Поминания Аллаха (зикры) в молитве Хвала Аллаху, Который оказывает Своим рабам помощь в поклонении и облегчает им его! Благословение и приветствие лучшему из всех молящихся, постящихся и разговляющихся – нашему пророку Мухаммаду!
Поистине, в продолжительности ночной молитвы в месяц Рамадан есть призыв к размышлению и концентрации внимания, к освобождению сердца от занятий этого преходящего мира и установлению связи со своим Создателем, с Господом Небес и Земли, Свят Он и Велик.
Аллах, Всемогущ Он и Велик, похвалил людей, которые совершают свои молитвы, преклоняясь перед Аллахом, чувствуя страх перед Ним. Аллах Всевышний сказал:
قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ
«
Воистину, преуспели верующие,которые смиренны во время своих молитв» (Аль-Муъминун, 1-2).
Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Смирение (хушуъ) – это спокойствие, безмятежность, умиротворенность, достоинство и покорность, а его носителем служит страх перед Аллахом и постоянное чувство, что Он тебя видит».
Смиренность в молитве (хушуъ) – это выстаивание перед Аллахом с покорностью и благоговением, унижая себя перед Ним. Это качество является основной составляющей молитвы. Смиренность – это плод крепкой веры и спокойствия души.
Место хушуъ (смирения) в сердце, а результаты его воздействия проявляются и в других органах, во всём теле молящегося. Человек не обретёт смиренность в молитве до тех пор, пока не освободит своё сердце только для молитвы и не отвлечётся от всего другого, не предпочтёт её всему остальному. Только лишь в таком случае он найдёт в молитве удовольствие, и она станет усладой его глаз, как сказал об этом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «
Усладой моих глаз сделана молитва»
[1].
Ты становишься на молитву, подчиняясь Аллаху, исполняя Его повеление, но каково же будет тебе, если ты всё это сведёшь на нет, сделаешь тщетным своими лишними телодвижениями и рассеянностью во время её совершения. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «
Человек завершит молитву, а ему запишется только её одна десятая, одна девятая, одна восьмая, одна седьмая, одна шестая, одна пятая, одна четвертая, одна третья часть или половина»
[2].
Так же достоверно передано, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «
Худший из людей – тот, кто крадет из своей молитвы». Люди спросили: «О посланник Аллаха, как же он может красть из своей молитвы?» Он ответил: «Это когда
он не совершает должным образом до конца поясной и земной поклоны»
[3].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил следующую весть, доставляющую огромную радость для нас: «
Каждый мусульманин, который при наступлении времени обязательной молитвы совершит для нее омовение должным образом и проявит во время её совершения покорность, выполнит все поклоны, как положено, заслужит тем самим искупления своих грехов, совершенных ранее, если толькоон не совершил больших (смертных) грехов, и будет так всегда»
[4].
О мусульманин! Ты совершаешь в этот великий месяц в течение дня и ночи пятикратную обязательную молитву, а вслед за ней молитвы таравих и тахаджуд. Потому я изложу тебе, какова была молитва пророка этой уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы ты брал с него пример. Ведь он тот, кому были прощены бывшие и будущие грехи.
Передаётся, что Абу Абдуллах Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды ночью я совершал молитву вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Когда он начал читать суру “Аль-Бакара”, я подумал: «Он совершит поясной поклон после ста аятов», – однако он продолжал читать. Тогда я подумал: «Во время этого ракаата он прочтёт её полностью», – он же продолжал читать, и я сказал себе: «Он совершит поясной поклон, закончив её». Однако потом он начал читать суру “Ан-Ниса” и прочёл её полностью, а потом приступил к чтению суры “Али Имран”, которую также прочёл полностью, чётко произнося каждую букву, и каждый раз, когда он доходил до такого аята, в котором содержалось веление прославлять Аллаха, он произносил слова «
Слава Аллаху!» /Субхана-Ллахи!/. А прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости обращения к Аллаху с мольбами, обращался к Нему с мольбой, прочитав же аят, в котором упоминалось об обращениях к Аллаху с мольбой о спасении, обращался к Нему с такой мольбой. После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) склонился в поясном поклоне и стал говорить: «
Слава моему великому Господу!» /Субхана Раббия-ль Азым!/, – и его поясной поклон продолжался примерно столько же, сколько он стоял прямо, потом он сказал: «
Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу, Господь наш, хвала Тебе!» /Сами’a-Ллаху лиман хамидах, Раббана, лякя-ль-хамд!/, – потом он выпрямился и стоял прямо примерно так же долго, сколько совершал поясной поклон, а потом он совершил земной поклон и сказал: «
Слава моему Высочайшему Господу!» /Субхана Раббия-ль-А’ля!/, – и этот поклон продолжался примерно столько же, сколько он стоял»
[5].
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Человек может поседеть, прожив в Исламе, но при этом не совершить ни одной молитвы». Его спросили: «Как же такое может быть?» – Он ответил: «Не пребывая во время молитвы в состоянии смирения, покорности и обращения сердца к Аллаху».
Не думай, что совершение молитвы ограничивается на сильных и энергичных людях. Нет, скорее это удел людей волевых и решительных. Разве ты не видел, какого-нибудь немощного старца, который приходит в мечеть и становится перед Аллахом для совершения поклонения Ему?! Здесь идет в счёт живость души, а не тела. Старайся – да наставит тебя и меня Аллах – совершать ночные молитвы таравих и тахаджуд.
По причине того, что эти ночные молитвы являются продолжительными, многие люди задаются вопросом: «Что же мне говорить во время молитвы, что просить?» Ниже я приведу некоторые установленные посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зикры (поминания Аллаха), которые можно говорить во время совершения молитвы:
1. Зикры (поминания Аллаха), которые нужно говорить во время поясного поклона (руку):
1) «
Слава моему Великому Господу!» /Субхана Раббия-ль Азым!/
2) «
Преславный, Пресвятой[6], Господь ангелов и Духа[7]!» / Суббухун, Куддусун, Раббу-ль-маляикяти ва-р-рух/
[8].
3) «
Безупречен[9] Ты, о Аллах, наш Господь, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» / Субханакя, Аллахумма, Раббана ва бихамдикя! Аллахумма – гфир ли! /
Он часто произносил эти слова во время совершения поясных и земных поклонов
[10].
4) «
О Аллах, Тебе я поклонился, в Тебя я уверовал, Тебе я покорился, Тебе покорились мой слух и моё зрение, и мой мозг, и моя кость, и мои сухожилия» / Аллахумма, лякя ракя’ту, ва бикя аманту, ва лякя аслямту, хаша‘а лякя сам’и, ва басари, ва муххи, ва ‘азми ва ‘асаби /.
5) «
Безупречен Обладатель могущества, владычества, величавости и величия!» / Субхана зи-ль-джабарути, ва-ль-малякути, ва-ль кибрийаи, ва-ль – ‘азамати /. Он произносил эти слова, совершая дополнительную ночную молитву
[11].
2. Зикры (поминания Аллаха), которые нужно говорить после выпрямления с поясного поклона.
1) «
О Аллах! Господь наш, и хвала Тебе!» / Аллахумма, Раббана, лякя-ль-хамд! /
[12]2) Иногда к вышеупомянутым словам он добавлял также следующие слова, которые передал имам Муслим (да помилует его Аллах):
«…пусть она наполнит собой Небеса и наполнит собой Землю, и наполнит собой то, что ещё Ты потом пожелаешь. Ты достоин восхваления и прославления. Все мы – рабы Твои, а самым правильным из того, что может сказать раб, являются слова: «О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным окажется перед Тобой могущество обладающего могуществом»» /…миль’а-с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма ши’та мин шайъин ба’ду, ахля-с-сана’и ва-ль-маджд, ахакку ма каля-ль-’абду, ва куллюна лякя ‘абдун. Аллахумма, ля мани’а лима а’тайта, ва ля му’тыя лима мана’та, ва ля йанфа’у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду /
[13].
3) А иногда добавлял следующие слова:
«…хвала многократная, благая и благословенная» / …хамдан кясиран, таййибан, мубаракян фихи /
[14].
3. Зикры (поминания Аллаха), которые нужно говорить во время земногопоклона (саджда):
1) «
Слава моему Высочайшему Господу!» /Субхана Рабби-ль-А’ля!/
2) «
Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа!» / Суббухун, Куддусун, Раббу-ль-маляикяти ва-р-рух/
[15].
3) «
Безупречен Ты, о Аллах, наш Господь, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня!» / Субханакя, Аллахумма, Раббана ва бихамдикя! Аллахумма – гфир ли! /
Он часто произносил эти слова во время совершения поясных и земных поклонов
[16].
4) «
О Аллах, перед Тобой я склонился и в Тебя уверовал, и Тебе покорился. Лицом своим я пал ниц перед Тем, Кто сотворил его, придал ему форму и сделал совершенным его образ, наделил его слухом и зрением, благословен Аллах, наилучший из Творцов» /Аллахумма, лякя саджадту, ва бикя аманту, ва лякя аслямту, саджада ваджхи ли-Ллязи халякаху, ва саввараху, ахсана сувараху, ва шак’к’а сам‘аху ва басараху, табаракя Ллаху, ахсану-ль-халикин/
[17].
5) «
О Аллах, прости мне все мои грехи – и малые и большие, и первые и последние, и явные и тайные» / Аллахумма-гфир ли занби кулляху, ва дик’к’яху, ва джилляху, ва авваляху ва ахираху, ‘аланийятаху ва сирраху /
[18].
6) «
О Аллах, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего, и к прощению Твоему от наказания Твоего, и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере!» / Аллахумма инни а’узу биридакя мин сахатикя, ва биму‘афатикя мин ‘укубатикя, ва а’узу бикя минкя, ля ухсы сана’ан ‘аляйкя, Анта кяма аснайта ‘аля нафсикя /
[19].
4. Зикры (поминания Аллаха), которые нужно говорить между двумя земными поклонами:
1) «
О Аллах, прости меня и помилуй меня, и дай мне силы, и возвысь меня, и наставь меня на прямой путь, и даруй мне прощение, и даруй мне средства к существованию!» / Аллахумма, гфир ли, ва-рхамни, ва-джбурни, ва-рфа’ни, ва-хдини, ва-‘афини], ва-рзукни/
[20].
2) «
Господи, прости меня, прости меня!» / Рабби-гфир ли, гфир ли/
[21].
5. Зикры (поминания Аллаха), которые нужно говорить после последнего ташаххуда
[22]:
1) «
О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений Ада и от мучений могилы, и от искушений жизни и смерти, и от зла искушения Даджжаля (Антихриста)» /Аллахумма, инни а’узу бикя мин ‘азаби джаханнама, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати, ва мин шарри фитнати- ль-масиихи-д-даджаль/
[23].
2) «
О Аллах, поистине, я обижал самого себя много раз (т.е. грешил), а никто, кроме Тебя, грехов не простит! Прости же меня, даровав мне Твоё прощение и помилуй меня, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!» / Аллахумма, инни залямту нафси зульман кясиран, ва ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гфир ли магфиратан мин ‘индикя ва-рхамни, иннакя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим/
[24].
3) «О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и то, что оставил на потом, что я совершил тайно, что совершил явно, то, в чем я преступил границы, и то, о чем Ты знаешь лучше меня! Ты – Выдвигающий вперёд и Ты – Отодвигающий, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя!» / Аллахумма-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а’лянту, ва ма асрафту, ва ма Анта а’ляму бихи мин-ни, Анта-ль-Мукаддыму, ва Анта-ль-Муаххиру, ля иляха илля Анта/
[25].
О мусульманин! Старайся сконцентрировать всё своё внимание и сосредоточиться во время совершения молитвы, пусть твоё положение выражает смирение и подчинение. Чувствуй величие Того, перед Кем ты стоишь. Обратись к Нему с искренней мольбой, непрерывными слезами и покорным сердцем, проси Его сделать тебя в этот великий месяц из числа своих приближённых. Не скупись просить за себя и за всю исламскую умму.
Да сделает Аллах нас, наших родителей и наших братьев мусульман из числа обитателей высших садов Фирдауса! И одарит нас искренностью в словах и делах! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех сподвижников!
Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru
- [1] «Муснад» Ахмада (3/128) и «Сунан» Насаи (3950), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (3124) подтвердил достоверность этого хадиса.
- [2] «Муснад» Ахмада (4/319) и «Сунан» Абу Дауда (896), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (1626) признал хадис хорошим.
- [3] «Муснад» Ахмада (5/310) и «Мустадрок» Хакима (896), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (986) признал хадис достоверным.
- [4] «Сахих» Муслима (228).
- [5] «Сахих» Муслима (772).
- [6] Абу Исхак сказал: « Суббух означает, что Аллах лишен всяческого зла, тогда как Куддус означает, что Он - Благословенный либо Пречистый » (прим. пер.).
- [7] Имеется в виду ангел Джибриль (прим. пер.).
- [8] «Сахих» Муслима (487).
- [9] Т.е. свидетельствую, что Слава Твоя превыше всего неподобающего, что приписывают Тебе.
- [10] «Сахих» Бухари (817) и «Сахих» Муслима (484).
- [11] «Сунан» Абу Дауда (873) и «Сунан» Насаи (2/191 и 1049), Альбани в «Сифату ас-соля ан-набий», стр. 133.
- [12] «Сахих» Бухари (795).
- [13] «Сахих» Муслима (477).
- [14] «Сахих» Бухари (799).
- [15] «Сахих» Муслима (487).
- [16] «Сахих» Бухари (817) и «Сахих» Муслима (484).
- [17] «Сахих» Муслима (771).
- [18] «Сахих» Муслима (483).
- [19] «Сахих» Муслима (486).
- [20] «Сунан» Абу Дауд (850), «Сунан» Тирмизи (283),«Сунан» Ибн Маджа (898), Хаким в «Мустадрак» (1/271) назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился Захаби.
- [21] «Сунан» Абу Дауд (874), «Сунан» Насаи (2/231),«Сунан» Ибн Маджа (897), Альбани назвал этот хадис достоверным.
- [22] Произнесение слов свидетельства в молитве, находясь в положении сидя (прим.пер.).
- [23] «Сахих» Муслима (588).
- [24] «Сахих» Бухари (834) и «Сахих» Муслима (2705).
- [25] «Сахих» Муслима (771).