Обоснование догмата о троице
Поскольку речь идет о важнейшем догмате христианства, мы вправе ожидать, что Библия наполнена доказательствами и подтверждениями этого догмата. О нем, несомненно, должны упоминать пророки, Иисус и ученики Иисуса.
Однако, даже пролистав Библию несколько раз, мы не обнаруживаем ни одного веского доказательства догмата о Троице. Но не будем спешить с выводами. Давайте внимательно рассмотрим имеющиеся в нашем распоряжении тексты.
Тексты Ветхого Завета и догмат о Троице
Христиане считают некоторые тексты Ветхого Завета обоснованием догмата о Троице. Так, они отмечают, что в Ветхом Завете упоминается имя Бога – Элохим, которое в языке евреев указывает на множественное число. А в книге Бытия Бог, упоминая о Своих действиях, говорит о Себе во множественном числе: «…сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (11:7).
А ангелы сказали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Исайя, 6:3). Они повторили слово «Свят» три раза. Животные, которых Иоанн видел во сне, также говорили нечто подобное: «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откровение, 4:8).
Анализ приведенных текстов
Христиане признают, что в этих текстах нет веского доказательства догмата о Троице, который опровергают другие тексты, однозначно указывающие на Единобожие. К тому же никто из читателей Ветхого Завета, начиная с первых пророков сынов Израилевых, не понял из этих текстов того, что поняли христиане, и никто из них, в отличие от христиан, не увидел в этих текстах доказательств догмата о Троице.
Священник Петр признает это. Он говорит: «После того как Бог сотворил мир и увенчал Свои творения человеком, Он в течение некоторого времени объявлял людям лишь то, что касается Единобожия. Это ясно видно в Торе. Однако читающий ее внимательно находит в ней указания, которые уводят за Единственность. В ней упоминаются “слово Бога”, “мудрость Бога” или “дух Бога”. Те, кому был ниспослана Тора, не понимали значения этих словосочетаний, и смысл их раскрылся лишь в Новом Завете… О том, на что намекал Ветхий Завет, открыто сказал Новый Завет»[1] .
После прочтения этих строк человек невольно задается вопросом: почему Бог скрыл Свою троичность от Моисея и сынов Израилевых? Он дал им лишь тексты, в которых говорится о Единобожии, из-за чего они решительно отвергли Троицу. Простит ли Он и другим то, что они не смогли понять истинный смысл этих туманных намеков?..
Рассмотрев тексты, которые христиане считают указаниями на догмат о Троице, исследователи пришли к выводу, что эти тексты вовсе не указывают на то, о чем говорят христиане, и что эти «намеки» надуманны.
Самое большое, что можно понять из этих текстов – существование нескольких богов. Но в них ничего не говорится о том, сколько их – три, четыре или больше.
Что же касается множественного числа, то это известный во многих языках способ возвеличивания, не указывающий в действительности на множественность. Обычно в подобных случаях люди понимают, что речь идет об одной личности и что говорящий вовсе не имеет в виду, что у него есть какие-то другие ипостаси, лица или сущности.
Более того, в самой Библии применяется этот прием. Вспомним историю волшебницы, которая вызывала дух Самуила после его смерти: «Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты – Саул. И сказал ей царь: не бойся; [скажи,] что ты видишь? И отвечала женщина: вижу богов, выходящих из земли. Какой он видом? – спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил» (1-я Царств, 28:12-14). Она говорила только о Самуиле, которого увидела в образе старца, и вместе с тем использовала множественное число – не для того, чтобы указать на множества, а с целью возвеличивания Самуила.
Телец, которому поклонялись сыны Израиля, также назван богами, хотя он, как известно, был один: «Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!» (Исход, 32:4-8).
Тот же прием широко использовался в арабском языке, и он встречается в Священном Коране. Например, Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Сура 22 «аль-Хадж», аят 9). А подразумевается Единственный и Единый Бог.
Что же касается того, что ангелы и животные трижды говорили: «Свят», то это нельзя принимать в качестве подтверждения догмата о Троице, потому что если продолжить рассуждать подобным образом, то можно прийти к выводу и о существовании четырех, пяти и более богов.
К тому же, если «свят, свят, свят» упоминается в Библии два раза, то слово «свят» без повторений упоминается в ней около сорока раз. Что же касается троекратного повторения, то его целью является только подтверждение. Подобный прием встречается во многих текстах Ветхого и Нового Заветов. Например: «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (От Луки, 23:21).
Обратимся к другому эпизоду из жизни Иисуса и его апостола Петра: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (От Иоанна, 21:15-17).
Тексты Нового Завета и догмат о Троице
Христиане считают, что в текстах Нового Завета можно найти более ясные указания на Троицу. Они используют в качестве доказательств следующие тексты.
«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (От Матфея, 3:16-17). В тексте упоминается Отец, возлюбленный Сын и Дух, сошедший как голубь.
А Петр сказал: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2-е к Коринфянам, 13:13).
Однако читающий текст из Евангелия от Матфея видит три разные сущности. Они отличаются друг от друга наименованиями и действиями, и каждая из них существует отдельно от остальных. Итак, один выходит из воды после крещения, второй спускается с небес в виде голубя, а третий пребывает на небесах, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Читателю и в голову не приходит, что эти три суть едины.
К тому же, христиане утверждают, что Сын пребывал в Иисусе, а из этого текста следует, что на Иисуса снизошел Дух. Это подтверждается в Евангелии от Луки: «…и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (3:22). А также в Евангелии от Матфея: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (12:18). А в другом месте говорится, что Отец пребывал в нем: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (От Иоанна, 17:21). А также: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (От Иоанна, 14:9-10). Так какая же все-таки ипостась пребывала в Иисусе?
Отец, Сын и Святой Дух упоминаются вместе только в двух текстах Библии – тексте о трех свидетелях в 1-м Послании Иоанна и заключении Евангелия от Матфея.
Текст о трех свидетелях
Это важнейшее и наиболее ясное из всех доказательств догмата о Троице, которые приводят христиане. Приведем сам текст: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1-е Иоанна, 5:7).
Никто не отрицает, что в этом тексте действительно говорится о том, что Отец, Сын и Святой Дух являются Единым Богом. Однако этот текст отсутствует во всех древних рукописях. Более того, его нет даже в первом печатном варианте. Он был добавлен позже. Это признали христианские ученые, в том числе Горн, а также собиратели толкования Библии Генри Васкат, Адам Кларк. И в ответах блаженного Августина во время его дискуссии с последователями арианства, отвергавшими Троицу, не было этого текста. И он написал десять посланий, толкуя послание Иоанна, но ни в одном из них не упомянут этот текст.
В некоторых переводах Библии, в том числе и на английский, этот текст был изъят. Однако в большинстве переводов он по-прежнему присутствует, в том числе и в арабском, за исключением иезуитского издания и «Совместного арабского перевода». В первом говорится: «…и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1-е Иоанна, 5:6-8). В самом начале упоминается причина, по которой был изъят текст: «Этот текст не обнаружен ни в древних рукописях, датируемых ранее чем пятнадцатым веком, ни в древних переводах, ни в лучших оригиналах латинского перевода. Скорее всего, это не более чем комментарий, заметка на полях, которая затем была включена в текст во время его переписываний и переводов на Западе».
Переводчик греческих рукописей Биньямин Вильсон говорит: «Этот стих о свидетельстве и Божественности отсутствует во всех греческих рукописях, датируемых ранее чем пятнадцатым веком. Этот текст не упоминал ни один из греческих писателей-клириков и ни один из первых латинских отцов церкви в темах, которые требовали его упоминания. А это означает, что этот текст, если говорить прямо, фальсифицирован»[2].
Конец Евангелия от Матфея
В этом тексте, который повествует о явлении Иисуса ученикам перед самым вознесением, говорится следующее: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (От Матфея, 28:18-20).
Этот текст действительно очень важен, однако ничего подобного не обнаруживается в остальных трех Евангелиях. Во всех трех Евангелиях рассказывается история о том, как Иисус въехал в Иерусалим на осле, однако ни словом не упоминается о Троице. Неужели упоминание об осле было важнее упоминания о Троице?
К тому же, в Евангелии от Марка приводится то же самое наставление, однако в нем не упоминается Троица: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (От Марка, 16:15). Это указывает на то, что данный текст был добавлен в Евангелие от Матфея позже, то есть изначально его там не было.
Это признают и западные ученые. Уайлз говорит: «Это не может служить доказательством того, что апостолы исповедовали Троицу».
Адольф Хернек говорит: «Эта форма упоминания об Отце, Сыне и Святом Духе чужда речи Иисуса, и ее никто не знал во времена посланников. Она впервые упоминается в поздний период развития христианства, в более ранний период нет ни одного указания на то, что Иисус произносил подобные слова в своем наставлении, с которым он обратился к ученикам после воскрешения из мертвых, и Павел ничего не знал об этом». Павел никогда не приводил этих слов, приписываемых Иисусу, который, если верить им, побуждал распространять христианство среди людей и призывать к нему.
Апостолы однозначно не слышали этих слов Иисуса, потому что они не пошли распространять христианство, поскольку, согласно тому же Евангелию от Матфея, Иисус велел им призывать евреев, а не всех людей, и сообщил им, что их основная и первостепенная задача – спасать погибших овец дома Израилева: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (От Матфея, 10:5-6).
Это подтверждает и свидетельство историка Аполлония, жившего во втором веке нашей эры: «От предшественников я узнал о том, что Иисус перед своим вознесением на небеса велел своим посланцам не отходить далеко от Иерусалима в течение двенадцати лет»[3].
Ученики исполнили веление Иисуса. Они действительно не покидали Палестину до тех пор, пока обстоятельства не вынудили их к этому: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев» (Деяния, 11:19). А если бы они действительно слышали, как Иисус велел им призывать все народы во имя Отца, Сына и Святого Духа, то они, конечно же, поспешили бы исполнить его веление нести его призыв другим народам.
Когда язычник Корнилий вызвал к себе Петра, чтобы узнать от него, что представляет собой религия Иисуса, а потом, узнав, принял ее, остальные ученики Иисуса упрекнули Петра: «И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния, 10:28). Однако он не упоминал о том, что это Иисус велел ему поступать так. Вместо этого он сказал: «…но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать народу и свидетельствовать» (Деяния, 10:42). То есть он подтвердил, что они должны были распространять призыв среди своего народа – евреев. А еще ранее Петр сказал о Боге: «Он послал сынам Израилевым слово…» (Деяния, 10:32). В следующей главе описывается реакция апостолов на поступок Петра, который призывал язычника к религии Иисуса: «Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними…» (Деяния, 11:1-3). А когда Петр рассказал им все, произошло следующее: «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (11:18).
Очевидно, что Петр ничего не знал о велении Иисуса крестить народы во имя Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому ученики согласились с Павлом, сказавшим: «Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (К Галатам, 2:7-9).
Если бы Иисус действительно велел апостолам идти к другим народам и призывать их к его религии, то как они могли вместо исполнения данного им веления сидеть и рассуждать, и, в конце концов, предоставить это дело только двоим – Павлу и Варнаве?
Эти факты свидетельствуют о том, что указанный текст фальсифицирован, и на самом деле Иисус не говорил ничего подобного.
Даже если закрыть глаза на эти факты, то в любом случае в тексте нет указаний на то, что все три упомянутых объекта пребывают в соединении и составляют единую сущность. В тексте идет речь о трех разных сущностях, и при упоминании они разделены знаками препинания и союзами, используемыми при перечислении, а это свидетельствует о том, что речь идет о разных объектах. Истинный смысл этих слов заключается в следующем: «Идите во имя Бога и Его посланника Иисуса и Откровения, ниспосланного ему, с учением Всевышнего Бога».
Кроме того, в Библии есть подобные примеры. Однако их христиане не считают доказательствами догмата о Троице. Например, в 1-м Послании Павла к Тимофею говорится: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (5:21).
Из этого текста христиане почему-то не сделали вывода о том, что ангелы являются третьей ипостасью Бога и что их тоже нужно обожествлять. То же самое можно сказать о тексте из Евангелия от Матфея.
А в Ветхом Завете, в Книге Исхода говорится, что народ уверовал в Бога и в Моисея, однако из этого текста христиане не делают вывода о том, что Моисей равен Богу: «…и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его» (14:31).
Этот прием встречается во многих языках. Встречается он и в Священном Коране. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (Сура 4 «Женщины», аят 136). Подобные обороты встречаются и в других коранических аятах.
_____________________________________________
[1] Мухаммад Абу Захра. Аль-мухадарат фи ан-насраниййа. С. 121.
[2] Мухаммад Васфи. Аль-масих аляйхи-с-салям байна-ль-хакыкат ва аль-авхам. С. 106-107. Ахмад Дидат. Пятьдесят тысяч ошибок в Библии. С. 12.
[3] Хусни аль-Атйар. Акаид ан-насара аль-муваххидин байна-ль-ислям ва аль-масихиййа. С. 230.
почему ислам