Заключительная глава
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Шейх, будучи славным проповедником единобожия, поместил эту главу в конце своей книги, завершив ее тем самым величественным образом. Если человек постигнет смысл тех величественных качеств Аллаха, о которых говорится в этой главе, то ему не останется ничего, кроме как смиренно покориться Великому и Могучему Господу.
Всевышний Аллах сказал:
﴾ وَمَا قَدَرُوا اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ وَالأَرْضُ جَمِيعًا قَبْضَتُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَالسَّمَاوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ ﴿
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи». (Сура аз-Зумар, аят 67)
Творения таковы, что не ценят Аллаха должным образом. Например, Аллах говорит:
﴾ وَمَا قَدَرُواْ اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ إِذْ قَالُواْ مَا أَنزَلَ اللَّهُ عَلَى بَشَرٍ مِّن شَيْء ﴿
«Они не оценили Аллаха должным образом, когда сказали: "Аллах ничего не ниспосылал человеку"». (Сура аль-Ан‘ам, аят 91)
Это касается ниспослания Писаний и отправления посланников. Также Всевышний Аллах сказал, указывая на Свой атрибут:
﴾ وَمَا قَدَرُوا اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ وَالأَرْضُ جَمِيعًا قَبْضَتُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَالسَّمَاوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ ﴿
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей». (Сура аз-Зумар, аят 67)
Это означает, что они не возвеличивали Его должным образом, поскольку в противном случае они не стали бы поклоняться кому-либо, кроме Него. Они бы поклонялись Ему должным образом, постоянно находясь в смирении и унижении. Однако не ценили они Аллаха должным образом. А затем Всевышний Аллах рассказал о великих атрибутах Своей сущности, сказав:
«А ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей». Если человек посмотрит на эту землю, на её величие, на её обольщенных жителей (то есть людей), на её размеры, на её широту, а потом осознает то, что всё это будет всего лишь пригоршней в Его Руке. Поэтому мы понимаем, что Рука Всевышнего Аллаха намного величественнее, чем всё это. И точно также небеса будут скручены правой Рукой Всевышнего Аллаха, подобно тому, как сворачивают свитки для книг. Ведь, Он сказал:
﴾ وَالسَّمَاوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ ﴿
«А небеса будут свернуты Его правой Рукой». (Сура аз-Зумар, аят 67)
А также:
﴾ يَوْمَ نَطْوِي السَّمَاء كَطَيِّ السِّجِلِّ لِلْكُتُبِ كَمَا بَدَأْنَا أَوَّلَ خَلْقٍ نُّعِيدُهُ ﴿
«В тот день Мы свернем небо, как сворачивают свитки для книг. Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз». (Сура аль-Анбийа, аят 104)
Ибн Мас‘уд рассказывал:
«Однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один из иудейских учёных и сказал: "О Мухаммад! Мы читаем, что Аллах в день Воскресения разместит небеса на одном пальце, земли — на другом, деревья — на третьем, воды — на четвёртом, богатства — на пятом, а все остальные Свои творения — на шестом, и скажет: "Я — Царь". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся, соглашаясь со словами учёного, а затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей». аль-Бухари, 4811; Муслим, 2786.
В версии у Муслима говорится:
"...а горы и деревья — на пальце, затем потрясет ими и скажет: «Я — Царь. Я — Аллах»". Муслим, 2786.
В версии же, приведённой аль-Бухари, говорится:
«...разместит небеса на одном пальце, воды и землю — на другом, а все остальные Свои творения — на третьем...». аль-Бухари, 4811, 7513.
Муслим приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданные ибн Умаром:
«В день Воскресения Аллах свернёт небеса и возьмёт в Свою правую Руку, а затем скажет: "Я— Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?" Затем Он свернёт все семь земель и возьмёт их в левую Руку и скажет: "Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?"». Муслим, 2788.
Ибн ‘Аббас сказал:
«Семь небес и семь земель размещаются в ладони Милосердного подобно горчичному зёрнышку в руке одного из вас». См. «Тафсир ибн Джарир», 24/25.
Ибн Джарир сказал: «Йунус рассказал мне от Ибн Уахба от Ибн Зайда от его отца хадис о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Семь небес по сравнению с Курси (Престолом) подобны семи дирхемам, брошенным на большую круглую площадь"». См. «Тафсир ибн Джарир», 3/10; Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама», 220. Хадис слабый.
Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал
: "Курси (Престол) по сравнению с ‘Аршем (Троном) похож на железное колечко, брошенное в бесконечной пустыне"». См. «Тафсир ибн Джарир», 3/10; Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама», 2/587.
Ибн Мас‘уд передал
: «Между первым и следующим небом — пятьсот лет. И далее расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Курси (Престолом) — пятьсот лет, а между Курси (Престолом) и водой — также пятьсот лет. ‘Арш (Трон) же находится над водой, а Аллах — над ‘Аршем (Троном), и ничто не скрыто от Него из деяний ваших». Передали ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля-ль-Джахмийа», 81; ибн Хузейма в «Китаб ат-Таухид», 594; ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кабир», 8987; Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама», 203, 279; аль-Бейхакъи в «аль-Асма уа-с-Сыфат», 2/290; ибн ‘Абду-ль-Барр в «ат-Тамхид», 7/139; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль аль-И‘тикъад», 659; ибн Къудама в «Исбат аль-‘Улюв», стр. 104-105; аз-Захаби в «аль-‘Улюв», 45 и другие.
аль-‘Аббас ибн ‘Абд аль-Мутталиб рассказывал:
«Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам: "Известно ли вам, каково расстояние между небом и землёй?" Мы ответили: "Это ведомо Аллаху и Его посланнику". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего — также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном лежит море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землёй. Всевышний Аллах же находится над всем этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама"». Передали Абу Дауд ат-Таййалиси, 2292; Ахмад, 1/206-207; Абу Дауд, 4723; ат-Тирмизи, 3320; ибн Маджах, 193; ибн Аби ‘Асым, 589; Мухаммад ибн ‘Усман ибн Аби Шейба в «Китаб аль-‘Арш», 9-10; ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля-ль-Джахмийа», 72; аль-Баззар, 1310; Абу Йа‘ля, 6713; ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/237; аль-Аджурри в «аш-Шари‘а», 663-665; ибн ‘Ади в «аль-Камиль», 7/200; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль аль-И‘тикъад», 650; аль-Хаким, 2/412; ибн ‘Абду-ль-Барр в «ат-Тамхид», 7/140.
В этих хадисах говорится о величии Господа в Его сущности и в Его атрибутах. Задумайся над Его необъятными владениями, по сравнению с которыми земля кажется всего лишь крошечным творением. Между землей и первым небом расстояние, равное тому пути, который путник преодолевает на коне за пятьсот лет. Такое же расстояние между первым небом и вторым. И то же самое касается всех небес вплоть до седьмого. Поэтому земля по сравнению с небесами крошечна. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал
: "Семь небес по сравнению с Курси (Престолом) подобны семи дирхемам, брошенным на большую круглую площадь". См. «Тафсир ибн Джарир», 3/10; Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама», 220. Хадис слабый. Эти семь небес очень маленькие по сравнению с Престолом (аль-Курсий). И Всевышний Аллах сказал:
﴾ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ ﴿
«Его Престол объемлет небеса и землю». (Сура аль-Бакара, аят 255)
Земля, на которой ты живешь, подобна маленькой точке по сравнению с небесами. А в аяте пришло описание небес и земли по сравнению с Престолом (курсий). Над Престолом есть вода, а над водой — Трон (‘Арш). Престол (курсий) по сравнению с Троном (‘Арш), как маленькое колечко, брошенное в бесконечной пустыне. То есть Престол (курсий) очень-очень маленький по сравнению с Троном, над которым возвысился Милостивый. Если бы люди задумались над величием Господа, то поняли бы свою ничтожность. Они поймут, что у них не будет никакого почета, если они не признают себя Его рабами. Как после этого создание может поклоняться другому созданию?! Раб обязательно должен поклоняться только Тому, Кто описан этими великими атрибутами. Только Он достоин того, чтобы Ему подчинялись. Только Он достоин того, чтобы Его возвеличивали. Только Он достоин того, чтобы Его просили. Только Он достоин того, чтобы раб отдавал все силы, чтобы добиться Его довольства. Только тогда раб будет ценить и возвеличивать Аллаха должным образом. Подумай о своем Могущественном и Мудром Господе, обладающем величественными качествами и эпитетами. Он находится над Своим Троном, отдает повеления и ниспосылает запреты. Он отделен от Своих созданий из-за Своего величия. Тогда раб поймет, что посвящать поклонение можно только Ему.
Задумайся над Его необъятными владениями, по сравнению с которыми земля кажется всего лишь крошечным творением. Он осеняет Своей милостью и одаряет Своими благами, кого пожелает. Он наказывает, кого пожелает и оберегает от бед и несчастий, кого пожелает. Он обладает милостью и щедростью. Посмотри на то, что Великий и Могучий Аллах вершит на небесах. Посмотри на ангелов, которые поклоняются Ему на небесах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Заскрипели небеса, и у них есть право скрипеть. Нет на небесах места в четыре пальца, кроме, как на этом месте стоит Ангел, или делает земной поклон, или стоит в поясном поклоне». Передали Ахмад, 5/173; ат-Тирмизи, 2312; ибн Маджах, 4190. А затем подумай над тем, что Великий и Славный Аллах, владеющий этим величественным царством, обращается к тебе, жалкому и презренному рабу, и велит тебе поклоняться Ему. Воистину, это – великая честь для тебя, если бы ты только понял это. Он велит тебе исповедовать богобоязненность, и это тоже является великой честью для тебя. Он велит тебе повиноваться Ему, и это тоже является честью для тебя, если бы ты только осознал это. Если ты понял, чего действительно заслуживает Аллах, если ты познал Его возвышенные качества и высокое положение над творениями, то тебе не остается ничего, кроме как покориться Ему по доброй воле, смириться перед Ним, повиноваться Ему и стремиться приблизиться к Нему посредством того, что угодно Ему. Читая Его слова, ты увидишь, что Он обращается к тебе с повелениями и запретами, тогда как ты не ценишь Его должным образом и не почитаешь Его должным образом. Вот почему для того, чтобы обрести твердую веру в сердце и почитать своего Великого и Могучего Господа, раб обязан размышлять над небесами и землей так, как ему повелел Аллах. Всевышний Аллах сказал:
﴾ قُلِ انظُرُواْ مَاذَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ ﴿
«Скажи: "Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле"». (Сура Йунус, аят 101)
А также:
﴾ أَوَلَمْ يَنظُرُواْ فِي مَلَكُوتِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَمَا خَلَقَ اللَّهُ مِن شَيْءٍ ﴿
«Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли, а также всего, что сотворил Аллах?» (Сура аль-А‘раф, аят 185)
А также:
﴾ إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لَآيَاتٍ لِّأُولِي الأَلْبَابِ (190) الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ هَذَا بَاطِلاً سُبْحَانَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ (191) رَبَّنَا إِنَّكَ مَن تُدْخِلِ النَّارَ فَقَدْ أَخْزَيْتَهُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ ﴿
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: "Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне. Господь наш! Тот, кого Ты ввергнешь в Огонь, будет опозорен, и не будет у беззаконников помощников"». (Сура али ‘Имран, аяты 190-192)