Признание величия и высокой степени сподвижников – постулат, признанный имамами общины. Причем это касается и тех сподвижников, общение которых с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, было коротким.
Имам Бадруддин аз-Заракши
[1], да помилует его Аллах, сказал: «Большинство учёных считают, что сподвижник (сахиб) — это человек, который встречался с нашим господином Мухаммадом,
да благословит его Аллах и приветствует, будучи верующим, и провёл в его обществе какое-то время, пусть и недолгое, и неважно, передавал он от него что-нибудь или нет, потому что на это указывает значение этого слова в арабском языке, хотя в обычаях людей этим словом обозначают человека, который сопровождает кого-то и состоит с ним в дружбе долгое время… Большинство знатоков основ религии придерживаются такого мнения. Что же касается ахль аль-хадис, то они дают сподвижникам более широкое определение, основываясь на высоте положения Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует»[2].Имам ас-Субки
[3] сказал: «Сподвижник — это каждый, кто видел Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, будучи мусульманином. Говорят также, что это человек, который много общался с Пророком,
да благословит его Аллах и приветствует. Однако правильной является первая версия, учитывая, что быть сподвижником — великая честь, потому что увидеть Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, — великое событие. Даже встреча с праведником производит на человека огромное впечатление. А что можно сказать о встрече с господином праведников? Если мусульманин хотя бы в течение нескольких мгновений видел Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, сердце его настраивается на следование прямым путём, потому что, будучи мусульманином, он уже внутренне готов к принятию прямого пути, а когда он видит этот великий свет, он оставляет след в его сердце и оказывает влияние на органы его тела»
[4].
Имам аль – ‘Айни сказал «Здесь восхваляется мускус, неразрывно связанный с чистотой, а также сподвижники, поскольку их собеседником был сам Посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому и говорят, что у сподвижников нет достоинства большего, нежели достоинство сподвижничества. Поэтому этих людей называли просто сподвижниками, хотя кроме этого они были ещё и учёными, щедрыми, благородными и храбрыми людьми, и так далее, то есть у них было много других достоинств»
[5].
Ибн ‘Аллян ад-Димашкы сказал: «Тот, кто стал сподвижником, увидев Посланника Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, хотя бы раз в жизни, лучше всех тех, кто придёт после него, и с достоинством сподвижничества не сравнится ни одно дело. Они сказали: “Это милость Аллаха, которую Он дарует кому пожелает”»
[6].
Имам аль-Куртуби в своем тафсире писал: «Это свидетельствует о том, что первые представители этой общины лучше тех, которые пришли после них. Таково мнение большинства учёных. Тот, кто стал сподвижником увидев Посланника Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, хотя бы раз в жизни, лучше всех тех, кто придёт после него, и с достоинством сподвижничества не сравнится ни одно дело»
[7].
Ваки‘ сообщил: «Я слышал, как Суфьян, по поводу слов Всевышнего:
«Скажи: «Вся хвала принадлежит Аллаху и мир рабам Его, которых Он избрал»[8] говорил: «Здесь речь идет о сподвижниках Мухаммада,
да благословит его Аллах и приветствует»
[9].
Эта избранность не постижима умом и не поддается воображению, следовательно, сравнение кого-либо со сподвижниками неуместно, какими бы ни были его деяния.
Большинство ученых единодушны в том, что степень сподвижников не может быть достигнута путем совершения благих деяний, потому что они видели посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Что же касается тех сподвижников, которые не только видели Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, а еще и защищали его, совершили к нему хиджру, оказали ему поддержку, стояли на страже его шариата, приняв его и передав последующим поколениям, то с их деяниями не сравнятся деяния никого из пришедших позже.
Они опередили в благих деяниях других, и поэтому всякий раз, когда кто-либо из пришедших после них, совершает подобные деяния, они получают награду, равную той, которую получают сами совершающие. Таким образом, непревзойденность их достоинств очевидна
[10].
Ан-Навави сказал: «Нахождение рядом с Пророком,
да благословит его Аллах и приветствует, даже одно мгновение – это достоинство, с которым не сравнится никакое деяние и которое не достигается ничем. Превосходство здесь не определяется сравнением. Это милость Аллаха, которую Он дает, кому пожелает»
[11].
Кроме того, внутренняя чистота сподвижников удостоилась похвалы Всевышнего Аллаха, знающего, что таят сердца, как сказано в аяте:
«Аллах знал, что у них в сердцах»[12]. Он сообщил о принятии их покаяния (
«Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров»[13]), о Своем довольстве ими (
«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом») и т.п. Всех этих похвальных отзывов удостоились лишь сподвижники и никто больше после них.
Хвалебные высказывания благочестивых предшественников, последователей и ученых в адрес сподвижниковВысказывания праведных предшественников изобилуют похвалой в адрес сподвижников,
да будет доволен Аллах ими всеми. В них указывается на их добрые качества, доблестный жизненный путь, благочестивые нравы и праведные дела, посредством которых они заслужили честь быть сподвижниками и помощниками лучшего из творений – Мухаммада,
да благословит его Аллах и приветствует. Вот лишь некоторые цитаты.
Великий сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Поистине, Аллах взглянул на сердца рабов и найдя сердце Мухаммада наилучшим, избрал его для Себя и отправил его со Своим посланием. Затем Он взглянул на сердца остальных Своих рабов и найдя сердца сподвижников Мухаммада лучшими из сердец творений, сделал их помощниками Своего Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, сражающимися за его религию. Что мусульмане считают благом, то и у Аллаха – благо, а что они считают злом, то и у Аллаха – зло».
[14]Другой великий сподвижник, ‘Абдуллах ибн ‘Умар,
да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто желает следовать за кем-либо, пусть следует за теми, кто уже умер, то есть за сподвижниками Мухаммада. Они были лучшими в этой умме, обладали самыми праведными сердцами, наиболее глубокими знаниями и наивеличайшей простотой – это люди, избранные Аллахом для сопутствования Его пророку и передачи Его религии. Перенимайте их нравы и методы! Ведь они – сподвижники Мухаммада – были на прямой стезе. Клянусь Господом Каабы!».
[15]Книжник уммы, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас,
да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине Аллах,
да возвысится слава Его и да святятся Его имена, почтил Своего Пророка Мухаммада особо, наделив его сподвижниками, которые предпочли его самим себе и своему имуществу и ничего не жалели для него.
Аллах, описывая их в Своей Книге, сказал:
«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду».
[16] Сподвижники несли знамя этой религии и усердствовали для мусульман, вследствие чего утвердилась религия Аллаха и окончательно обозначились ее пути и вехи. С их помощью Аллах унизил многобожие и уничтожил его основы и столпы. Слово Аллаха стало превыше всего, а слово тех, которые не веровали, нижайшим. Да пребудут благословения Аллаха, Его милость и благодать над их чистыми и возвышенными душами! При жизни они были святыми угодниками, а после смерти остались живы. Они были полны искренней доброжелательности к рабам Аллаха, перебрались в загробную жизнь до того, как достигли ее, и оставили дольний мир, не покидая его».
[17]Четвертый праведный халиф, ‘Али,
да будет доволен им Аллах, сказал: «Сподвижники – светильники прямого пути, посредством которых Аллах выявляет всякую темную смуту. Вскоре Он введет их в Свою милость. Они не распространяют семена порока и лишены черствости и лицемерия».
[18]Имам Муслим передал с иснадом от Хасана аль-Басри сообщение о том, что ‘Аиз ибн ‘Амр, один из сподвижников Посланника Аллаха, вошел к ‘Убайдуллаху ибн Зийаду и сказал: «О сынок, я слышал, как Посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
“Поистине, худшие из пастырей – тираны”. Остерегайся стать им». ‘Убайдуллах ответил: «Сядь! Ведь ты принадлежишь всего лишь к очисткам сподвижников Мухаммада!» На это ‘Аиз возразил: «Разве среди них были очистки?! Очистки появились после них и не из их среды!».
[19]Эти слова ‘Аиза ибн ‘Амра красноречивы и правдивы. С ними согласен каждый мусульманин, ведь все сподвижники Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, являются лучшими из людей, господами этой уммы и, безусловно, превосходят тех, кто пришел после них. Все они благочестивы и служат образцом для остальных. Среди них не было очистков. Нарушения возникли со стороны пришедших позднее. Это среди них появились очистки.
[20]Ас-Суюти упоминает такое сообщение Абу Сахра Хумайда ибн Зийада: «Я попросил Мухаммада ибн Ка‘ба аль-Курази рассказать мне о сподвижниках Посланника и произошедшей смуте. Он сказал: “Аллах простил всем сподвижникам Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил в Своей книге, что они обязательно войдут в Рай, каковы бы ни были их деяния». Я спросил: “А в каком месте Своей Книги Аллах сообщает об этом?” Он ответил: “Разве ты не читал слова: «
Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние».
[21] Он обещал всем сподвижникам непременное вхождение в Рай и Свое довольство, а их последователям поставил условие, которое не поставил им”. “А что это за условие?” – спросил я. Он сказал: “Это условие состоит в их обязанности следовать за сподвижниками в благочестии, то есть подражать им в их добрых делах».
Рассказав это, Абу Сахр добавил: «Услышав этот аят от Мухаммада ибн Ка‘ба, я ощутил, что не читал его никогда раньше и не понимал его смысл».
[22]Сообщается, что какой-то человек сказал Хасану аль-Басри
[23]: «Поведай нам о качествах сподвижников Посланника Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует». Он заплакал и сказал: «В них проявились качества добра, благообразия, приверженности прямому пути и правдивости. Они носили грубую одежду, ибо были умеренны. Их походка была скромна, слова соответствовали делам. Они вкушали благое и пили благое, были покорны Всевышнему Господу, подчинялись истине вне зависимости от того, желанно им было это или тягостно, и выполняли обязанности. Постились днями и имели худые тела. Пренебрегали недовольством творений в угоду Творцу, не излишествовали в гневе, не поступали несправедливо и не переступали приказанного Всевышним Аллахом в Коране. Занимали свои языки поминанием Господа, отдавали свои жизни, когда Аллах требовал от них оказания помощи религии, и жертвовали имуществом, когда Он призывал их дать Ему заем. Страх перед творениями не был для них преградой. Они обладали благими нравами, скромными потребностями, довольствовались в земной жизни малым, ожидая жизни вечной».
[24]От Катады ибн Ди‘амы ас-Садуси
[25] приводится такое высказывание: «Из тех, кому ты веришь, этого наиболее заслуживают сподвижники Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, которых Аллах избрал для сопровождения Своего Пророка
, да благословит его Аллах и приветствует, и утверждения Его религии».
[26]Аййуб ас-Сахтийани
[27] сказал: «Кто будет отзываться о сподвижниках хорошо – убережется от лицемерия».
[28]Имаму аль-Музни, ученику имама аш-Шафи‘и, принадлежат следующие слова о сподвижниках: «Мы искренне любим каждого из них в той мере, которую установил для них Аллах, и сообразно тому, что сказано об их достоинствах, заслугах и благих деяниях. Мы воздерживаемся от обсуждения того, что произошло между ними. Они – лучшие из людей после их Пророка
, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний довольствовался ими для роли соратников Его посланника и создал их, чтобы сделать помощниками Своей религии. Они – имамы веры и крупнейшие личности Ислама. Да пребудет милость Аллаха над всеми ними!».
[29]Аль-Музни сообщает о том, что данные убеждения единодушно принимаются всеми учеными. Он говорит: «В правильности указанной позиции в словах и действиях были единодушно убеждены все имамы прямого пути из числа предшественников. При помощи Всевышнего Аллаха последователи
(ат-таби‘
ун) ухватились за эти принципы. Они отстранились от обременения себя тем от чего были упасены, и были направлены Аллахом на верный путь. Они не отвратились, проявив небрежение, от следования сподвижникам и в то же время не преступили грань в сторону чрезмерного почитания. Мы верим в Аллаха, уповаем на Него и стремимся к Нему, следуя по стопам праведных предшественников».
[30]Имам Абу Ханифа сказал: «Каждого из сподвижников Посланника,
да благословит его Аллах и приветствует,
мы поминаем не иначе, как добрым словом».
Он также сказал: «Их нахождение рядом с Посланником Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, в течение часа лучше, чем дела кого-либо из нас, совершаемые в течение всей жизни, пусть даже долгой».
Есть еще множество других высказываний ученых, указывающих на достоинства всех сподвижников в целом, заключающиеся в тех праведных делах, которые они совершили, и в выпавшей им чести сопровождать Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует.
[31]Поскольку хвалебных высказываний имамов – основоположников четырех мазхабов – и их последователей в адрес сподвижников Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, очень много, мы посчитали необходимым указать как можно больше источников, посвященных этой теме, чтобы читатель смог ясно представить, насколько велико было желание ученых отзываться с похвалой о сподвижниках и насколько очевидным было понимание ими статуса и роли оных.
[32]Из вышеупомянутых аятов Корана, пророческих хадисов и высказываний праведных предшественников, повествующих об общих достоинствах сподвижников, следует, что долг каждого мусульманина – подчиниться утверждению о признании их достоинств. Мусульманин обязан быть твердо убежден в том, что они – лучшие представители этой уммы после пророков. Тот, кто не признает этого или сомневается, должен исправить свое мнение и обратиться с покаянием к Аллаху. Иначе это будет означать неприятие им слов Аллаха и Его Посланника. А кто считает неверным сказанное Аллахом и Его Посланником, тот непричастен к Исламу.
Недозволенность умаления достоинств кого-либо из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.Всевышний сказал:
«Воистину, тех, которые поносят Аллаха и Его Посланника, Аллах проклял в этом мире и в Последней жизни и уготовил им унизительные мучения».[33]Причинение обиды Посланнику,
да благословит его Аллах и приветствует, включает всякую обиду, нанесенную как словом, так и делом. Сюда входят поношение, порицание, умаление достоинств его или его религии и все, что может, так или иначе, доставить ему неприятность. К числу недопустимых проявлений, обижающих Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, относится и порочение его сподвижников. Посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что причинение обиды его сподвижникам является причинением обиды ему, а кто обидел его, тот причинил обиду Аллаху.
[34]В другом аяте Господь говорит:
«А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха».[35]Запрет поносить верующих мужчин и женщин, приписывая им то, к чему они непричастны и чего не совершали, является, прежде всего, запретом на поношение сподвижников Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, потому что именно к ним Аллах обращался со словами: «
О вы, которые уверовали!».
Пречистая Сунна также указывает на запрещение поносить сподвижников и умалять их достоинства. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,
строго предостерег от подобного соблазна, ведь эти люди избраны Всевышним Аллахом для того, чтобы быть соратниками Его Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, распространять Его религию и возвышать Его слово. В любви к Пророку,
да благословит его Аллах и приветствует, они достигли вершины, были его помощниками и товарищами, защищали его, боролись и сражались ради утверждения религии Аллаха на земле, пока она не достигла различных уголков света и не дошла в своем полном виде до последующих поколений.
Существует немало хадисов, указывающих на запрещение их поносить. В частности, хадис, приведенный обоими шейхами в их «Сахихах», со слов Абу Са‘ида аль-Худри, который сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не поносите моих сподвижников, ибо, даже если любой из вас потратит (на пути Аллаха) столько золота, сколько весит гора Ухуд, это не сравнится ни с муддом, ни с половиной мудда, пожертвованного любым из них!».[36]Этот хадис предостерегает от поношения сподвижников Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, и ясно указывает на категорическую недозволенность подобного мерзкого деяния. Некоторые ученые причисляют поношение сподвижников к самым тяжким грехам
[37].
Благородный сподвижник Са‘ид ибн Зейд ибн ‘Амр
[38], один из десяти обрадованных Раем, услышав, как житель Куфы ругает одного из сподвижников Посланника Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, одно сражение, в котором участвовал человек вместе с Посланником Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, запылив лицо своё, лучше дел любого из вас, даже если он проживёт так же долго, как Нух
(мир ему)»
[39].
От ибн ‘Аббаса,
да будет доволен Аллах им и его отцом, передано, что Пророк,
да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто станет поносить моих сподвижников, на том проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!».[40]‘Абдуллах ибн Мас‘уд сообщил, что Пророк,
да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда поминаются мои сподвижники, молчите».[41]Эти и другие ясные хадисы запрещают порочить сподвижников Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует. И мусульманину надлежит остерегаться любых недоброжелательных слов в их адрес. Имам аз-Захаби, в своей книге «Аль-кабаир», перечислил все грехи, относящиеся к великим, и упомянул среди них порочение сподвижников.
[42]Многочисленны и многообразны высказывания праведных предшественников и имамов по поводу недозволенности порочения сподвижников Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, и необходимости порицания и наказания тех, кто смеет злословить о них.
От Джабира ибн ‘Абдуллаха передают сообщение о том, что когда ‘Аише рассказали о том, что люди клевещут на сподвижников Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, даже на Абу Бакра и ‘Умара, она сказала: «
А что вас удивляет? Их деяния прекратились, но Аллах пожелал, чтобы не прекращалось получение ими вознаграждения».
[43]Сообщается также, что ‘Аиша,
да будет доволен ею Аллах, сказала: «Им было приказано просить для сподвижников Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, прощения, а они вместо этого порочат их».
[44]Ибн ‘Умар,
да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Не поносите сподвижников Мухаммада,
да благословит его Аллах и приветствует. Один час, проведенный ими с Пророком,
да благословит его Аллах и приветствует, лучше деяний любого из вас, совершаемых на протяжении всей жизни его».
[45]Он также сказал: «Не поносите сподвижников Мухаммада,
да благословит его Аллах и приветствует, ведь Аллах приказал просить для них прощения, зная, что они будут сражаться друг с другом».
[46]От Са‘ида ибн ‘Абд ар-Рахмана ибн Абу Абза передают высказывание: «Я спросил своего отца: “Как, по-твоему, следует поступить с человеком, поносящим Абу Бакра?” Он сказал: “Его казнят”.
[47] “А если (он поносит) ‘Умара?” – вновь спросил я. “Его казнят” – ответил отец».
[48]Малик ибн Анас сказал: «Тот, кто поносит кого-либо из сподвижников Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует,
будь то халифы, Му‘авия или ‘Амр ибн аль-‘Ас, и говорит: «Все они пребывали в заблуждении и неверии», предается смертной казни. Тот же, кто заявляет, что поношение сподвижников – то же самое, что поношение других людей, подвергается сильному наказанию».
[49]‘Абд ар-Рахман
ибн ‘Амр аль-Авза‘и сказал: «Кто поносит Абу Бакра ас-Сиддика,
да будет доволен им Аллах,тот отступил от веры, и его жизнь перестала быть неприкосновенной».
[50]Малика ибн Анаса спросили: «Кто есть презренные?». «Те, кто поносят сподвижников» – ответил он.
[51]Бишр ибн аль-Харис не разговаривал с Сулейманом ибн Харбом из-за того, что тот однажды нелестно отозвался о Му‘авии.
[52]Имам Харб, соратник имама Ахмада, в своей книге «Аль-Масаиль» сказал: «Говоря обо всех сподвижниках, надлежит вспоминать их прекрасные качества и воздерживаться от обсуждения их проступков, связанных с произошедшим между ними. Тот, кто поносит всех сподвижников или кого-либо из них, умаляет их достоинство, порочит их или хулит, есть мерзкий еретик, рафидит, враждебный Исламу. Аллах не примет от него никаких деяний. Напротив, любовь к сподвижникам – сунна, а молитва за них – деяние благочестия. Следование за ними – способ приблизиться к Аллаху и честь. Лучшие представители этой общины после Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, – Абу Бакр, затем ‘Умар, затем ‘Усман, затем ‘Али. Эти четверо являются праведными халифами, которых направлял Аллах. Лучшими людьми после них являются остальные сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Никому не дозволено упоминать что-либо из их недостатков или чернить кого-либо из них. Правитель обязан подвергнуть взысканию и наказанию всякого, кто посмеет совершить подобное, и не имеет права простить его. Правителю надлежит наказать преступника и потребовать у него раскаяния. Если он раскается, то следует принять его покаяние, если же нет, – вновь подвергнуть его наказанию и держать в заточении до тех пор, пока он не умрет или не раскается».
[53]Имам Абу Ну‘айм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Доискиваться до ошибок сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и их промахов и припоминать то, что было совершено ими в минуты гнева и чувственного порыва, может только отвращенный от веры».
[54]Имам ан-Навави сказал: «Да будет тебе известно, что поношение сподвижников запрещено и является мерзостным грехом. Не имеет значения при этом, участвовал ли тот или иной сподвижник в имевших место размолвках или нет, потому что каждый из тех, кто принял участие в произошедших военных конфликтах, руководствовался своим религиозным заключением, к которому пришел в результате искреннего и усердного поиска
(иджтихад). Аль-Кади сказал: «Поношение кого-нибудь из сподвижников относится к величайшим грехам. Такой человек, согласно нашему мазхабу и, по мнению большинства ученых, должен быть подвергнут наказанию, хотя и не убивается. Некоторые же маликиты считают, что он должен быть казнен».
[55]Шейхуль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Мы разделим ответ на вопрос о поношении сподвижников на два пункта:
1. Суждение об их поношении вообще;
2. Подробности законоположений, связанных с их поношением.
Что касается первого пункта, то следует сказать, что поношение сподвижников Посланника Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, запрещено Кораном и Сунной. Доводом из Корана являются слова Аллаха:
«Не злословьте друг о друге», поскольку тот, кто ругает сподвижников, по меньшей мере, совершает злословие. Также Всевышний говорит:
«Горе всякому хулителю злословящему».[56]Далее, Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, приводит ряд доводов из Корана и Сунны, указывающих на запрет поношения сподвижников Пророка,
да благословит его Аллах и приветствует, и упоминает наказание, предусмотренное для хулящего. После этого он перечисляет доводы тех ученых, которые считают, что совершающий подобное подвергается взысканию, но не смертной казни. Затем говорит о том, что кто злословит на сподвижников, тот порочит самого Посланника Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, и разбирает этот вопрос очень подробно, вследствие чего приведение здесь его слов полностью не представляется возможным.
Затем он говорит: «Если некто нелестно отзывается о сподвижниках, но при этом не подвергает сомнению их справедливость, правдивость и набожность, говоря, к примеру, о скупости кого-либо из них или недостаточности знаний, отсутствии аскетизма и тому подобном, то в таком случае он заслуживает взыскания. Его наказывают, но совершенное им не является основанием для объявления его неверным. Именно этот случай подразумевают ученые, говорящие о том, что порицающие сподвижников не являются неверными. Но если человек проклинает и чернит сподвижников вообще, то здесь среди ученых есть разногласия, так как источником проклятия может быть ненависть, а могут быть убеждения».
[57]Ибн Касир сказал: «Ряд ученых считает тех, кто ругает сподвижников, неверными. В частности, передано, что это мнение разделял Малик ибн Анас,
да смилуется над ним Аллах. Мухаммад ибн Сирин говорил: «Не думаю, что кто-либо может ненавидеть Абу Бакра и ‘Умара и любить при этом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
[58]Продолжение по воле Всевышнего Аллаха следует…
Следующая тема: «Все сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, добросовестны».
Абу Умар Салим аль-Газзи
[1] Мухаммад ибн Бухадир ибн ‘Абдуллах Абу ‘Абдуллах аз-Заракши аш-Шафи‘и, факых, знаток основ религии и мухаддис. Среди его сочинений — «Аль-бахр аль-мухит» и «Шарх джами‘ аль-джавами‘». Умер в 794 году от хиджры. Его биографию можно найти в «Шазарат аз-захаб», т. 6, с. 335.
[2] «Аль-бахр аль-мухит», т. 4, с. 301, 349.
[3] Имам, факых, мухаддис, знаток основ религии ‘Али ибн ‘Абду-ль-Кафи ибн Йусуф. Умер в 756 году от хиджры. Его биографию можно найти у Ибн Касира, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», т. 14, с. 195.
[4] «Аль-ибтихадж фи шарх аль-минхадж», т. 1, с. 15.
[5] Аль-‘Айни. «‘Умдат аль-кари», т. 16, с. 72.
[6] Ибн ‘Аллян ад-Димашкы, «Далиль аль-фалихин иля турук рийад ас-салихин», т. 6, с. 358.
[7] Аль-Куртуби, «Ат-тафсир», т. 4, с. 171.
[8] Сура 16 «Ан-Нахль» («Пчелы»), аят 59.
[9] Ат-Табари, т. 20, с. 3; издание «Дар аль-Ма‘рифа». Ибн Касир, т. 3, с. 369; Издание «Дар аль-Ма‘рифа».
[10] Ибн Хаджар, «Фатхуль-Бари», т.7, с. 7.
[11] «Шарх сахих Муслим», т. 3, с.132.
[12] Сура 48 «Аль-Фатх» («Победа»), аят 18.
[13] Сура 9 «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 117.
[14] «Муснад имам Ахмад», т. 1, с. 379, аль-Хаким, и назвал его хорошим, с ним согласился имам аз-Захаби, Шейх аль-Албани назвал это сообщение хорошим хадисом маукуф. см «Шарх ат-тахавиййа», с. 470, сноска № (672).
[15] Абу Ну‘айм, «Хильят аль-Аулия», т. 1, с. 305 – 306; Ибн Таймийя, «Минхадж ас-сунна ан-набавиййа», т. 1, с. 166.
[16] Сура 48 «аль-Фатх» («Победа»), аят 29.
[17] Аль-Мас‘уди, «Мурудж аз-захаб», т. 3, с. 75.
[18] Абу Ну‘айм, «Хильят аль-Аулия», т. 1, с. 77; и ибн Касир, «Аль-Бидая ва-н-нихая», т. 7, с. 8.
[19] «Сахих имама Муслим», т. 3, с. 1461. хадис № (1830).
[20] Ан-Навави, «Шарх Сахих имама Муслим», т. 12, с. 216.
[21] Сура 9 «ат-Тауба» («Покаяние»), аят 100.
[22] Ас-Суюти, «Ад-дурр аль-мансур», т. 4, с. 272.
[23] Хасан ибн Йасар аль-Басри Абу Са‘ид (21-110 х. / 642-728 г.) – последователь сподвижников, был имамом Басры и книжником уммы в свое время. Один из красноречивых и бесстрашных ученых-факихов, много поклонявшихся Аллаху. Родился в Медине, рос возле ‘Али ибн Абу Талиба. При правлении Му‘авии, ар-Раби‘ ибн Зийад – наместник Хорасана – назначил его писарем. Обладал огромным авторитетом. Входил к наместникам не страшась упрека, повелевая и запрещая им. Жил и умер в Басре.
[24] Абу Ну‘айм, «Хильят аль-Аулия», т. 2, с. 150.
[25] Катада ибн Ди‘ама ибн Катада ибн ‘Азиз Абу аль-Хаттаб ас-Садуси аль-Басри (61-118 х. / 680-736 г.) – толкователь Корана, знаток хадисов. Был незрячим. Умер в Васите от чумы.
[26] «Муснад имам Ахмад», т. 3, с. 134.
[27] Аййуб ибн Абу Тамима Кайсан ас-Сахтийани аль-Басри Абу Бакр (66-131 х. / 685-748 г.) – наиболее выдающийся знаток фикха своего времени, последователь. Набожный аскет. Знаток хадисов. От него приводится около 800 хадисов.
[28] Ибн Касир, «Аль-бидая ва ан-нихая», т. 8, с. 13.
[29] Эти слова приводятся в послании имама под названием «Шарх ас-сунна», в котором разъясняются догматы вероучения Ахлю ас-Сунна ва аль-Джама‘а.
[30] Тот же источник.
[31] Для того, чтобы прочитать эти высказывания, следует обратиться, например, к таким книгам, как «Джами‘ байан аль-‘ильм» шейха Абу аль-Ашбаля аз-Зухри (290 – 304), Ибн Са‘да, «Ат-Табакат аль-Кубра», т. 2, с. 342 – 343. и «Хильят аль-Аулия», т. 1, с. 84 – 85.
[32] С целью получения большей информации читателю следует обратиться к следующим источникам: «Аль-‘акида ат-тахавиййа ма‘а шархиха», с. 528, 531 – 532. Аль-Багави в «Шарх ас-сунна», т. 1 с. 229. Аль-Байхаки в «Манакиб аш-Шафи‘и», т. 1, с. 442 – 443. Ибн аль-Каийм в «А‘лям аль-мувакки‘ин», т. 1, с. 79, 80, 82. Абу Йала в «Табакат аль-ханабиля», т. 1, с. 30. Имам Ахмад в «Ас-сунна», с. 17. Ибн Абд аль-Барр в «Джами‘ байан аль-‘илмь ва фадлих», т. 2, с. 227. Ибн Абу Хатима в «Аль-джарх ва-т-та‘диль», т. 1, с. 7 – 8. Трактат Абу Зайда аль-Кайрувани с его разъяснением в «Такриб аль-ма‘ани», с. 22 – 23. Ас-Сабуни в «‘Акида ас-саляф асхаб аль-хадис» шестой трактат ас-Сабуни в сборнике «Ар-раса‘иль аль-мунириййа», т. 1, с. 129. Мухаммад Халиль Харрас в «Шарх аль-‘акида аль-васитиййа», с. 142 – 151, и другим книгам.
[33] Сура 33 «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 57.
[34] Имам Ахмад, «Муснад», т. 4, с. 87, Ас-Са‘ади в «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», т. 6, с. 121.
[35] Сура 33 «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 58.
[36] «Сахих аль-Бухари», хадис № (3673), «Сахих имама Муслим», хадис № (2540).
[37] Ан-Навави, «Шарх Сахих имама Муслим», т. 16, с. 93.
[38] См. «Аль-истиаб», т. 2, с. 614, № 982, «Аль-исаба», (2/44), № 3271.
[39] Ахмад, «Муснад», т. 1, с. 108. Абу Дауд, № (4650). Ахмад Шакир назвал его иснад безупречным в своих комментариях к «Муснаду», т. 3, с. 108.
[40] Ас-Суюти, «Аль-джами‘ ас-сагир». Аль-Албани назвал иснад этого хадиса хорошим в «Сахих аль-джами‘», хадис № (6285).
[41] Аль-Хайсами, «Маджма‘ аз-зава‘ид», т. 7, с. 294, (11850). Иснад этого хадиса аль-Албани назвал достоверным в «Сахих аль-джами‘», хадис № (545).
[42] Аз-Захаби, «Аль-кабаир», с. 233 – 237.
[43] Ибн аль-Асир, «Джами‘ аль-усуль», т. 9, с. 408 – 409.
[44] «Сахих имама Муслим», т. 4, с. 2317. хадис, № (3022).
[45] «Сунан ибн Ма