باب ما جاء في المصَوِّرين
О создающих изображения
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Человек будет единобожником, если не будет придавать Аллаху сотоварищей в том, чего достоин только Он. А создание изображений является придаванием Аллаху сотоварищей, так как человек пытается повторить то, что сделал Аллах. Поэтому тот, кто довольствуется созданием изображений, попадает в слова Аллаха:
﴾ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿
«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно». (Сура аль-Бакара, аят 22)
Человек убежден в том, что кто-то создает изображение, хотя на самом деле создает его Всевышний Аллах. К совершенному единобожию относится то, что человек недоволен изображениями, и сам не создает их. Создание изображений противоречит полноте единобожия.
Также создание изображений является причиной, которая приводит человека к многобожию, а мы должны закрывать все пути, которые ведут к нему. Если мы не закроем эти пути, то люди попадут в многобожие. Многие из многобожников приобщали в сотоварищи к Аллаху именно изображения, и поэтому верующий, подлинно убежденный в единобожии
, не должен считать создание изображений дозволенным. Одним словом, изображения являются одним из средств приобщения сотоварищей к Аллаху.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах Всевышний сказал: “А кто более несправедлив, чем тот, кто пытался создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они хотя бы зёрнышко, пусть создадут они маленького муравья!”» аль-Бухари, 7559; Муслим, 2111.
Создавая скульптуры и изображения, люди полагают, что они создают творения, подобные творениям Аллаха, хотя в действительности никто не способен создать нечто подобное Божьим творениям. Вот почему человек, который пытается уподобляться Великому и Могучему Аллаху, является самым несправедливым из творений.
Муджахид (ибн Джабр) и другие саляфы, опираясь на слова
«пусть создадут они зёрнышко», сказали, что запрещено создавать даже изображения того, в чем нету души. То есть, исходя из хадиса, они запретили изображения деревьев, зернышек и так далее.
Однако большинство ученых несогласны с этим, так как зернышко упомянуто в хадисе, только для того чтобы указать на бессилие человека, а не для указания причины. Поэтому в другом хадисе сказано:
«Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это». Поэтому становится понятно, что запрещено создавать только изображения тех, в ком есть душа.
Они же приводят хадис Айшы, которая рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал
: «В день Воскресения самая жестокая кара ждёт тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении». аль-Бухари, 5954; Муслим, 2106.
В хадисе указывается причина запрета, а это - уподобление Аллаху в творении. Это является одной из причин, из-за которых запрещены изображения.
Создание изображений запрещено (харам), а тот, кто их создает, будет подвергнут самому жестокому наказанию. Во-первых, создающий изображения пытается создавать подобно Аллаху, а во-вторых, изображения приводят к многобожию.
Многие ученые сказали о том, что самому жестокому наказанию будет подвергнут тот, кто впал в неверие по причине создания изображений. Создание изображений ради подражания Аллаху является проявлением великого неверия в двух случаях.
Во-первых, если человек создает изображение, заведомо зная, что ему будут поклоняться. Например, человек делает для буддистов изображение (или памятник) Будды, а для христиан рисует икону Исы (мир ему) или его матери Марьям. Несомненно, такой поступок является большим неверием в Великого и Могучего Аллаха, так как человек делает для людей идола, которому будут поклоняться.
Во-вторых, если человек создает изображение и полагает, что оно выглядет лучше, чем творение Самого Аллаха. Именно по этой причине скульптуры и изображения имеют отношения к данной книге, хотя упомянутый нами запрет распространяется на всех, кто подражает Аллаху, создавая рисунки или скульптуры. И даже если совершаемый ими поступок не выводит их из лона религии,
они все равно совершают тяжкий грех, обрекают себя на проклятие и мучения в Адском огне. Они же приводят хадис Ибн Аббаса:
«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Каждый создающий изображения в Огне! И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду"». аль-Бухари, 2225; Муслим, 2110.
Из упоминания о душе следует, что речь идет об изображении творений, обладающих душой, т.е. животных и людей. Именно эти изображения запрещены шариатом.
«Каждый создающий изображения в Огне» - из этих слов нам понятно, что это относится к очень тяжким грехам.
Они же приводят другой хадис Ибн Аббаса от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
«Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это». аль-Бухари, 5963; Муслим, 2110.
Им будет приказано вдохнуть душу в созданные ими запрещенные изображения, однако они не смогут сделать этого, потому что души находятся только во власти Великого и Могучего Аллаха.
Муслим приводит хадис Абу-ль-Хаййаджа, который сказал:
«Али сказал мне: "Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сравняй её с землёй"». Муслим, 969.
В этом хадисе содержится указание на вторую причину, по которой Ислам запрещает создавать изображения. Эта причина заключается в том, что
изображения могут привести к появлению многобожия. Смысл этого хадиса становится ясен из того, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, одновременно повелел уничтожать изображения и сравнивать с землей возвышающиеся над ней могилы, а поскольку существование высоких могил может привести к появлению многобожия, существование изображений и скульптур также можно считать одной из причин возникновения многобожия.