Кто такой Святой Дух?
У мусульман «Святой Дух» – почетное прозвище ангела Гавриила (Джибриля). Это словосочетание используется для обозначения Откровения Всевышнего и Его содействия пророкам и посланникам.
В Священном Коране Гавриил (Джибриль) неоднократно называется духом. Всевышний Аллах сказал: «Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть…» (Сура 16 «Пчелы», аят 102).
«Аллах скажет: «О ‘Иса (Иисус), сын Марйам (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилем), благодаря чему ты говорил с людьми в колыбели и будучи взрослым. Я научил тебя Писанию, мудрости…» (Сура 5 «Трапеза», аят 110).
Откровение Всевышнего, которое Он внушал Своим пророкам и посланникам, также названо духом. Всевышний Аллах сказал:
«Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления» (Сура 43 «Украшения», аят 52).
«…и владеет Троном. Он ниспосылает дух (откровение) со Своими велениями тем из Своих рабов, кому пожелает» (Сура 40 «Прощающий», аят 15).
Важно отметить, что в Библии Святой Дух мало чем отличается от описанного в Коране, однако он в любом случае не соответствует постановлениям Константинопольского собора.
Итак, слово «дух» в Библии употребляется в нескольких значениях:
1) Человеческая душа, которую Бог создает в живых существах. Она есть сотворенный дух Бога в них:
- «…и к духам праведников, достигших совершенства» (К Евреям, 12:23).
- «…скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Псалтырь, 103, 29-30).
Этот дух, который от Бога, и оживил Адама, когда тот был сотворен: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7). Этот дух назван духом от Бога, потому что его источником был Бог, и к Нему он вернется: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екклезиаст, 12:7).
2) Откровение, которое ангелы приносят пророкам:
- «Ибо сам Давид сказал Духом Святым» (От Марка, 12:36).
- «И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал» (От Луки, 1:67).
- «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде» (Деяния, 1:16).
Бог назвал в Библии пророков и Откровение, с которым они приходили к людям, святым духом: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деяния, 7:51).
3) Содействие Всевышнего также названо духом Божьим:
Иисус сказал: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (От Матфея, 12:28).
А Фараон сказал своим рабам, когда искал мудрого человека: «…найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» (Бытие, 41:38).
Также читаем: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (От Луки, 2:25).
Ученики Иисуса также «исполнялись святого духа»: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния, 2:4).
А в Ветхом Завете: «Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас» (Аггей, 2:5).
4) Сильный ветер. В Ветхом Завете читаем:
- «Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дух Господа» (Исайя, 40:7).
- «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Бытие, 1:1-2). Известный критик Спиноза передает от иудейских толкователей, что имеются в виду сильные ветры, которые были посланы Богом и развеяли морскую пучину.
В двух упомянутых текстах дух отнесен к Богу только как возвеличивание и почет, а не как указание на Божественность самого духа. Это подобно сказанному в Псалтыре: «Господи! Милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!» (35:6).
Однако обожествляющие Святого Духа имеют в виду нечто иное. Они не согласны с тем, что он просто сила, определенное влияние или ангел от Бога. Христиане считают его богом и третьей ипостасью Троицы. Кто же такой Святой Дух в их понимании? И на каком основании они обожествляют его? И с какого времени он считается богом?
В 381 году император Феодосии созвал Константинопольский собор, чтобы обсудить слова епископа Константинополя Македония, который был приверженцем арианства. Он отрицал Божественность Святого Духа и говорил о нем то, что говорится о нем в Библии: «Святой Дух – это Божественное действие, распространенное во вселенной, а не ипостась, отличная от Отца и Сына». Он говорил о Святом Духе: «Он подобен остальным творениям Бога, и он служил Сыну как служили ангелы».
На Собор прибыли сто пятьдесят епископов. Они решили предать Македония анафеме и лишить его всех церковных званий. Тогда же они приняли одно из важнейших постановлений соборов церкви, закрепив догмат о Божественности святого Духа и объявив его третьей ипостасью в Святой Троице, дополняющей Отца и Сына.
Они сказали: «Мы считаем, что Святой Дух – это не что иное как Дух Бога, а Бог – не что иное как Его жизнь, и если мы скажем, что Святой Дух сотворен, это все равно что сказать, что Бог сотворен».
Священник Ясин Мансур говорит: «Поистине, Святой Дух – это Извечный Бог, и он существовал изначально, до начала творения, и он сотворил все сущее, и он может все, и он присутствует повсеместно, и он вечный и безграничный».
Он также говорит: «Святой Дух – это третья ипостась Бога, и он не просто влияние, свойство или сила. Это реально существующая сущность, живая личность и отличная от других, однако неотделимая от них ипостась. Это ипостась, отличная от Отца и от Сына и равная им по своему положению и власти и он соучаствует с ними в Единой сущности, именуемой Богом»[1].
В качестве доказательства христиане приводят некоторые тексты Библии. Например, в Евангелии от Иоанна сказано: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (4:24). Они считают также, что Дух существует изначально, до начала сотворения мира, поскольку в Библии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Бытие, 1:1-2). Они приводят и многие другие тексты Библии, в которых упоминается дух, Святой Дух и Божий Дух.
Опровержение доводов христиан в пользу Божественности Святого Духа
Ранее мы уже рассказали о Святом Духе на основе Нового и Ветхого Заветов достаточно для того, чтобы опровергнуть эти странные убеждения, не находящие подтверждения в Библии.
То, что говорят христиане о Святом Духе, полностью отсутствует в Библии. Достаточно рассмотреть несколько текстов, содержащих упоминание о Святом Духе, чтобы понять всю странность и необоснованность этих убеждений.
Святой Дух – создание, принимающее разные облики. Он снизошел на Иисуса в виде голубя, когда тот молился: «…и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес» (От Луки, 3:22). Был ли этот голубь Богом?
В другой раз он принял форму языков пламени. Произошло это в день Пятидесятницы: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния, 2:1-4).
Почему Святой Дух не может быть Гавриилом или другим ангелом Божьим? Ведь в Библии сказано, что Дух приходил к Корнилию и Петру, и что он был ангелом Божьим: «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих» (Деяния, 10:20-22). Святой ангел – это и есть дух, говоривший с Петром. Он же велел Корнилия послать людей к Петру.
Сыны Израилевы враждебно относились к одному из ангелов, а именно Гавриилу. Он и есть Святой Дух, который многократно спасал сынов Израилевых, а потом, когда они стали упорствовать в своем неверии, он подверг их наказанию и разгневался на них и сделался их врагом: «Он сказал: подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут, и Он был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них» (Исайя, 63:8-10).
Святой Дух был с сынами Израилевыми, когда они вышли из Египта: «Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? Где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего» (Исайя, 63:13). Однако он ангел, а не ипостась Бога: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]» (Исход, 23:20-21). Святой Дух – это ангел, который был с ними.
Дух Божий – это не только Гавриил, но и другие ангелы Бога: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откровение, 5:6).
«Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд» (Откровение, 3:1). «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (4:5). Иоанн упоминает о семи духах в трех местах. Духи, которых видел Иоанн, безусловно, не являются богами, потому что иначе вместо Троицы получилось бы целых десять ипостасей.
Что бы ни представлял собой Святой Дух, Богом он однозначно не является.
Он, подобно всем остальным, не знал, когда наступит Судный день. В Библии сказано, что о времени наступления Судного Дня известно только Отцу: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (От Марка, 13:32).
Святой Дух не может быть Богом, потому что в Библии Иисус сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (От Луки, 11:13). Невозможно представить, что Бог отдает одну из Своих ипостасей людям в качестве подарка…
Если бы Святой Дух был Богом, тогда и те, на кого он снизошел, должны были обрести Божественность, а он снизошел ко многим. Среди них Давид, Симеон, Мария, ученики Иисуса и другие:
- «…и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…» (1-я Царств, 16:13).
- «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (От Луки, 2:25).
«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (От Луки, 1:35).
- «…по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго… » (От Матфея, 1:18).
- «…не бойся принять Марию, жен
- «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния, 1:8).
«Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (От Марка, 13:11).
Святой Дух снизошел и на коринфян, которые уверовали в Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1-е к Коринфянам, 6:19).
Если Бог снизошел на этих людей и они «исполнились его», то все они заслуживают поклонения.
В Библии сказано, что тот, кто никогда не слышал о Святом Духе и, соответственно, не уверовал в него, являются верующими и даже учениками Иисуса – притом, что они вообще не знали о существовании этого мнимого Бога: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» (Деяния, 19:1-2).
Что же касается слов «Бог есть дух» (От Иоанна, 4:24), то христиане напрасно приводят их в качестве доказательства Божественности Святого Духа, потому что это всего лишь упоминание об одном из свойств Бога, а не указание на сущность и природу Бога. Вспомним слова: «Бог есть любовь» (1-е Иоанна, 4:16) и: «Бог есть свет» (1-е Иоанна, 1:5).
Иоанн имел в виду, что Бог невидим, поскольку Он не является материальным телом, состоящим из костей и плоти. Лука подтверждает это, передавая слова Иисуса: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (От Луки, 24:39).
Авторы книги «Разъяснение основ веры» отвечают на вопрос: «Почему Бог назван духом?» следующим образом: «Он – дух, потому что Он нематериален, и потому что Он не подвержен разрушению и исчезновению».
Итак, исследователи считают, что и Иисус, и Святой Дух не обладают Божественностью, и Троица придумана людьми, в частности, папами и патриархами. Не существует доказательств изначальности существования в религии этого догмата, и о нем не слышали пророки, не упоминал Иисус и не знали апостолы.
А в современной католической энциклопедии честно написано: «Представления о Едином Боге в трех Лицах закрепились в убеждениях христиан лишь в конце четвертого века»[2] .
Из книги “Бог Единый или Троица”
Мункыз ибн Махмуд ас-Саккар
________________________________________-
[1] Ахмад Хиджази ас-Сака. Аканим ан-насара. С. 42-44.
[2] Ибрахим Халиль Ахмад. Аль-гуфран байна-ль-ислям ва аль-масихиййа. С. 95.
почему ислам