باب ما جاء في الرقى والتمائم
О ЗАКЛИНАНИЯХ (РУКИЯ) И АМУЛЕТАХ (ТАМИМА)
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Башира аль-Ансари о том, что
«он сопровождал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в некоторых его поездках. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посылал гонца с приказом снять с шей верблюдов все ожерелья (из тетивы), и чтобы не осталось ни одного ожерелья, которое не было бы сорвано». (Аль-Бухари 6/98, Муслим (2115), Абу Дауд (2552), Ахмад 5/216, Малик 2/937).
Ибн Масуд рассказывал:
«Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Заклинания, амулеты и привораживание являются ширком"». Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд. (Абу Дауд (3883), Ибн Маджах (3530), Ахмад 1/381. Аль-Хаким 4/418 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
Тамима (амулеты) — это то, что вешают на детей, чтобы уберечь их от сглаза. Если они представляют собой аяты из Корана, то некоторые из салафов позволяли носить их, а некоторые не разрешали этого, считая запретным. Одним из тех, кто запрещал носить подобное, был Ибн Масуд.
Рукия (заклинание) также его называют «‘Aзааим». Разрешенным является те виды рукия, которые не содержат ширка, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил пользоваться заклинаниями против дурного глаза и укуса змеи или скорпиона.
Тиуаля (привораживание) – вид колдовства, которое совершают люди и заявляют, что оно, якобы, заставляет женщину полюбить мужа, а мужчину — полюбить жену.
Абдулла ибн Укейм передал следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
: «Тот кто повесил на себя что-то (и связал свое сердце с ним), вверяется этому». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. (Ахмад 4/311, ат-Тирмизи (2072); хороший хадис).
Ахмад передал следующие слова Руайфи’а: «
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: О Рувайфи’, возможно, ты долго проживёшь. Поэтому передай всем, что если кто будет переплетать бороду, носить ожерелье из тетивы, либо очищаться от экскрементов навозом животных или костями, то Мухаммад отрёкся от этого человека». (Абу Дауд (36), ан-Насаи 8/135, Ахмад 4/108, 109; достоверный хадис).
Сайд ибн Джубейр сказал:
"Тот, кто сорвал с человека амулет, подобен тому, кто освободил одного раба". Этот хадис рассказал Уакиа.
По этому же поводу Ибрахим ан-Нахаи сказал:
«Они (саляфы) запрещали любой амулет, будь то аяты Корана или нет».
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Понятие «заговор» - известно, так как арабы делали его. Это ду’а или же какие-то фразы, которые произносят. Заговор /рукъия/ действует либо на органы, либо на душу. Заговор может быть дозволенным в шариате, а может быть и ширком.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда сам читал /рукъия/, а иногда ему читали /рукъия/. Ему читали /рукъия/ Джибриль и Айша.
Эта глава написана для того, чтобы разъяснить шариатское положение чтения /рукъии/. Шариат дозволил читать /рукъию/, в которой нет ширка. Когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про /рукъия/, он ответил :
«Прочитайте мне ваши /рукъия/. Нет ничего плохого в той /рукъия/, в которой нет ширка». Муслим, 2200; Абу Дауд, 3886.
Ученые сказали:
«/Рукъия/ является дохволенной, если она соответствует трем условиям:
1 - Она должна быть из Корана или из Сунны, и в ней должны быть имена Всевышнего Аллаха или Его атрибуты.
2 - Она должна быть на арабском языке.
3 - Человек должен быть убежден в том, что /рукъия/ сама по себе не помогает, а помогает только Всевышний Аллах». Если /рукъия/ соответствует этим трем условиям, то она является дозволенной.
Некоторые ученые сказали о том, что первое условия является необязательным. Также некоторые сказали о том, что необязательно то, чтоб /рукъия/ была на арабском языке. Но единогласны ученые насчет третьего условия.
Некоторые (ученые) сказали о том, что дозволена та /рукъия/, смысл которой известен, даже если она читается на другом языке, и даже если она не из Курана и не из Сунны. И в этом вопросе есть разногласие. Также есть разногласие в том, помогает ли какая-нибудь /рукъия/, помимо той, которая пришла в Коране. С дозволения Аллаха, обсудим этот вопрос. Однако лучше использовать /рукъию/, которая соответствует этим трем условиям, и таким образом, ты избежишь разногласий.
Что касается /рукъии/, в которой есть ширк, то это та /рукъия/, в которой есть прибегание за помощью /исти’аза/ к кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха, а также есть просьба о помощи /истигъаса/ к кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха, или же, например, в ней есть упоминание имен Шайтана. Именно в таких /рукъия/ есть ширк. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Заклинания /рукъия/, амулеты и привораживание являются ширком». Абу Дауд, 3883; Ибн Маджах, 3530; Ахмад, 1/381; Аль-Хаким, 4/418 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби.
Отсюда следует, что бывает дозволенная /рукъия/, а также бывает /рукъия/, которая содержит в себе ширк. Ты узнал условия дозволенности /рукъии/, а также узнал о том, когда она становится ширком.
/Тамима/ - это амулеты. Они бывают разных видов. Их вешают, или берут, для того чтобы облегчилось какое-нибудь дело, или же с помощью них хотят предотвратить какой-то вред. Иногда человек считает, что этот амулет является причиной, хотя Всевышний Аллах не сделал его причиной ни в шариате, ни в быту. В амулетах пишут разные ду’а и вешают их на грудь. Есть такие амулеты, которые вешают над дверью, а есть такие, которые висят в автомобилях. С помощью них люди хотят облегчить свои дела.
Некоторые люди вешают в автомобилях кроличью лапку, или же подкову, или же вешают четки на зеркало. Некоторые люди берут цепочку и вешают на нее маленький глаз. Все эти вещи являются амулетами.
Некоторые люди говорят о том, что вешают эти вещи для красоты. Мы ответим:
«Если человек вешает амулет, для того чтобы избежать беды или приобрести благо, то это малый ширк в том случае, если он считает амулет причиной. Если же человек вешает их для красоты, то это также запрещено, так как он уподобляется тем, кто совершает малый ширк». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал
: «Тот, кто уподобился какому-либо народу, он из них». Абу Дауд, 4031; Шейх Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’», 6149. Отсюда мы понимаем, что все амулеты являются запретными. Если человек считает их причиной чего-то, то он попадает в малый ширк, а если даже не имеет таких убеждений, то это уподобление тем, кто совершает ширк.
Шейх привел хадис Абу Башира аль-Ансари о том,
что он сопровождал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в некоторых его поездках. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посылал гонца с приказом снять с шей верблюдов все ожерелья (из тетивы), и чтобы не осталось ни одного ожерелья, которое не было бы сорвано. Бухари, 3005; Муслим, 2115.
Арабы были убеждены в том, что ожерелье из тетивы спасает от сглаза. Иногда они вешали на тетиву какие-то бусинки и тому подобное. Все эти вещи являются амулетами.
Соответствие этого хадиса данной главе явное. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил амулеты, так как человек убежден в том, что этот амулет оберегает его и приносит ему пользу. И эти убеждения являются ширком.
Также Ибн Масуд рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал
: "Заклинания, амулеты и привораживание являются ширком"». Ахмад, 1/381; Абу Дауд, 3883; Ибн Маджах, 3530; Абу Я’ля, 5208; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 1035; Ибн Хиббан, 6090; аль-Хаким в «Мустадрак», 4/418; аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра», 9/350; Этот хадис достоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 331.
Слово /рукъия/ пришло с артиклем /аль/ и в этом указание на всеобщность. Однако это всеобщность, под которой подразумевается нечто конкретное, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Прочитайте мне ваши /рукъия/. Нет ничего плохого в той /рукъия/, в которой нет ширка». Муслим, 2200; Абу Дауд, 3886. Отсюда следует, что не все виды /рукъия/ являются ширком, хотя есть такие виды /рукъия/, которые содержат в себе ширк.
Что касается амулетов, то нет контекста, который бы указывал на то, что бывают такие амулеты, в которых нет ширка. Поэтому мы говорим, что все виды амулетов являются ширком. Так как правило гласит:
«Если в контексте пришло указание на всеобщность, то мы оставляем эту всеобщность до тех пор, пока не придет контекст, говорящий об исключениях из этой всеобщности». /Тиуаля/ - привораживание. Вид колдовства, которое совершают люди и заявляют, что оно, якобы, заставляет женщину полюбить мужа, а мужчину — полюбить жену. Это является ширком, так как /тиуаля/ делает колдун, читая при этом /рукъия/, в которой есть ширк.
Также Абдулла ибн Укейм передал следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Тот кто повесил на себя что-то (и связал свое сердце с ним), вверяется этому». Ахмад, 4/311; Ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 8/13; Тирмизи, 2072; аль-Хаким в «Мустадрак», 4/216; аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра», 9/351.
/Шайан/ (вещь) - пришло в условном контексте в неопределенном состоянии и это указывает на всеобщность. Если раб будет доверен какой-то вещи, а не Всевышнему Аллаху, то убыток охватит этого раба со всех сторон. Раб сможет обрести успех только тогда, когда свяжет себя только с Аллахом. Сердце раба найдет свое спокойствие у Всевышнего Аллаха.
Тот, кто будет уповать только на Всевышнего Аллаха и изгонит все создания из своего сердца, даже если его сдавят небеса и земли, Всевышний Аллах даст ему выход между небесами и землей.
А человек, который повесил на себя амулет, будет вверен ему. Что сказать о том человеке, который будет вверен кусочку тряпки, бусинке или подкове лощади? Несомненно, такой человек будет в огромном убытке.
[Конец слов шейха]
Связь сердец с чем-то бывает разной:
1 - Связь, противоречащая основе единобожия. Как например те люди, сердца которых связаны с могилами. Они ждут избавления бед от могилы, ждут от нее пользы и блага. Они обращаются к этим мертвым, говоря: «О такой-то, помоги нам». Нет сомнения в том, что это большой ширк.
2 - Связь, противоречащая полноте единобожия.Например, человек полагается на разрешенную причину, но забывает о Том, Кто дает результат. Это является малым ширком.
3 - Разрешенная связь.Человек связывает свое сердце с причиной, однако он знает, что результат дает только Всевышний Аллах. И такая связь не противоречит таухиду.
[Шейх Салих али Шейх говорит]: /
ат-Тамима/ - это то, что вешают на детей, чтобы уберечь их от сглаза. Некоторые ученые привели в пример бусинки, а другие - кожу животного. Но это не совсем правильно! /ат-Тамима/ - это все, что вешают, для обережения от сглаза и отведения беды. Если они представляют собой аяты из Корана, то некоторые из салафов позволяли носить их
[разъяснение данного вопроса придет в конце урока]. Например, кто-то повесил дома Коран для таких целей. Также некоторые вешают на грудь аят аль-Курси или суру аль-Ихляс.
Некоторые же не разрешали этого, считая запретным. Одним из тех, кто запрещал носить подобное, был Ибн Мас’уд, а также Ибрахим, Алькъама, Раби’а ибн Хейсам и все ученики ибн Мас’уда.
Поистине, доказательства говорят о том, что /ат-Тамима/ - это ширк, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал
: "Заклинания, амулеты и привораживание являются ширком"». Ахмад, 1/381; Абу Дауд, 3883; Ибн Маджах, 3530; Абу Я’ля, 5208; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 1035; Ибн Хиббан, 6090; аль-Хаким в «Мустадрак», 4/418; аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра», 9/350; Этот хадис достоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 331.
И тот, кто вешает Коран на себя, попадает в запретное, однако это не является ширком. Ведь, такой человек связал свое сердце с одним из сыфатов Всевышнего Аллаха, а именно - Речь Всевышнего Аллаха. Такой человек не придал Всевышнему Аллаху сотоварищей, так как Коран - это Речь Аллаха, и он не является созданным.
Поэтому правы те, которые запрещали амулеты. Из них ибн Мас’уд и другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах). Это мнение большинства ученых, в частности имама Ахмада и его учеников.
В ношении амулетов из Корана есть вред и очень много порицаемых вещей:
1 - Если мы дозволим такие амулеты, то закроем двери порицания порицаемого. Ты увидел на человеке амулет, и не знаешь в нем Коран или же ширк! Так как амулет скрыт в коже или тряпке. Ты спросишь у человека:
«В твоем амулете ширк или Коран?» Конечно же он ответит:
«Коран». А на самом деле в большинстве случаев он даже не знает, что в нем. И это великий вред!
2 - Невежественные люди, носящие такие амулеты забывают о том, что это всего лишь причина, и полностью связывают свое сердце с ней. Они думают, что этот амулет сам по себе помогает человеку. И это открывает двери заблуждениям людей. А шариат, напротив, закрывает все двери, ведущие к заблуждению.
3 - Человек также небрежно относится к этим аятам, которые он на себе носит, например спит на них, заходит с ними в грязные места.
Отсюда следует, что запрещено одевать любые амулеты. И тот, кто носит их, попадает в запретное, и обязательно нам порицать его. А если же амулет не из Корана, то это ширк, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Заклинания, амулеты и привораживание являются ширком"». Ахмад, 1/381; Абу Дауд, 3883; Ибн Маджах, 3530; Абу Я’ля, 5208; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 1035; Ибн Хиббан, 6090; аль-Хаким в «Мустадрак», 4/418; аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра», 9/350; Этот хадис достоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 331.
Ахмад передал следующие слова Руайфи’а: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне:
"О Рувайфи’, возможно, ты долго проживёшь. Поэтому передай всем, что если кто будет переплетать бороду, носить ожерелье из тетивы, либо очищаться от экскрементов навозом животных или костями, то Мухаммад отрёкся от этого человека"». Ахмад, 4/108; Абу Дауд, 36; ан-Насаи, 8/135; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 4491; аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра», 1/110; Шейх Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’», 7910.
«Носить ожерелье» запрещается не из-за ожерелья самого по себе. Запрещено то ожерелье, которое одевают для отведения сглаза. Люди джахилии вешали ожерелье из тетивы, а на нее вешали кусочки тряпки или же волосы, или же кости, чтобы спасти верблюдов от сглаза. Это является запретным, так как ранее пришел хадис Абу Башира аль-Ансари о том, что он сопровождал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в некоторых его поездках
. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посылал гонца с приказом снять с шей верблюдов все ожерелья (из тетивы), и чтобы не осталось ни одного ожерелья, которое не было бы сорвано. Бухари, 3005; Муслим, 2115.
Что касается слов: «Мухаммад отрёкся от этого человека», то это из тех выражений, которые указывают на тяжесть греха. И малый ширк из тяжких грехов. Что касается тяжких грехов, в которых нет убеждений, как например, прелюбодеяние или распитие спиртных напитков, то эти грехи намного меньше, чем грехи, в которых есть убеждения, как например, малый ширк.
Также Сайд ибн Джубейр сказал
: "Тот, кто сорвал с человека амулет, подобен тому, кто освободил одного раба". Ибн аби Шейба в «Мусаннаф», 5/36.
Этот хадис подчеркивает превосходство поступка того, кто сорвал амулет. Это объясняется тем, что ношение амулета является ширком, а ширк обрекает человека на мучения в Огне, поскольку по этому поводу есть грозное предупреждение. Всевышний Аллах сказал:
﴿إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ﴾
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей». (Сура ан-Ниса, аят 48)
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, кто умер, взывая к кому-либо (или поклоняясь кому-либо) наряду с Аллахом, попадёт в Ад». Бухари, 4497.
Поэтому если человек сорвал амулет с шеи своего товарища, то он словно освободил его от Огня, так как он уничтожил причину, которая обрекала его на такое наказание. Аллах же одаряет такого человека вознаграждением, подобным вознаграждению за освобождение раба, поскольку воздаяние всегда соответствует роду совершенного деяния.
Скорее всего Саид ибн Джубейр передавал эти слова от сподвижников, так как подобные вещи не говорят от себя. Поэтому получается, что данный хадис - /мурсаль/. Саид ибн Джубейр - это ученик ибн Аббаса. Имамы Ахмад, Шафии, Абу Ханифа и Малик считали хадис /мурсаль/ доводом. Также и сподвижник не мог сказать такое, исходя из своего иджтихада, значит этот хадис от пророка (мир ему и благословение Аллаха), и хукм его /марфу’/.
По этому же поводу Ибрахим ан-Нахаи сказал
: «Они (саляфы) запрещали любой амулет, будь то аяты Корана или нет». Ибн аби Шейба в «Мусаннаф», 5/36. Под саляфами, имеются ввиду ученики ибн Мас’уда
. [Конец слов шейха]Шейху задали вопрос:
«Каков хукм того, кто повесил аят аль-Курси в машине? И каков хукм человека, который повесил в машине ду’а, которые делают перед путешествием?»[Шейх Салих али Шейх ответил]: Это требует уточнения. Если он повесил их для того, чтобы выучить, то это разрешается. Если же он ждет от этих вещей защиты и избавления от беды, то мыуже разобрали подробно данный вопрос. Это является запретным
. [Конец слов шейха]Шейху задали вопрос:
«У нас продается посуда и на ней написаны аяты. Что вы скажете?»[Шейх Салих али Шейх ответил]: Бывают разные виды посуды. Кто-то из людей пишет аяты для бараката. Это запрещено в шариате. Баракат не попадает в воду от того, что она касается этих аятов.
Если же человек покупает такую посуду для красоты, то это нежелательно по мнению многих ученых. Коран не был ниспослан для того, чтобы делать из него украшения. Всевышний Аллах сказал:
﴿إِنَّ هَذَا الْقُرْآنَ يَهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ﴾
«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь». (Сура аль-Исра, аят 9)
[Конец слов шейха]Шейху задали вопрос:
«Некоторые люди кладут Коран в машину для того, чтобы он оберегал их от сглаза. Разъясните этот момент».[Шейх Салих али Шейх ответил]: Это является амулетом из Корана. Мы уже изучили этот вопрос. Более правильное мнение, что такой амулет также запрещен. Нельзя использовать Коран, как средство защиты от сглаза. Однако спасает от сглаза его чтение, а также чтение ду’а и поиск убежища у Всевышнего Аллаха.
Коран - это Речь Всевышнего Аллаха, и потому амулет из него не является ширком. Однако, как мы сказали, он является запретным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не вешал сподвижникам такие амулеты и даже не советовал никому делать это. И если бы это было дозволенным, то сподвижники делали бы такие амулеты, так как они нуждались в них. Ведь, повесить Коран намного проще, чем искать того, кто бы прочитал тебе /рукъию/. Однако никто из них этого не делал.
[Конец слов шейха]