باب قول الله تعالى: ﴿إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ﴾
О словах Всевышнего Аллаха: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает». Передают со слов Са‘ида бин аль-Мусаййаба, да помилует Его Аллах Всевышний, что его отец (аль-Мусаййаб бин Хазн), да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда Абу Талиб был уже близок к смерти, к нему пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнаруживший, что у него находятся Абу Джахль бин Хишам и ‘Абдуллах бин Абу Умаййа бин аль-Мугира. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Талибу: «О дядя, произнеси слова “Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха”, благодаря чему я смогу свидетельствовать за тебя пред Аллахом!» Услышав это, Абу Джахль и ‘Абдуллах бин Аби Умаййа в один голос воскликнули: «О Абу Талиб, неужели же ты отступишься от религии ‘Абд аль-Мутталиба?!» И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал предлагать ему произнести эти слова, а они повторяли своё, пока в конце концов Абу Талиб не произнёс свои последние слова, подтвердив, что он не отступится от религии ‘Абд аль-Мутталиба, и отказавшись сказать: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Что до меня, то, клянусь Аллахом, я обязательно стану просить прощения для тебя, пока мне не будет запрещено делать это!» И тогда Аллах Всевышний ниспослал айат, в котором говорится: ﴿مَا كَانَ لِلنَّبِيِّ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَنْ يَسْتَغْفِرُوا لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُوا أُولِي قُرْبَى﴾
«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками». (Сура ат-Тауба, аят 113)
А в отношении Абу Талиба Аллах ниспослал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, следующий аят:
﴿إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ﴾
«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает». (Сура аль-Къасас, аят 56)
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Соответствие этой главы Книге Единобожия в том, что самое великое, чего просят люди - это ведение по прямому пути, будь то в этом мире или в Последней жизни. Из аята видно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), господин сынов Адама и лучшее из творений Аллаха, не наставляет на прямой путь. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ничем не владеет и не может помочь даже близким, как пришло в хадисе:
«О Фатима, дочь посланника Аллаха! Проси у меня что хочешь, но я ничем не могу тебе помочь перед Аллахом!» Бухари, 2602; Муслим, 206. И если это касается пророка (мир ему и благословение Аллаха), который не может помочь и наставить на прямой путь, то что сказать о том, кто ниже него? Поэтому недействительна связь многобожников этой общины с кем-то, помимо Всевышнего Аллаха.
Шейх привел слова Всевышнего Аллаха:
﴿إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ﴾
«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает». (Сура аль-Къасас, аят 56)
Частица /ля/ здесь /нафийа/. Здесь отрицается наставление /хидайа/, а именно /
хидайа ат-тауфикъ уа-ль-ильхам/. Ее смысл в том, что Всевышний Аллах дает некоторым рабам /тауфикъ/, то есть Он дает сердцу раба определенную помощь и из-за этого раб начинает следовать по прямому пути. Раб принимает прямой путь и стремится к нему. Вот этот вид /хидайи/ не может дать пророк (мир ему и благословение Аллаха), потому что сердца в Руках Аллаха и Он крутит их, как пожелает. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не может сделать мусульманином того, кого он полюбил. Например, Абу Талиб принес пророку (мир ему и благословение Аллаха) очень много пользы, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) не смог дать ему /тауфикъ/.
Второй вид /хидайи/ - это
/хидайа ад-диляла уа-ль-иршад/, то есть разъснение. Этот вид /хидайа/ у каждого призывающего, каждого пророка и каждого посланника. Всевышний Аллах сказал:
﴿إِنَّمَا أَنْتَ مُنْذِرٌ وَلِكُلِّ قَوْمٍ هَادٍ﴾
«Воистину, ты - всего лишь предостерегающий увещеватель, и у каждого народа есть наставник». (Сура ар-Ра’д, аят 7)
А также сказал Аллах Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха):
﴿وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ(52)صِرَاطِ اللَّهِ﴾
«Воистину, ты указываешь на прямой путь - путь Аллаха». (Сура аш-Шура, аяты 52-53)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указывал /иршад/ на прямой путь чудесами, доводами и знамениями, которые доказывали его правдивость.
Поэтому мы понимаем, что от пророка (мир ему и благословение Аллаха) отрицается /хидайа ат-тауфикъ/, поэтому этот вид /хидайи/ нужно просить только у Всевышнего Аллаха. Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на свое величие, и то, что он господин сынов Адама и лучшее из творений, ничем не владеет. Поэтому нельзя связывать свое сердце в требовании таких важных вещей, как /хидайа/, прощение, довольство, удаление от зла, ни с кем, кроме Всевышнего Аллаха. Поистине, Он - Тот, с Кем нужно связывать сердце, покорившись смиренно, с надеждой и со страхом.
После этого шейх привел хадис. Передают со слов Са‘ида бин аль-Мусаййаба, да помилует Его Аллах Всевышний, что его отец (аль-Мусаййаб бин Хазн), да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда Абу Талиб был уже близок к смерти, к нему пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнаруживший, что у него находятся Абу Джахль бин Хишам и ‘Абдуллах бин Абу Умаййа бин аль-Мугира. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Талибу:
«О дядя, произнеси слова “Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха”, благодаря чему я смогу свидетельствовать за тебя пред Аллахом!» Услышав это, Абу Джахль и ‘Абдуллах бин Аби Умаййа в один голос воскликнули:
«О Абу Талиб, неужели же ты отступишься от религии ‘Абд аль-Мутталиба?!» И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал предлагать ему произнести эти слова, а они повторяли своё, пока в конце концов Абу Талиб не произнёс свои последние слова, подтвердив, что он не отступится от религии ‘Абд аль-Мутталиба, и отказавшись сказать
: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул
: «Что до меня, то, клянусь Аллахом, я обязательно стану просить прощения для тебя, пока мне не будет запрещено делать это!» И тогда Аллах Всевышний ниспослал айат, в котором говорится:
﴿مَا كَانَ لِلنَّبِيِّ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَنْ يَسْتَغْفِرُوا لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُوا أُولِي قُرْبَى﴾
«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками». (Сура ат-Тауба, аят 113) См. Бухари, 1360; Муслим, 24.
В этом хадисе важное указание на то, что слова /ля иляха илля Ллах/ - это не просто слова, а в них есть смысл. Поэтому некоторые арабы не произнесли его, так как они понимали смысл, понимали каждую букву. Они легко могли сказать эти слова, но отказались, потому что эти слова подразумевают, что всех их божества недостойны поклонения, а достоин этого только Всевышний Аллах. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
﴿إِنَّهُمْ كَانُوا إِذَا قِيلَ لَهُمْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ يَسْتَكْبِرُونَ(35) وَيَقُولُونَ أَئِنَّا لَتَارِكُوا آلهَِتِنَا لِشَاعِرٍ مَجْنُونٍ(36) بَلْ جَاءَ بِالَحَقِّ وَصَدَّقَ المُرْسَلِينَ﴾
«Когда им говорили: "Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха", - они превозносились и говорили: "Неужели мы откажемся от наших божеств ради одержимого поэта?". О нет! Он принес истину и подтвердил правдивость посланников». (Сура ас-Саффаат, аяты 35-37)
Также они говорили:
﴿أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا﴾
«Неужели он обратил божеств в Единственного Бога?» (Сура Сод, аят 5)
Поэтому это не просто слова, а они несут с собой полную убежденность, знание и любовь.
Также в этом хадисе указание на вред от плохих друзей и плохих собраний, так как друзья Абу Талиба сказали:
«О Абу Талиб, неужели же ты отступишься от религии ‘Абд аль-Мутталиба?!»И пророк (мир ему и благословение Аллаха) действительно начал просить за него прощения, но помогло ли это Абу Талибу? Не поможет это многобожникам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не может прощать грехи многобожнику, не может отводить вред и не может принести пользу. Всевышний Аллах ниспослал:
﴿مَا كَانَ لِلنَّبِيِّ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَنْ يَسْتَغْفِرُوا لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُوا أُولِي قُرْبَى مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُمْ أَصْحَابُ الْجَحِيمِ﴾
«Пророку и верующим запрещено просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада». (Сура ат-Тауба, аят 113)
Всевышний Аллах запретил пророку (мир ему и благословение Аллаха) просить прощения за многобожников.
В этом аяте пришли слова
«مَا كَانَ». Они приходят в Коране и Сунне с двумя смыслами:
1 - Запрет.Как, например, в вышеприведенном аяте. А также в словах Аллаха:
﴿مَا كَانَ المُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُوا كَافَّة﴾
«Верующим запрещено выступать в поход всем вместе». (Сура ат-Тауба, аят 122)
2 - Отрицание.Как, например, слова Аллаха:
﴿وَمَا كُنَّا مُهْلِكِي القُرَى إِلاَّ وَأَهْلُهَا ظَالِمُونَ﴾
«Мы не уничтожали селения, если только их жители не были беззаконниками». (Сура аль-Къассас, аят 59)
Если пророкам, посланникам и /аулия/ запретили даже при жизни просить прощения за многобожников, то как они будут просить за них прощения уже в могиле? Поэтому Аллах ниспослал:
﴿إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ﴾
«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает». (Сура аль-Къасас, аят 56)
[Конец слов шейха]