Это значит, что земные украшения и прелести были сотворены Аллахом для верующих и ради верующих, отчасти для того, чтобы они пользовались ими, отчасти ради испытания их.
Однако пользоваться ими могут и те, кто не уверовал в единство Аллаха. Что же касается последней жизни, то в ней наслаждаться благами смогут только те, кто уверовал в Аллаха и повиновался Его Посланнику. Из этого аята также следует, что если человеку даровано богатство, то это еще не означает того, что он заслужил любовь своего Господа и вправе рассчитывать на легкий расчет после смерти.
Поистине, любое благо, дарованное человеку в этом мире, непременно лишает его части вознаграждения в будущей жизни, подобно тому, как любое испытание, постигшее человека в этой жизни, облегчает его участь после смерти. Иными словами, все, чем мусульманин пользуется в этом мире, — это часть той награды, которую он может получить в день воскресения, и для того, чтобы приумножить свой удел после смерти, он должен посвятить свои усилия одному Аллаху и посредством дарованных ему благ искать способ приблизиться к Нему. Более того, если человек не поступает так, то дарованные ему богатства тяжким бременем лягут на его плечи в день Страшного Суда.
Сказанное нами подтверждается удивительной историей, переданной имамом ат-Тирмизи со слов Абу Хурайры. «Однажды Посланник Аллаха
вышел из дома в такой час, когда он обычно не выходил и когда к ним никто не встречался. Тут к нему подошел Абу Бакр. Он спросил:
— Что привело тебя сюда, Абу Бакр?
— Я пришел увидеть Посланника Аллаха взглянуть на его лицо и поприветствовать его, — ответил тот.
Прошло совсем немного времени, и к ним подошел ‘Умар.
— Что привело тебя сюда, ‘Умар? — спросил Посланник Аллаха.
— Голод, Посланник Аллаха, — ответил он.
— Я тоже ощущаю что-то такое, — сказал Посланник.
Они отправились домой к Абу аль-Хейсаму аль-Ансари. У него был большой пальмовый сад и много овец, но у него не было слуг и дома его не оказалось. Они сказали его жене:
— Где твой муж?
— Он пошел принести питьевой воды, — ответила она.
Спустя немного времени Абу аль-Хайсам вернулся с бурдюком, который он нес с большим трудом. Он положил его и подошел обнять Пророка.
— Да будут мой отец и моя мать выкупом за тебя, — сказал он.
Потом он провел их в сад, расстелил для них ковер или циновку, а сам подошел к пальме и вернулся с гроздью свежих фиников. Пророк сказал:
— Почему ты не отберешь для нас спелые финики?
— Посланник Аллаха, я хотел, чтобы каждый сам выбрал спелые финики или не совсем поспевшие, — ответил он.
Когда они поели и попили воды, Пророк сказал:
— Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, среди милостей, о которых вы будете спрошены в день воскресения, прохладная тень, добротные свежие финики и прохладная вода.
Потом Абу аль-Хайсам отправился приготовить еду, а Пророк
сказал:
— Не зарезай для нас тех, которые дают молоко.
Он зарезал для них козу или козленка, а потом принес им мясо, и они поели его. Потом Пророк
спросил:
— У тебя есть слуга?
— Нет, — ответил Абу аль-Хайсам.
— Когда приведут пленных, приходи к нам.
Спустя некоторое время к Пророку привели двух пленников, и Абу ал-Хайсам пришел к нему. Пророк сказал:
— Выбирай любого.
— Посланник Аллаха, выбери за меня! — попросил он.
— С кем советуются, тому доверяют. Бери этого, потому что я видел, что он молится. Но обходись с ним хорошо.
Абу ал-Хайсам пришел к своей жене и передал ей то, что сказал Посланник Аллаха. Она сказала:
— Ты не сможешь должным образом выполнить наставление Пророка, пока не подаришь ему свободу.
— Значит, он свободен, — сказал он.
А потом Посланник Аллаха
сказал:
— Поистине, у каждого пророка и наместника, которого отправлял Аллах, были близкие друзья: одни повелевали одобряемое и удерживали от предосудительного, а другие не упускали возможности навредить им. И тот, кто защищен от плохих друзей, тот уже защищен». Этот хадис приводится в «Сунане» ат-Тирмизи, в разделе об аскетизме.
Задумайтесь же над тем, что человек будет спрошен за глоток воды, которым он утоляет жажду в знойный день, и за один-единственный финик, который он съедает, чтобы избавиться от боли, вызванной голодом. Это те самые блага, о которых Всевышний Аллах сказал в последнем аяте суры «ат-Такасур»: «В тот день вы будете спрошены о благах».
И задумайтесь над тем, как сподвижники выполняли наставления Пророка. Они не просто обозначали покорность Аллаху и Его Посланнику
, чтобы утешить себя надеждой на Божью милость. Они стремились выполнить его приказы наилучшим образом, поскольку знали, что он велит им делать только то, что приносит им пользу и в этом мире, и в последней жизни. Как вы думаете, зачем Посланник Аллаха велел Абу ал-Хайсаму не трогать коз, которые дают молоко? Да потому что он прекрасно знал, что благородный сподвижник поспешит пожертвовать на пути Аллаха самым лучшим из того, что он имеет!
Именно так наши праведные предки понимали Коран и выполняли его заповеди, а ведь в Коране, в 92-м аяте суры «Ал ‘Имран» сказано:
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите». Вот почему сподвижники не считали свои пожертвования истинными пожертвованиями, если раздавали то, в чем не нуждались сами. Они не ограничивались выплатой обязательного закята и делились друг с другом самым ценным из того, что имели. Они не считали, что имеют на свое имущество больше прав, чем их братья, и благодаря этому мусульманская община стала сплоченной подобно могучему зданию, в котором плотно уложенные кирпичи поддерживают друг друга.
Сегодня от некоторых мусульман можно услышать, что пожертвования уменьшают его капитал и что если он не ограничится выплатой закята, то не сможет конкурировать с другими компаниями на рынке. Такой человек забывает о словах Пророка Мухаммада:
«Имущество раба не уменьшится от пожертвования». Об этом сообщили Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Он забывает о том, что его коммерческий успех зависит только от Всевышнего Аллаха, который возвеличивает, кого пожелает, и унижает, кого пожелает. Неужели он полагает, как полагал Карун, один из соплеменников пророка Мусы, что он приобретает богатство исключительно благодаря своим способностям и своим познаниям?
Поистине, он забывает о том, что каждое утро два ангела спускаются на землю, и один из них говорит: «Господи, возмести тому, кто пожертвовал». Другой же говорит: «Господи, погуби того, кто скупился». Хадис по этому поводу передали ал-Бухари и Муслим. И он забывает, что богатство — это самый плохой товарищ: оно никогда не станет по-настоящему твоим, пока ты не расстанешься с ним на пути Аллаха.
Таким образом, богатство — одно из благ Всевышнего Аллаха, но человек извлекает пользу из него только тогда, когда расходует часть его на пути Аллаха, помогая беднякам и неимущим, тем, кто приобретает полезные знания и обучает им. Благодаря этому человек приобретает жизнь вечную, которая дольше и прекраснее тленной мирской суеты. Имам ат-Тирмизи передал и назвал хорошим и достоверным следующее высказывание Посланника Аллаха
:
«Земной мир по сравнению с последней жизнью подобен капле воды, которая остается на пальце, окунутом в море. Пусть посмотрит, что осталось на нем!»В заключение хочу сказать, что земной мир с его красотами и усладами не должен быть главной целью человеческих стараний, пределом его желаний и единственным источником его познаний. Поистине, богат не тот, кто владеет увесистыми слитками золота, но богат тот, кто наделен душевной красотой, благочестием и кто научился довольствоваться малым. И как прекрасно сказал Пророк Мухаммад
в хадисе, переданном в «Сунане» ат-Тирмизи:
«Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы хватило ее на день».http://www.waytoquran.net/cgi-bin/e-cms/vis/vis.pl?s=001&p=0053&n=000001&g=