желаниями, самомнением и общественным мнением.
Быть рабом Аллаху – честь и достоинство,
потому что только это позволяет человеческим обществам сохранять
высокую мораль и нравственность. А тот, кто сделал себя рабом своих
желаний и подчинился своим страстям, для того нет пределов дозволенного,
ему, по его мнению, можно все, и это превращает его в подобие животного
в человеческом обличье.
Быть рабом Аллаха – это высшее счастье, потому что никто не войдёт в Рай, кроме Его искренних рабов, и никто не спасётся от Ада, кроме них.
При этом надо заметить, что не любое рабство будет вознаграждено Аллахом. Потому что рабство бывает двух видов:
1)
обязательное рабство (аль-`убудийя аль-касрийя) и
2)
добровольное рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя).Люди,
отказывающиеся от добровольного рабства Аллаху, заблуждаются. Они
думают, что абсолютно свободны и ничто их не держит, но это не так. Все
люди в обязательном порядке являются рабами Аллаха, вне зависимости от
того, осознают они это или нет, верят они в Аллаха или не верят,
праведные они или нечестивые, райские они или адские, все они рабы
своего Господа, Который создал их всех, владеет их телами, душами и
судьбами. Никто из них не способен выйти за пределы Его Воли и
Могущества, все они живут в пределах Его мироздания, по созданным Им
законам бытия. Все люди без исключения вернутся к Нему и предстанут
перед Его Судом, вне зависимости от своих убеждений, хотят они того или
нет. Это называется
«обязательным рабством» (аль-`убудийя аль-касрийя) о которой Всевышний сказал в следующих аятах Священного Корана:
أَفَغَيْرَ دِينِ اللّهِ يَبْغُونَ وَلَهُ أَسْلَمَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ طَوْعاً وَكَرْهاً وَإِلَيْهِ يُرْجَعُونَ«Неужели
они желают иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему
покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по
принуждению, и к Нему они будут возвращены». (Коран 3: 83)
إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْداً«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба». (Коран 19: 93)
Что же касается
добровольного осознанного рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя),
то именно это в русском языке мы называем «поклонением», это когда
человек сознательно убеждён в том, что Аллах – его Творец, его Владыка и
Правитель, что только Он Один имеет право на то, чтобы Ему
поклонялись, и никто помимо Него не имеет такого права. Кто находится в
рабстве у Аллаха по доброй воле и с довольством, тот поклоняется Ему с
чувством абсолютной любви, с возвеличиванием и почтением, со страхом и
надеждой, со смирением и кротостью, подчиняясь Его велениям и велениям
Его посланника.
Этот вид рабства еще называется
«шариатским рабством» или
«шариатским поклонением»,
и только этот вид рабства (`Ибада) даёт человеку возможность войти в
Рай и добиться довольства Всевышнего. Основами этого рабства является:
1) Абсолютное смирение (зуль) и кротость с возвеличиванием Аллахаи
2) Абсолютная любовь (хубб) к Аллаху.Это
столпы, на которых зиждется осознанное рабство (`Ибада) перед Аллахом. И
наличие одного из столпов не принесёт пользы без наличия второго. Аллах
должен быть для человека любимей всего на свете и величественнее всего
сущего. Никто не заслуживает абсолютной любви и абсолютной покорности
кроме Аллаха (Велик Он и Славен).
Из сказанного понятно, что
обязательное или принудительное рабство (аль-`убудийя аль-касрийя) – это более широкое понятие, которое охватывает собой все творения Аллаха без исключения. А
сознательное рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя) – это более узкое понятие, это рабство, основанное на выполнении
велений Всевышнего с абсолютной любовью и с абсолютным смирением. Те же,
кто проявляет высокомерие и отказывается осознанно быть рабом своего
Господа, не будут вознаграждены за то, что находились в принудительном
рабстве, даже если они признавали Аллаха Творцом и Владыкой мироздания,
но при этом поклонялись другим богам и не подчинялись законам Шариата.
Добровольное или сознательное рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя) – это то рабство, которое мы называем «поклонением», ради которого
Аллах создал людей и духов (джиннов), ради которого направил к людям
пророков и посланников. Как сказал Всевышний Аллах:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись (я`БуДу) Мне». (Коран 51: 56)
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь(у
`Бу
Ду)
Аллаху и отстраняйтесь от лжебогов!» (Коран 16: 35)
«`Ибада» (Поклонение) как термин ШариатаУчёные
дали несколько определений слову «`Ибада» (Поклонение), при этом в
своих определениях ученые освещали две разные стороны понятия «`Ибада»
(Поклонение). В основном речь идёт о двух важных аспектах поклонения:
1) Первый Аспект. Некоторые
учёные, давая определение слову «`Ибада» (Поклонение), хотели
разъяснить, что есть «поклонение» в своей сущности, то есть, что человек
должен испытывать в своём сердце и какую духовную работу он должен
совершить, чтобы его дело считалось поклонением.
2) Второй аспект. Другие учёные, давая определение слову «`Ибада» (Поклонение), хотели
разъяснить, каким образом определить, является ли то или иное дело
«поклонением» или нет, какие действия внешне можно назвать поклонением, а
какие оным не являются.
Первый аспект, по
большей части, рассматривает духовный состав поклонения, его внутреннюю
сущность и раскрывает значение слова «`Ибада» (Поклонение), как общее
понятие и охватывает собой все виды поклонения сразу.
Второй аспект рассматривает каждый вид поклонения в отдельности, и указывает нам на
критерии, по которым мы можем определить, можно ли назвать то или иное
действие поклонением или нет.
Ниже мы приведём несколько
определений, а затем рассмотрим, какой из этих двух аспектов
раскрывается каждым из приведённых определений.
1) Определение первое: «`Ибада» (Поклонение) – это абсолютная любовь (к Аллаху) вместе с абсолютным смирением»[1].
2) Определение второе: «Сущность
и дух «`Ибады» (Поклонения) заключается в утверждении и проявлении
любви к Аллаху и безропотного смирения перед ним. Абсолютная любовь к
Аллаху и абсолютная кротость перед Ним – это и есть суть поклонения, и
если поклонение будет лишено этих двух основ или хотя бы одного из них,
то поклонением оно уже не является. Сущность «`Ибады» (Поклонения)
заключается в смирении и самоуничижении перед Аллахом, которая
невозможна без абсолютной любви, которая стоит на первом месте, а все
остальные проявления любви следуют за ней»[2].
3) Определение третье: «`Ибада»
(Поклонение) – это общее наименование всего того, что любит Аллах и то
чем Он доволен из слов и дел, как скрытых (душевных) так и явных»[sup][3][/sup].
4) Определение четвёртое: «`Ибада»
(Поклонение) Аллаху – это общее наименование всего того, что любит
Аллах и то, чем Он доволен из убеждений, деяний сердца, деяний тела.
Всё, что приближает человека к Аллаху, будь то действие или напротив
оставление каких-либо определённых действий, является поклонением
(`Ибада). И поэтому человек, оставляющий грехи и ослушание Аллаха,
совершает поклонение (`Ибада) и тем самым приближается к своему Господу»[4].
5) Определение пятое: «`Ибада»
(Поклонение) – это праведные дела, совершённые по собственному желанию
(аль-ирадийя), которые совершаются ради Аллаха, и посвящаются только Ему
Одному»[5].
Первые
два определения раскрывают первый аспект поклонения, и указывают на то,
чем оно является в своей сущности и что необходимо для его принятия.
Третье
и четвёртое определения раскрывают второй аспект поклонения (`Ибада) и
указывают на признаки, по которым дела поклонения отличаются от мирских
дел. Если Аллах повелел что-либо, то значит, Он любит, когда Его раб
совершает это дело и оно является поклонением. Если Аллах запретил
что-либо, то значит, Он любит, когда Его раб оставляет запретное дело, и
это оставление является поклонением. Если же мы не имеем в Коране или
Сунне доводов, что, то или иное дело любимо Аллахом, то такое дело
поклонением не является по определению.
Последнее пятое определение вкратце указывает на оба аспекта.
Разница между Поклонением и Единобожием в Поклонении.
Выше мы достаточно подробно затрагивали тему «Единобожия в Поклонении»,
поэтому, говоря о Шариатском термине «Поклонение» (`Ибада) стоит
сказать о разнице между этими понятиями:
«Поклонение» (`Ибада) – это само деяние, посредством которого человек приближается к Аллаху.
«
Единобожие в Поклонении» (Таухид аль-Улюхийя) – это посвящение данных дел поклонения только Аллаху и отказ от посвящения их кому-либо помимо Него.
Условия принятия поклонения (`Ибада)Никакое поклонение не будет принято, если не будет удовлетворять двум необходимым условиям
1) Искренность (Ихляс) перед Аллахом.2) Соответствие Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Или другими словами так:
1) Чтобы дело было посвящено только Одному Аллаху и полностью соответствовало Единобожию (Таухиду).
2)
Чтобы дело было совершено в соответствии с Шариатом (т.е. с Кораном и
Сунной), который был передан нам через пророка Мухаммада (мир ему и
благословение Аллаха).
Шейху-ль-Ислам ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал:
«Религия
сосредоточена в двух основах: чтобы мы не поклонялись никому кроме
Аллаха, и чтобы мы не поклонялись Ему в соответствии с чем-либо, кроме
Его Шариата, то есть, чтобы мы не поклонялись Ему посредством
нововведений. Всевышний сказал:فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلاً صَالِحاً وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَداً «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния[6] и никому не поклоняется наряду со своим Господом». (Коран 18: 110)
В
этом заключается исповедание двух свидетельств Ислама (шахадатейн),
свидетельства, что «нет никакого божества, достойного поклонения, кроме
Аллаха» и свидетельства, что «Мухаммад посланник Аллаха». В первом
свидетельстве мы говорим, что не будем поклоняться никому помимо Него, а
во втором свидетельстве мы говорим, что Мухаммад – это Его посланник,
который довёл до нас Его Религию, и мы обязуемся верить тому, о чем он
нас оповестил и подчиняться его приказам»[7].
Ибн аль-Кайим говорил:
«Дело
без искренности (Ихляс) и без следования пророку (мир ему и
благословение Аллаха) подобно путнику, который набивает свои сумки
песком, это добавляет тяжести, но не приносит пользы».Кто желает поклоняться Аллаху, тот обязан соблюдать оба условия, и лозунгом каждого поклоняющегося должны быть слова
«О Аллах, я хочу приблизиться к Тебе тем путём, который угоден Тебе».
[8]Всевышний Аллах сказал:
تَبَارَكَ
الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ الَّذِي
خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلا
الْعَزِيزُ«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто
способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас
и увидеть, чьи деяния окажутся самыми наилучшими» (67.Аль-Мульк: 1-2).
Относительно слов Аллаха
«…самыми наилучшими» аль-Фудайль ибн `Ийяд (да одарит его Аллах своей милостью) сказал:
«То
есть, самыми искренними и самыми правильными». Люди спросили его: «О
Абу Али! Какие дела самые искренние и самые правильные?» Он ответил им:
«Если дело будет искренним, но неправильным, то дело не будет принято.
Если дело будет правильным, но неискренним, то оно не будет принято.
Искреннее дело – это то, которое посвящено только Аллаху, а правильное –
это то, которое сделано в соответствии с Сунной пророка (мир ему и
благословение Аллаха)»[9].Поэтому
если какое-то из дел поклонения утратит хотя бы одно из этих двух
условий, то оно не будет действительным и не будет принято Всевышним
Аллахом.
Например:Если
человек совершает молитву (намаз) не ради Аллаха, но внешне все
действия соответствуют Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха),
то такая молитва не будет принята. Почему? Потому что она не отвечает
первому условию, данная молитва утратила искренность (ихляс). Всевышний
Аллах сказал:
وَلَوْ أَشْرَكُواْ لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ«Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали». (Коран 6: 88)
Если
же человек совершает молитву (намаз) исключительно ради Аллаха, но
совершает её не так, как научил нас пророк (мир ему и благословение
Аллаха), а каким-то иным способом, то такая молитва тоже не будет
принята. Почему? Потому что при её выполнении не было соблюдено второе
условие, она не соответствовала Сунне посланника Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха), который сказал:
من عمل عملا ليس عليه أمرنا فهو رد«Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует нашей религией (т.е. Шариату),
то его дело будет отвергнуто» (хадис привел Муслим).
من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو رد«Кто введёт в наше дело (т.е. в Шариат)
то, что к нему не относится, то его дело будет отвергнуто» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).
На
самом деле эти два условия являются неразрывными. Дело не может быть
искренним и чистым перед Аллахом на сто процентов, если не будет
соответствовать Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), также
как и соответствие Сунне невозможно без абсолютной чистоты намерений и
Единобожия.
Виды поклонения (`Ибада)То,
что мы называем поклонением, как мы уже узнали, может быть связано не
только с поклонами. Поклонение (`Ибада) – это более широкое понятие,
которое может проявляться с словах, делах, может совершаться сердцем, а
может включать в себя все вместе. Но так или иначе все они
взаимосвязаны. Приведём несколько примеров поклонения:
1) Поклонение словами: произнесение слов Шахады (свидетельства Ислама), поминание Аллаха
(зикр), мольбы к Аллаху (дуа), мольба о помощи (исти`ана), обращение к
защите Аллаха (исти`аза).
2) Поклонение делами: борьба на пути Аллаха, выдача закята (обязательного пожертвования), милостыни (садака), удаление мусора и препятствий с дороги.
3) Поклонение сердцем: стыдливость, любовь к Аллаху, страх перед Аллахом, надежда на Аллаха.
4) Поклонение совершаемое одновременно словами, делами и сердцем: например, молитва (намаз), паломничество (хадж) и пост (сыям).
Также
существуют и другие виды поклонения, такие как правдивость, надёжность
при хранении доверенного, почтение к родителям, поддержание родственных
уз, преданность в договорах и обязательствах, побуждение к одобряемому,
запрещение порицаемого, борьба с лицемерами, призыв к Исламу, оказание
благодеяний бедным, слабым, рабам, вдовам, сиротам, путникам и животным,
заклание жертвенных животных, обетование (назр), упование на Аллаха,
покаяние, мольба о прощении грехов.
Данное разделение весьма
условно потому что, например, Шахада (свидетельство Ислама) без дел –
недействительна, милостыня без надежды на награду Аллаха – мертва,
любовь к Аллаху без подтверждения этой любви словом и делом – не имеет
смысла, и это касается всех дел поклонения. Данное разделение сделано
только по тем признакам, которые являются наиболее явными в том или ином
виде поклонения.
Все указанные виды поклонения нельзя посвящать
кому-то помимо Аллаха, и кто посвящает их не Аллаху, тот совершает
многобожие (ширк).
- [1] См.: «Аль-Кафия аш-шафия фи аль-интисар ли-ль-фиркати ан-наджия», ибн аль-Кайим, стр. 32.
- [2] См.: «Аль-Хакк аль-вадых аль-мубин», Абдуррахман ас-Са`ади, стр. 59-60.
- [3] См.: «аль-`Убудийя», Шейх-уль-Ислам ибн Таймийя, стр. 38.
- [4] См.: «Шейх Абдуррахман ибн Са`ад ива джухудуху фи таудых аль-акыда», стр. 162.
- [5] См.: «`Убудийяту аль-каинат ли Рабби-ль-`алямин», Фарид ат-Туни, стр. 25.
- [6] Праведными деяниями являются лишь те, которые соответствуют Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
- [7] См.: «Аль-`Убудийя», стр. 170.
- [8] Путь же угодный Аллаху можно только узнать посредством того, что узаконил нам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
- [9] См.: «Аль-`Убудийя», стр. 76.