باب ما جاء في السحر
О КОЛДОВСТВЕ (СИХР)
Всевышний Аллах сказал:
﴿وَلَقَدْ عَلِمُوا لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الآخِرَة مِنْ خَلاَقٍ﴾
«Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни». (Сура аль-Бакара, аят 102)
А также:
﴿يُؤْمِنُونَ بِالْجِبْتِ وَالطَّاغُوتِ﴾
«Они веруют в джибта и тагута». (Сура ан-Ниса, аят 51)
Сказал ’Умар ибн аль-Хаттаб:
«"Джибт" - это колдовство, а "тагъут" - это шайтан».Джабир сказал:
«"Тагъуты" — это предсказатели, к которым спускался шайтан, и в каждом племени было по одному шайтану».Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал
: «Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили
: «О посланник Аллаха, а что это за грехи?» Он сказал:
«Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном».Джундуб ибн ’Абдуллах сказал
: «Колдун наказывается ударом меча».Приводится сообщение от Баджали ибн Абады
: «Умар ибн аль-Хаттаб издал указ убивать каждого колдуна и колдунью», и мы убили троих.
Передают, что Хафса повелела убить свою рабыню, которая заколдовала ее, и та была убита. То же самое рассказывают от имени Джундаба. Ахмад сказал: «Это передается от трех сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха».
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Эта глава приведена в Книге Единобожия, потому что колдовство (сихр) является одним из видов многобожия (ширк). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал
: «Кто занимается колдовством, тот совершил ширк». Передал ан-Насаи, 7/112; ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат», 1469; ибн ’Ади в «аль-Камиль», 4/341. Поэтому колдовство является одним из видов большого многобожия (ширк).
Языковое значение слова
«السحر» - /сихр/ - это то, причины чего являются скрытыми. И причина колдовства является скрытой, так как явно его не видно. Поэтому конец ночи называется в арабском языке
«سَحَرا». И поэтому прием пищи перед рассветом называется /сухуром/, так как человека никто не видит в этот момент.
Поэтому слово "сихр" и его однокоренные слова указывают на скрытость какой-либо вещи. В арабском языке много вещей называют /сихром/. Есть некоторые слова, которые называют /сихром/. Есть также действия, называемые /сихром/, а также есть убеждения, именуемые /сихром/. В этой главе и в последующих будет рассказано о некоторых видах /сихра/ и о том, что связано с ним.
Колдовство /сихр/ будет считаться неверием и многобожием, когда в нём используют шайтана, взывают к нему, пытаются приблизиться к шайтану, посвящая ему некоторые виды поклонения.
Ученые по фикху говорят, что
«сихр» - это чтение каких-либо заклинаний, завязывание узлов, в которые потом дуют, после чего это заклинание приносит действительный вред. Например, человек начинает болеть или сразу умирает.
В колдовстве используется помощь шайтанов. Колдун не может заниматься колдовством до тех пор, пока он не приблизится к шайтану. Когда колдун приближается к шайтану, шайтан начинает ему служить. После всего этого колдовство этого колдуна начинает действовать. У любого колдовства есть шайтан, который помогает этому колдовству. У каждого колдуна есть помощников из числа шайтанов. Поэтому мы говорим, что колдовство является большим многобожием.
Есть такие вещи, которые внешне похожи на колдовство, но на самом деле они не являются тем колдовством, о котором мы говорили выше. Выше речь шла о том колдовстве, в котором используется помощь дьяволов. Всевышний Аллах говорит:
﴿وَمِن شَرِّ النَّفًّاثَاتِ فِي العُقَدِ﴾
«От зла колдуний, поплевывающих на узлы». (Сура аль-Фалякъ, аят 4)
Речь в аяте идет о колдуниях, которые завязывают узлы, а затем дуют (или поплевывают) в них. В аяте упомянуты именно женщины, потому что во времена джахилийи колдовством почти всегда занимались именно женщины. Эти женщины читали заклинания, а затем поплевывали в узлы, призывая на помощь джиннов. После этих заклинаний этот узел начинает вредить телу заколдованного человека.
Однажды, один из иудеев заколдовал пророка (мир ему и благословение Аллаха), используя его расческу и волосы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) думал, что он исполняет свой супружеский долг, хотя он этого не делал. Колдовство этого колдуна подействовало на тело пророка (мир ему и благословение Аллаха). Оно не подействовало на его знание, разум или душу.
Колдовство, в котором используются шайтаны, является многобожием. Всевышний Аллах говорит:
﴿اتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ﴾
«Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана». (Сура аль-Бакара, аят 102)
Дьяволы читали книги по колдовству. Далее Всевышний Аллах говорит:
﴿وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ﴾
«Сулейман не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству». (Сура аль-Бакара, аят 102)
Всевышний Аллах указал на причину неверия этих дьяволов, сказав:
﴿يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنْزِلَ عَلَى المَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ﴾
«Они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне - Харуту и Маруту». (Сура аль-Бакара, аят 102)
И далее Аллах говорит:
﴿وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولاَ إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلاَ تَكْفُرْ﴾
«Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: "Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим"». (Сура аль-Бакара, аят 102)
Отсюда следует, что изучение колдовства, то есть изучение его теории, и практика являются многобожием. Есть такие, которые изучают теорию колдовства, но не занимаются практикой. Есть такие, кто колдовал всего лишь несколько раз. А есть такие, кто занимается этим постоянно. Все они являются неверующими.
Поэтому мы говорим, что обучение теории колдовства уже является неверием, не говоря уже о практике.
Некоторые ученые, как например имам аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах), сказали, что колдовство бывает двух видов:
1 - Колдовство, осуществляемое при помощи дьяволов. Это является неверием и большим многобожием.
2 - Колдовство, осуществляемое при помощи различных зельев. Это считается нечестием и запретным деянием. Но человек не становится неверным, пока не дозволит это деяние.
Имам аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) разделил колдовство на две группы, исходя из того, что принято называть колдовством среди людей. Но на самом деле второй вид не является тем, что в шариате называется колдовством. Человек, использующий зелья, считается знахарем. В шариате такого человека не называют колдуном.
Что касается привораживания, после которого жена начинает любить мужа, то это относится к первому виду.
Колдовство делает ислам колдуна недействительным.
Я (т.е. шейх Солих) видел в некоторых книгах по колдовству написано, что колдун не может заниматься колдовством, пока он не поиздевается над Кораном, над Всевышним Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха). Также об этом рассказывают те, кто с этим сталкивался.
Поэтому колдовство является многобожием. Каждый колдун является многобожником. Поэтому в исламском государстве к колдуну применяется смертная казнь за вероотступничество.
Всевышний Аллах сказал:
﴿وَلَقَدْ عَلِمُوا لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الآخِرَة مِنْ خَلاَقٍ﴾
«Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни». (Сура аль-Бакара, аят 102)
Колдун приобретает колдовство и расплачивается за него единобожием. Единобожие является той ценой, которую он платит за колдовство, и поэтому в Последней жизни у него не будет никакой доли. Воистину, многобожники никогда не преуспеют в Последней жизни.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿يُؤْمِنُونَ بِالْجِبْتِ وَالطَّاغُوتِ﴾
«Они веруют в джибта и тагута». (Сура ан-Ниса, аят 51)
Это – порицание людей Писания за то, что они верят в колдовство. Чаще всего таким образом поступают иудеи. Аллах упрекнул их за это, проклял их и разгневался на них.
Сказал ’Умар ибн аль-Хаттаб:
«"Джибт" - это колдовство, а "тагъут" - это шайтан». Передал аль-Бухари, 1673 в форме /му’алякъ/. См. также «Тафсир ат-Табари», 5/131. Также передал ибн Аби Хатим в своем тафсире под номером 5443; Сказал аль-Хафиз: «Иснад къауий». См. «аль-Фатх», 8/252.
Все это свидетельствует о том, что колдовство является одним из запрещенных деяний и тяжких грехов. Оно содержит элементы многобожия и представляет собой форму приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Это относится ко всем его видам.
‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что джибт – это колдовство, а тагут – это сатана. Мы уже упомянули о том, что джибт – это понятие, объединяющее много вещей. Одной из самых ярких и очевидных форм джибта является колдовство. Иудеи верили в джибта, т.е. в колдовство. Они также верили в тагута, т.е. сатану, и таким образом поступает каждый, кто повинуется сатане и отдаляется от истины и верного пути.
Джабир сказал
: «"Тагъуты" — это предсказатели, к которым спускался шайтан, и в каждом племени было по одному шайтану». Передал аль-Бухари в форме /му’алякъ/. См. также «Тафсир ат-Табари», 3/19; «Тафсир ибн Аби Хатим», 5452.
Что касается высказывания Джабира ибн ‘Абдуллаха, то его мы рассмотрим в следующих главах.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили:
«О посланник Аллаха, а что это за грехи?» Он сказал:
«Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном». аль-Бухари, 2766; Муслим, 89.
Речь идет о тех грехах, которые губят того, кто их совершает. Такие грехи принесут человеку лишь убыток как в этой жизни, так и в последующей.
В хадисе сказано:
«Поклонение другим наряду с Аллахом и колдовство....», - но это не указывает на то, что многобожие (ширк) и колдовство (сихр) это две разные вещи. Просто сначала говорится об общем, то есть о многобожии, а затем говорится о частном, то есть о виде многобожия, а именно о колдовстве. Колдовство является одной из форм приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. А само многобожие бывает разных видов и оно не останавливается только лишь на колдовстве.
Известно очень много примеров, где конкретное упоминается после общего. Например, в словах Аллаха:
﴿مَنْ كَانَ عَدُوًّا لِلَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللَّهَ عَدُوٌّ لِلْكَافِرِينَ﴾
«Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом и Микаилом, то ведь Аллах является врагом неверующих». (Сура аль-Бакара, аят 98)
Здесь сначала упомянуты ангелы в общем, а затем конкретно говорится о Джибриле и Микаиле.
Джундуб ибн ’Абдуллах сказал:
«Колдун наказывается ударом меча». Передали ат-Тирмизи, 1460; ат-Табарани в «аль-Кабир», 1665; Ибн ’Ади в «аль-Камиль», 1/284; ад-Даракутни, 3/114; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/360; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/136;
Хадис слабый. См. «Сильсиля ад-Да’ифа», 1446.
В этом сообщении подчеркивается, что между колдунами нет различий, и поэтому любой колдун, каким бы колдовством он ни занимался, должен быть казнен. Согласно достоверному мнению, причина этой казни заключается в вероотступничестве, потому что колдовство непременно содержит элементы приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху, и если человек приобщает сотоварищей к Аллаху, то он отступает от религии, а его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными.
Приводится сообщение от Баджали ибн Абады:
«Умар ибн аль-Хаттаб издал указ убивать каждого колдуна и колдунью», и мы убили троих. Передали аш-Шафи’и в своем муснаде, стр. 383; Ахмад, 1/190-191; Абу Дауд, 3043 и другие.
Передают, что Хафса повелела убить свою рабыню, которая заколдовала ее, и та была убита. Передали имам Малик в «Муватта», 2/871; ’Абду-р-Разакъ, 18747; Ибн Аби Шейба, 27912; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 23/187; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/136.
То же самое рассказывают от имени Джундуба. Передали аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир», 2/222; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 1725; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 8/136; ибн ’Асакир в «Тарих Димашък», 11/311.
Ахмад сказал:
«Это передается от трех сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха». Колдун должен быть казнен, и сподвижники, да будет доволен ими Аллах, издавали указы о казни колдунов и велели поступать таким образом. При этом они не делали исключений для некоторых из них, и поэтому нельзя делать различия между колдунами, занимающимися различными видами колдовства. Мусульмане обязаны остерегаться всех видов колдовства, и для того, чтобы избежать ответственности, они должны предостерегать других от этого предосудительного поступка и сообщать о каждом, кто занимается подобной деятельностью, потому что колдуны, как отмечали выдающиеся богословы, заходя в город, непременно распространяют в нем нечестие, несправедливость, вражду и беззаконие.
[Конец слов шейха]