:salami:
§ 1. Превосходство поста. Знай, что пост (саум), как ничто иное, обладает особым преимуществом (хасыса), а именно – возведением этого поклонения к Аллаху, как говорит об этом Он Сам:
«Пост – для Меня, и Я воздам за него» [1].
Такое возведение в достаточной мере высоко ставит пост, подобно тому, как высоко поставлен Дом (Ка’аба) путём возведения его к Аллаху в Его словах:
«… и очищай Дом Мой» (Св. Коран, 22: 26).
И поистине, пост имеет такое превосходство по двум причинам: Во-первых, пост – это тайна и скрытый поступок. Этот поступок не видят люди и в него не закрадывается показуха (рийа’).
Во-вторых, это подавление врага Аллаха, ибо орудие врага – это страсти, желания (шахавату). Страсти же усиливаются едой и питьём. И пока почва для страстей будет плодородной, шайтаны часто будут посещать это своё пастбище, однако отказ от страстей сужает для них туда дороги.
А вообще, сообщения, свидетельствующие о превосходстве поста многочисленны и общеизвестны.
§ 2. Суннаты поста.
– Желательно максимально оттягивать предрассветный приём пищи (сухур) и не медлить с прекращением поста (фитр). Разговляться же следует финиками.
– Желательно проявлять щедрость в Рамадане, совершать одобряемые дела, раздавать побольше милостыни (садака), следуя в этом примеру Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
– Желательно изучать Коран. В Рамадане желательно неотлучно находиться в мечети (и’тикаф), особенно в последние десять дней, в течение которых следует побольше проявлять усердия.
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«В [последние] десять дней [месяца Рамадан] Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, затягивал свой пояс (ми’зар), простаивал ночи в молитвах и будил [на них] членов своей семьи» [2].
Относительно смысла слов «затягивал свой пояс», учеными высказано два мнения:
1) отказ от полового соития с женами;
2) начало упорной работы; Относительно же причины его усердия в последние десять дней, говорят, что он искал в них ночь могущества (ляйлят уль-кадр).
§ 3. Разъяснение скрытой стороны поста и правил поведения постящегося. У поста три степени: (1) обыкновенный пост (саум аль-‘умум), (2) особенный (саум аль-хусус) и (3) уникальный (саум хусус аль-хусус).
Обыкновенный пост – это просто воздержание от секса и приёма пищи.
Особенный пост – это вдобавок еще и удержание взора, языка, рук, ног, слуха, зрения и других органов от грехов.
Уникальный пост – это, помимо всего вышесказанного, также и удержание сердца (саум аль-кальб) от житейских хлопот, от несвязанных с Аллахом мыслей. Это также и абсолютное удержание сердца от всего, кроме Аллаха.
К правилам поведения (адаб) соблюдающего саум аль-хусус относятся: потупление взора, сохранение языка от греховных и порицаемых речей, от бесполезных слов, предохранение других органов.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Аллах не нуждается в оставлении пищи и питья тем, кто не оставляет лживые слова и поступки в соответствии с ними» [3].
Также из адабов: не есть ночью досыта, есть в меру, ибо
«не заполняет сын Адама сосуда хуже, чем его желудок» [4].
Кто полностью насытиться в начале ночи, тот не будет получать пользу для себя в течение оставшейся её части, также как и тот, кто полностью насытиться в предрассветное время (вакт ас-сахару) не будет получать для себя пользу до полудня (зухр). Всё потому что большое количество еды вызывает лень и слабость.
Также насыщенное, плотное питание лишает пост своего смысла, так как его цель заключается в перенесении голода и лишений.
§ 4. Добровольные посты. Знай, что предпочтительность поста становится очевидной в днях, имеющих особое превосходство. Некоторые из этих предпочтительных для поста дней повторяются ежегодно, – такие как шесть дней месяца Шаууаль, что следует за Рамаданом; день ‘Арафа [5]; день ‘Ашура [6]; десять дней месяца Зуль-Хиджа; десять дней из Мухаррама. Другие повторяются ежемесячно, – такие как первый день месяца, серединный и последний, – кто поститься в них, тот поступает замечательно, а еще лучше поступает тот, кто поститься три «белых» дня (аййам аль-бид) [7].
К тем дням, что повторяются еженедельно, относят вторник и четверг.
Лучшие же добровольные посты – это посты Дауда, мир ему,
«который постился через день» [8].
В таком посте кроются три смысла:
1) Душа, в тот день, когда она не поститься, получает долю своего удовольствия (хазз), а в день поста – восполняет долю своего поклонения (та’аббуд), таким образом, соблюдается баланс между тем, что для неё и тем, что от неё (ма ля-ха ва ма ‘аляй-ха), а это справедливость (‘адлюн).
2) День приёма пищи – это день благодарности; день поста – это день терпения. Терпение и благодарность – это две половины веры.
3) Душе тяжело постоянно прилагать все свои силы, она склонна к смене состояний.
Теперь, что касается ежедневного, непрерывно поста (саум ад-дахру): ‘Умар, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, кто соблюдает пост постоянно, каждый день своей жизни, на что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил:
«[Это значит, что он] не постился и не разговлялся», – или: «… не поститься и не разговляется» [9].
Тут имеется в виду абсолютный, ежедневный пост, который охватывает также и те дни, поститься в которых запрещено. Что же касается ежедневного поста, который прерывается в праздничные дни [10] и в дни «ат-ташрик» [11], то в этом нет ничего плохого.
Так, Хишам б. ‘Урва, да помилует его Аллах, сообщил, что его отец постился ежедневно, также поступала и ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, а Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Абу Тальха, после [смерти] Посланника Аллаха, мир ему и благословение, постился ежедневно [в течение] сорока лет».
Знай! Из доли проницательности – понимание смысла поста и возложение на себя посильной ноши.
Ибн Мас’уд обычно мало постился, об этом он говорил:
«Когда я постился, я ослабевал для молитвы, а молитве я отдаю большее предпочтение, нежели посту». Некоторые, во время поста теряли силы для чтения Корана, поэтому, чтобы набрать сил для чтения, они часто не соблюдали пост.
В общем, каждый человек лучше кого бы то ни было знает о том, что ему больше подходит.
Ибн Кудама аль-Макдиси«Мухтасар минхадж аль-касыдин»
http://www.alforqaan.net/library/bviewer.asp?fId=190&lang=Ar
--------------------------
[1] хадис согласован аль-Бухари и Муслимом (муттафак ‘аляй-хи). [2] такой же хадис. [3] аль-Бухари. [4] ат-Тирмизи, Ибн Маджах и др., а аль-Альбани подтверждает его достоверность в «Джами’ ат-Тирмизи» (№ 2380). [5] 9-й день месяца Зуль-Хиджа. [6] 10-й день месяца Мухаррам. [7] белые дни – это 13, 14 и 15 дни каждого месяца. [8] аль-Бухари, Муслим и др. [9] Муслим. [10] Праздник разговения (‘Ид аль-Фитр) первого Шавваля и праздник жертвоприношений (‘Ид аль-Адха) десятого Зуль-Хиджа. [11] три дня, следующие за днём жертвоприношений.