|
| Коммерческая деятельность в Исламе. Мудараба. | |
| Автор | Сообщение |
---|
umm Amira Модератор
Сообщения : 5055 Я здесь с : 2010-05-24 Возраст : 39 Откуда : Bahreyn
| Тема: Коммерческая деятельность в Исламе. Мудараба. Ср 19 Сен 2012 - 23:08 | |
| Коммерческая деятельность в Исламе. Мудараба. С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Как известно, Ислам охватывает все стороны жизни человека, в том числе – экономические. Несмотря на то, что мусульманин должен готовиться к Судному Дню и стремиться оказаться среди преуспевших с помощью покорности Всевышнему и поклонения Ему, нельзя забывать и о нашей мирской жизни, о том, что человек – наместник на этой земле, поэтому ему необходимо взращивать её и созидать на ней. Всевышний Аллах сказал: « Посредством того, что даровал тебе Аллах, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (Сура «Аль-Касас», 77). Более того, усердия человека в мирской жизни при соблюдении границ и законов Аллаха и при наличии правильного намерения становятся поклонением. Кроме того, религия Всевышнего рассматривает мусульманина как частичку общества, принимающего активное участие в развитии отношений между его членами. Поэтому мы можем видеть, например, в книгах по фикху (исламскому праву) в разделе торговых отношений главу «Совместная деятельность». В Шариате существует множество видов ведения совместного бизнеса, рассмотрим в своих статьях некоторые из них, являющиеся наиболее актуальными сегодня на наш взгляд. Один из способов ведения бизнеса по Исламу – это «мудараба», о чем более подробно мы расскажем в этой статье, в конце которой приведём примерный образец договора. 1. Определение мударабы Некоторые мусульманские ученые еще называют этот вид участия в бизнесе термином «кырад». По определению, Мудараба – это вид долевого участия в бизнесе, когда одна из сторон предоставляет капитал (чаще всего это деньги, но если капиталом являются не деньги, то вид капитала должен быть оценён в денежном эквиваленте на момент договора), а другая сторона ведет предпринимательскую деятельность с этим капиталом за определённую часть прибыли, измеряемой в долевой пропорции (процентами или долями).2. Религиозный статус мударабы Мудараба – дозволенный по Исламу вид коммерческой деятельности, что подтверждается единогласным мнением учёных, в том числе и сподвижников (разногласие существует лишь по некоторым условиям мударабы). Кроме того, мудараба представляет собой свободный вид договора («джаиз»), то есть любая из сторон может расторгнуть договор в любое время, если это расторжение не навредит другой стороне. 3. Основы и условия мударабы Основы мударабы: 1. Формальная часть договора: предложение одной из сторон и принятие этого предложения другой стороной . 2. Стороны договора: лица, которым разрешается по Шариату вести коммерческие операции – совершеннолетние, благоразумные и умеющие распоряжаться своим имуществом. Первая сторона – это вкладчик (собственник капитала), а вторая сторона – предприниматель (он принимает имущество и управляет им в коммерческой деятельности). 3. Капитал: основными условиями капитала являются следующие моменты: а) капитал должен представлять собой деньги ( если вносится другое имущество, как, например: недвижимость, товар и т.д., то он должен быть оценен в денежном эквиваленте в момент подписания договора о совместном бизнесе); б) необходимо знать точную сумму, которая вносится в бизнес; в) капитал должен быть наличным (т.е. нельзя вносить долги); г) собственник капитала не должен препятствовать управляющему, который ведёт предпринимательскую деятельность, в его управлении (то есть предприниматель должен иметь возможность свободно зарабатывать), но может поставить условия, в соответствии с которыми собственник разрешает использование своих денег. 4. Прибыль: а) доля прибыли каждой из сторон должна быть известной при подписании договора; б) обе стороны должны совместно делить прибыль в соответствии с условиями, указанными в договоре, то есть ни одна из сторон не имеет права забирать полностью всю прибыль; в) распределение прибыли должно происходить между обеими сторонами в долевой пропорции ( как например: половина на половину, или четверть и три четверти, или треть и две трети и т.д.) или в процентном отношении ( как например: 50% – 50%, или 70% – 30% и т.д.) в соответствии с тем, как договорились между собой. Таким образом, нельзя оговаривать долю прибыли предпринимателю в виде определённой суммы (деньгами, как например: 1000 рублей или товаром, как например: одна из машин), т.к. в таком случае он становится наёмным работником и не имеет никакого отношения к совместному бизнесу. Кроме того, возникает риск, что одна из сторон получит прибыль сполна, а другая не получит ничего, а это есть несправедливость. Также нельзя оговаривать одной из сторон долю прибыли в виде доли и определённой суммы, как например: 50% плюс 1000 рублей. Распределение прибыли происходит после вычета всех издержек, то есть из чистой прибыли совместного бизнеса. Таким образом, капитал, вложенный собственником в самом начале, не участвует в распределении. Время распределения обоюдно оговаривается между обеими сторонами в договоре. Что касается убытка, то до момента распределения прибыли или до расторжения договора любой убыток вычитывается из общей прибыли. В том случае, если убыток превышает общую прибыль, то убыток вычитывается как из прибыли, так и из вложенного капитала. В случае полного убытка, учёные единогласны в том, что убыток несёт только собственник капитала. Работающий с этим капиталом управляющий несёт убыток в том, что он ничего не получает за свою работу, тем самым он теряет своё время и усердия. Таким образом, предприниматель не возмещает убыток капитала из своих денег, при условии, что он не нарушал условий договора и не проявлял небрежности в работе. Таким образом, лицо, которое внесло капитал, теряет деньги, а предприниматель, участвовавший в деле, теряет время и усердие. 5. Предпринимательская деятельность: Деятельность должна быть разрешённой Шариатом (халяль), нельзя участвовать в запретных видах бизнеса (торговля запретными Шариатом вещами: спиртным, музыкальными инструментами и т.д., участие в ростовщичестве «риба»). Также собственник капитала не должен ограничивать предпринимателя в его деятельности, тем самым не давая ему зарабатывать, если он не поставил соответствующих условий в договоре ( как например, говоря ему: не работай с такой-то фирмой или с такой-то страной, не имея шариатского обоснования своим ограничениям). ТЕКСТ ДОГОВОРА (скачать WORD файл)
ДОГОВОР о совместной деятельности Мудараба
номер договора: _________ ”___”_______20___г. После ознакомления с видом деятельности Мудараба, с его основами и условиями, обязуемся вести деятельность в соответствии с установленными Шариатом нормами, согласно условий и обязательств, нижеупомянутых в договоре.
1. СТОРОНЫ ДОГОВОРА: 1.1 Первая сторона, которая вносит капитал, именуемая в дальнейшем «ВКЛАДЧИК», представлена в лице: ________________________________________________________ (Ф.И.О., серия и номер паспорта, кем выдан)
1.2 Вторая сторона, которая принимает капитал для ведения предпринимательской деятельности, именуемая в дальнейшем «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ», представлена в лице:
_____________________________________________________________ (Ф.И.О., серия и номер паспорта, кем выдан)
2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА: 2.1 Вкладчик обязуется передать предпринимателю для ведения совместного бизнеса Мудараба в качестве капитала сумму в размере _____________________________________________рублей в следующий срок: _____________________________ на срок (сделку) ______________________________________
2.2 Предприниматель обязуется начать предпринимательскую деятельность, соответствующую нормам Шариата, с момента принятия капитала от вкладчика и вести предпринимательскую деятельность с деньгами вкладчика до срока, установленного настоящим договором.
3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТОРОН. 3.1 Вкладчик обязуется не вмешиваться в предпринимательскую деятельность предпринимателя и не препятствовать его деятельности.
3.2 Каждая из сторон имеет право расторгнуть договор, если это расторжение не навредит другой стороне.
3.3 Капитал вкладчика является доверенным имуществом в руках предпринимателя, так что предприниматель не может его использовать в личных целях, растрачивать и подвергать опасности потери.
3.4 Предприниматель не должен проявлять халатность в отношении капитала.
3.5 Предприниматель не имеет право брать капитал от другого лица и вести параллельную деятельность без ведома вкладчика.
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ. 4.1 Распределение касается чистой прибыли после вычета всех необходимых во время ведения предпринимательской деятельности издержек.
4.2 Распределение не затрагивает капитал.
4.3 Сроки распределения чистой прибыли (в конце каждого месяца по солнечному календарю, после очередной сделки, через три месяца и т.д.): _______________________________________________
4.4 Распределение чистой прибыли между вкладчиком и предпринимателем происходит следующим образом: Вкладчик: _________________ %
Предприниматель: ______________ %
5. УБЫТОК. 5.1 Убыток до распределения прибыли или до расторжения договора о совместном бизнесе вычитывается из прибыли. В случае убытка, превышающего прибыль, вычитывается из всей прибыли и капитала.
5.2 Вкладчик полностью несёт убыток капитала.
5.3 В случае убытка предприниматель теряет только своё время и труд и не несёт убыток капитала, если предприниматель не нарушал условий договора и не проявил небрежности.
5.4 Спорные моменты. Для разрешения спорных моментов в процессе участия в совместном бизнесе каждая из сторон выбирает человека,разбирающегося в Шариате.
Со стороны вкладчика: ________________________
Со стороны предпринимателя:_____________________
Эти два человека выбирают в свою очередь третье лицо.
5.5 Обе стороны (вкладчик и предприниматель) обязаны согласиться с единогласным решением или решением большинства этих трёх судей, если их решение не противоречит Шариату.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ. (В этом пункте можно прописывать дополнительные условия каждой из сторон, например, такие:
- можно ли досрочно прекращать договор и требовать вернуть деньги?
- общая ли это мудараба или специальная? Если второе, то указать, в какие виды недопустимо вложение денег
6.1 )_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7 Договор вступает в силу с момента его подписания. 8 Договор составлен в двух экземплярах, один экземпляр остаётся у вкладчика, другой экземпляр остаётся у предпринимателя. 9 При подписании договора присутствовали вкладчик, предприниматель и два свидетеля:
9.1 Вкладчик: _______________________подпись_________
9.2 Предприниматель: ________________________________подпись__________
9.3 Свидетель 1: ___________________________________подпись________
9.4Свидетель 2: ________________________________
подпись____________
Дата: ____________________
Коммерческая деятельность в Исламе. Мудараба. Подготовил: Вахитов М. www.whyislam.ru |
| | | ياسمين Активная участница
Сообщения : 462 Я здесь с : 2010-04-20 Возраст : 39 Откуда : الامارت Работа/Хобби : العلم والمعرفه
| | | | umm Amira Модератор
Сообщения : 5055 Я здесь с : 2010-05-24 Возраст : 39 Откуда : Bahreyn
| | | | ummSema Модератор
Сообщения : 7434 Я здесь с : 2012-01-09 Возраст : 42 Откуда : Азербайджан,Баку Работа/Хобби : мама и жена
| Тема: Re: Коммерческая деятельность в Исламе. Мудараба. Сб 19 Апр 2014 - 22:25 | |
| Сказал Шейх ‘Абдуллах ибн Джибрин, да помилует его Аллах:"В самом принципе миграции капитала нет ничего плохого, если капитал вкладывается в торговлю. Прибыль с этой торговли делят между собой владелец имущества и непосредственно работник. Такой вид отношений называют договором о долевом участии (мудараба). Этот вид торговых отношений дозволен, если выделять отдельно капитал и отдельно прибыль. Если имущество было размещено в ростовщическом банке в виде вклада, то прибыль с него использовать и тратить запрещено. Как запрещено изначально работать с такими банками. Также запрещено брать кредит под проценты. Запрещено давать виды валют для работ, которые содействуют системе ростовщичества. Что же касается использования этой валюты (например, доллара), то при необходимости это не запрещено. Даже если это влияет на увеличение экономических показателей тех банков. Ведь доллар используют по причине того, что он известен во всех мусульманских и остальных странах. Поэтому, при необходимости, использовать эту валюту можно. Если же будет возможность использовать валюту мусульманских стран, то тогда следует использовать её и отказаться от доллара. А Аллах знает лучше."В «Фетвах Постоянного комитета» сказано:"Покупка акций любой фирмы, которая в своей работе не прибегает к ростовщичеству и подобным запретным действиям, в основе является дозволенной (мубах). Если же компания в своей работе обращается и к запрещенным по Шариату действиям (ростовщичество и пр.), то покупать и владеть акциями этой компании запрещено.
Таким образом, если в работе акционерной компании используются ростовщические или другие запрещенные по Шариату действия, то мусульманин обязан оставить участие в ней, а прибыль, которую он получил от неё, раздать беднякам и нуждающимся".Члены Постоянного комитета: шейх ‘Абдуль‘азиз Ибн Баз, шейх ‘Абдурраззак ‘Афифи, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан, шейх Салих аль-Фаузан, шейх ‘Абдуль‘азиз Аль Шейх и шейх Бакр Абу Зейд. См. Фатауа-ль-ляджнати-д-даима, 14/299.Также в фетвах Постоянного комитета сказано:"Во-первых. Запрещено быть акционером фирмы, которая работает посредством ростовщичества (получает или дает кредиты), так как в подобном случае осуществляется помощь в совершении греха. А Всевышний Аллах сказал:«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» ( аль-Маида, 2).Во-вторых. Если у кого-либо есть акции компании, которая в своей работе прибегает к ростовщичеству, то он должен продать свои акции, а прибыль, которая была получена с процентных операций, потратить на благотворительные дела.Шейх ‘Абдуль‘азиз Ибн Баз, шейх ‘Абдурраззак ‘Афифи, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан и шейх ‘Абдуллах ибн Ку‘уд" См. Фатауа-ль-ляджнати-д-даима, 14/299-300.Академия исламского фикха, подчиняющаяся Организации «Исламская конференция» (ОИК) на седьмой конференции, прошедшей в Джедде 7-12 зуль-ка‘ады 1412 года по хиджре, что соответствует 9-14 мая 1992 года, приняла решение об акциях:«А. Основой в торговых отношениях является дозволенность, поэтому основание акционерного общества (компании), которое действует и работает в рамках Шариата, является дозволенным делом.
Б. Между учеными нет разногласий в том, что торговля акциями компании, основная деятельность которой запретна (ростовщичество, производство запрещенных изделий и продажа их), запрещена.
В. Запрещено принимать участие в деятельности акционерной компании (покупать и владеть акциями, делать вклады), которая иногда прибегает к запретным по Шариату действиям. Несмотря на то, что основная деятельность компании является соответствующей Шариату». См. Маджалляту-ль-маджма‘: № 6 (2/1273); № 7 (1/73); № 9 (2/5).саляф форум |
| | | | Коммерческая деятельность в Исламе. Мудараба. | |
|
Похожие темы | |
|
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| Самые просматриваемые темы | |
Слова Мудрости!!! |
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили:
“Не будут приняты слова, кроме как с делами.
И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями.
И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”.
аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90
Имам Ибн Къутайба говорил:
“Поистине, ложь укрепляется, когда о ней молчишь!”
См. “аль-Ихтиляф фи-лляфз” 60.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!”
См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.
Аш-Шафии (рахимагуЛЛах) сказал:
"Истинное Знание - не то,что ты выучил,а то,которое приносит тебе пользу"
И как же прекрасны были слова наших праведных предшественников:
«Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!»
См. “аль-Лятаиф” 41, “Мадариджу-ссаликин” 1/454.
"Знание – это слова Аллаха, слова Его посланника и то, что сказали сподвижники, а не приукрашенная ложь!"
Ибн Кайим, «И‘лям аль-мувакъи‘ин», т. 2, с. 149.
Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без
доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с
дровами берет и змею, жалящую его!”
аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.
Имам Абу Шама сказал: «Следуй истине и держись ее, не смотря на то, что придерживающихся ее мало, а противоречащих ей много! А истина — это то, на чем был джама’а — пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабы. И мы не смотрим на многочисленность заблудших». См. «аль-Ба’ис» 22.
|
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 268, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 268 Нет Больше всего посетителей ( 436) здесь было Пн 25 Ноя 2024 - 15:51 |
Опрос | | Какие ваши любимые разделы в блоке Ислам? | Вероубеждение, Единобожие | | 12% | [ 116 ] | Манхадж (методология) | | 5% | [ 45 ] | Поклонение и обряды в Исламе | | 6% | [ 57 ] | Коран, все о Священном Писании | | 9% | [ 87 ] | Хадисы, сборники хадисов | | 10% | [ 89 ] | Общие темы по Исламу | | 7% | [ 62 ] | Запретное и порицаемое в Исламе | | 8% | [ 72 ] | Хиджаб мусульманки | | 9% | [ 84 ] | Духовность и Нравственность | | 7% | [ 67 ] | Сокрытое, Судьба, Смерть, Судный день, Вечная жизнь | | 9% | [ 82 ] | Книги по Исламу | | 6% | [ 58 ] | Аудио, видео | | 7% | [ 63 ] | Раздел для новичков в Исламе | | 5% | [ 50 ] |
| Всего проголосовало : 932 |
|
|