- Цитата :
Выкидыш в Рамадане, возмещение поста беременными и кормящими женщинами, а также теми, у кого были послеродовые кровотечения, пост людей престарелого возраста.
Выкидыш в Рамадане
Второй вопрос из фетвы № 16842Вопрос: Когда наступил Рамадан, моя жена была на втором месяце беременности. По истечении пятнадцати дней поста у неё появились кровотечения, не похожие на менструальную кровь. Эти выделения продолжались у неё семь дней и, несмотря на это, она продолжала совершать молитву и поститься. После этого у неё произошёл выкидыш, по причине чего она прервала пост в оставшиеся дни месяца Рамадан. Считается ли действительным её пост до выкидыша, в те дни, когда были кровотечения, или она должна возместить эти дни?
Ответ: Кровяные выделения, произошедшие у вышеупомянутой беременной женщины, являются болезненными выделениями, на которые не надо обращать внимания. Поэтому она правильно поступила, что не прекратила пост и не перестала совершать намаз. Её пост и намаз до выкидыша действительны, и, следовательно, не надо возмещать их. Что касается случая с выкидышем, то религиозное положение вопроса будет отличаться в зависимости от времени, а именно, в какой из четырёх стадий беременности произошёл выкидыш.
Первый случай: выкидыш происходит в первых двух стадиях. Первая стадия – стадия капли (нутфа), образованной после смешения мужской и женской жидкостей. Этот этап происходит в первые сорок дней после того, как сперматозоид зацепляется в матке.
Вторая стадия – стадия сгустка крови (‘аляка). На данном этапе капля становится сгустком крови. Это происходит в течение следующих сорока дней, пока не достигает восьмидесяти дней. Если происходит выкидыш эмбриона в течение этих двух стадий, то эти выделения не считаются послеродовыми выделениями (нифас). Поэтому женщина продолжает поститься и совершать намаз, как будто и не было выкидыша. И по этому вопросу нет разногласий среди учёных.
Второй случай: выкидыш происходит на третьей стадии. Этот этап называется этапом куска мяса (мудга). На этой стадии формируются части тела и форма эмбриона. Эта стадия продолжается в течение следующих сорока дней, а именно, с восемьдесят первого дня вплоть до сто двадцатого дня. Эта стадия включает в себя два случая. Во-первых, если эмбрион на данном этапе не был ещё сформирован, так что ни явно, ни примерно не был похож на человека, или акушерка подтвердила, что эмбрион ещё не был сформирован в виде человека, то выкидыш этой плоти относится к выделениям, которые происходят в первых двух стадиях. А именно, эти выделения не имеют какого-либо религиозного положения.
Во-вторых, если эмбрион уже был сформирован в виде человека или принял человеческие формы так, что чётко были выражены руки, ноги или другие части тела, или примерно стал похож на человека, или акушерка подтвердила, что началось формирование человеческой формы, то в таком случае эти выделения имеют религиозные положения. Данные выделения считаются послеродовыми кровотечениями (нифас). Кроме того, с данным выкидышем прекращается выжидательный период (‘идда).
Третий случай: выкидыш происходит на четвёртой стадии, это после того, как в эмбрион вдувается душа. Этот этап происходит по истечении ста двадцати одного дня, в начале пятого месяца беременности. Данная стадия также имеет два случая. Во-первых, если ребёнок выходит без признаков жизни (не кричит, не плачет). В такой ситуации эмбрион относится к вышеупомянутой третьей стадии, поэтому распространяются на него те же самые религиозные положения. Однако добавляется к этим религиозным положениям следующее: следует омыть этого ребёнка, завернуть в саван, совершить погребальный намаз (джаназа), дать имя, а также за него совершается ‘акыка (закалывается животное).
Во-вторых, если ребёнок родится с признаками жизни (начинает плакать, кричать и т.д.), то в таком случае на него распространяются религиозные положения полноценного родившегося ребёнка, упомянутые в предыдущем случае, а также добавляется к этому то, что он становится владельцем имущества, которое получает в качестве завещания или наследства. Этот ребёнок наследует и оставляет наследство и т.д.
И Аллах более Сведущ!
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![1]
Возмещение поста беременными и кормящими женщинами, а также теми, у кого были послеродовые кровотечения
Фетва № 17645Вопрос: Мы узнали из исламских книг, что женщина, у которой были послеродовые кровотечения, а также кормящая и беременная женщины, которые прервали пост в месяц Рамадан, должны возмещать пост. Однако я прочитала в книге «Тухфатуль-‘арус», следующее: «Женщине, у которой были послеродовые кровотечения, а также кормящей и беременной женщине не надо возмещать пост, а необходимо совершить только искупление (фидья)». Автор в качестве доказательства привёл хадис от Ибн Умара и Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах): «Если беременная и кормящая женщины прервали пост, то надо искупиться и не надо им возмещать». Автор книги «Тухфатуль-‘арус» Махмуд Махди Аль-Истанбули, стр. 302.
Ответ: Если дело обстоит действительно так, как вы сказали, то упомянутое в данной книге неверно. Что касается женщины, у которой были послеродовые кровотечения, то она должна возместить пост в соответствии с единогласным мнением учёных. И она не должна кормить бедняков (в качестве искупления).
Если беременная и кормящая женщины прервали пост, опасаясь за себя, то они должны возместить пост, и не надо кормить бедняков (в качестве искупления). Также дело обстоит, если эти женщины прервали свой пост, опасаясь за своих детей. Им необходимо возместить пост, и не надо кормить бедняков. Искупление (в виде кормления бедняков) необходимо совершать только тогда, когда они не смогут возместить пост до следующего Рамадана без уважительной причины (обоснованной Шариатом). В таком случае им необходимо возместить пост и накормить бедняков. Таким образом, возмещение поста обязательно. Всевышний Аллах сказал: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «Корова», 185). Беременная и кормящая женщины относятся к категории тех, кто болен, если соблюдение поста будет составлять сложность для них.
Что касается категории тех, которым необходимо только кормить бедняков (в качестве искупления), то это люди пожилого возраста, которые не в состоянии поститься. А также хронически больные, у которых нет шансов на выздоровление, как из числа мужчин, так и женщин. Им не надо возмещать пост, потому что они не могут поститься. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей…»(сура «Корова», 286). Кроме того, об этом сообщается от нескольких сподвижников (да будет доволен ими Аллах).
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![2]
Пост людей престарелого возраста
Второй вопрос из фетвы № 14461Вопрос: С какого возраста престарелому человеку разрешается не поститься в благословенном месяце Рамадан, а только кормить бедняков (в качестве искупления)? Что представляет собой кормление бедняков? Когда следует кормить: в конце месяца или каждый день?
Ответ: Не существует определённой возрастной границы, с которой людям престарелого возраста разрешается не поститься в Рамадане. Основанием для этого является непрерывная неспособность поститься. Поэтому, если человек не в состоянии поститься из-за своей старости, то он может не соблюдать пост, а вместо этого должен кормить за каждый день бедняка (в качестве искупления). Размер данного искупления составляет половину са’а[3] из продуктов питания той местности, в которой будет совершаться искупление. И если этот престарелый человек выплатит пятнадцать са’а в начале месяца Рамадан, то это можно.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![4]
Перевод Вахитов М.
Для сайта Почему Ислам?
www.whyislam.ru
- [1] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/73-75. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
- [2] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/75-76. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
- [3] Единица измерения объёма, равная примерно четырём пригоршням руки среднего человека
- [4] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/79. Члены комитета: Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.