Ростовщичество (الربا) в 6-ти категориях товаров
Отрывок из пятничной пророведи шейха Мухаммада Салиха ибн Усеймина:
"Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал:
«Обмен (продажа) золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, фиников на финики, соли на соль должен быть одинаковым к одинаковому и равным к равному из рук в руки. Если же будут разниться эти категории, то продавайте как пожелаете, если будет происходить из рук в руки» (Муслим 1587)
В этом хадисе посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пояснил, что не дозволено продавать золото за золото, кроме как при соблюдении двух условий:
Первое – чтобы они были равны в весе, чтобы не перевешивало одно другое
Второе – чтобы это было из рук в руки, то есть, чтобы каждый из сторон вручил другой стороне то что он обменивает, до того как они разойдутся.
Если же при продаже одной категории одно будет больше другого, то это ростовщичество, и эта сделка запретна и недействительна
Так же если стороны разойдутся, до того, как каждая из сторон возьмет свое, то сделка недействительна и это запретное ростовщичество.
И так же происходит, если продажа производится серебра за серебро или пшеницы за пшеницу или ячменя за ячмень, или фиников за финики, или соли за соль. И при этом необходимо чтобы соблюдались эти два условия: одинаковость и взятие.
И если кто-то продаст один са‘ пшеницы за один с лишним са‘а пшеницы то это будет ростовщичеством даже если они будут равны по цене.
И опираясь на это, если будет у одной из женщин драгоценное изделие (из золота) и пожелает она обменяться с другой женщиной на ее драгоценности, то это не дозволено, кроме как будут взвешены драгоценности каждой из них и будут они равны по весу, а так же чтобы каждая из них забрала обменянную драноценность.
Если же продается золото за серебро, то нет условия, чтобы они были одинакового веса, однако есть условие, чтобы каждый забрал свое до того как они разойдутся.
И если продается золотое украшение за дирхемы, то стороны обязаны забрать каждый свое, то есть, чтобы забрал продавец сумму полностью, а покупатель товар полностью.
И если кто-то продал два золотых браслета за двести риалов – и каждый из браслетов стоит по сто риалов - и покупатель отдал сто риалов и взял оба браслета и сказал, что принесет остальную часть через короткое время. То эта сделка запрещена для них обоих и она действительна только в отношении одного браслета и недействительна в отношении другого браслета, цену которого он не взял. Эта сделка недействительна, так как действительность сделки обусловлена тем чтобы сумма за товар была взята полностью и сам товар был взят полностью при заключении сделки (до того как расстанутся покупатель и продавец).
И до меня дошло что ювелиры и продавцы драгоценностей (урашений) продают украшения за дирхемы и не берут сумму за товар сразу. Это запрещено для них и запрещено это для покупателя и это из ростовщичества, которое проклял пророк, мир ему и благословения Аллаха, того кто совершает его. И я думаю что некоторые из них не знают о шариатском положении своих сделок. А иначе, не думаю я, что тот кто верит в Аллаха и Судный день, зная что это ростовщичество, будет заниматься этим. Тем более что забирая каждый свое они обезопасят себя от ростовщичества, а так же в этом выгода для них обоих, когда продавец может использовать вырученную сумму и обезопасит себя от затягивания с выплатой со стороны покупателя, или его забывчивости или же его банкротства и неплатежеспособности. Также и покупатель избавиться от того, чтобы быть должным, и от требований вернуть долг.
И удивительно, что ювелиры и торговцы украшениями не используют это шариатское положение, несмотря на то, что это оно во благо для них же. То есть, некоторые не используют это положение во благо для себя. Почему к примеру не напишет у себя в магазине, что отсрочка с расплатой не дозволена, чтобы покупатель сразу же отдавал цену товара и чтобы его купля-продажа шли в соответсвии с шариатом.
Он может сказать, что если он обяжет покупателей расплатой за товар на месте, то они могут отказаться от покупки. Однако мы скажем ему, что это из деяний шайтана и отклонение от праведных деяний. И если ты будешь бояться Аллаха, и откажешься от продажи золота, кроме как расплаты на месте, то ты делая это убоялся Аллаха, а Аллах говорит:
وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مَخْرَجًا وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لا يَحْتَسِبُ
«А тому, кто будет бояться Аллаха, Он даст выход, и наделит его оттуда, откуда он и не ждал» (ат-Талякъ 2,3)
Также Аллах сказал:
وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مِنْ أَمْرِهِ يُسْرًا
«И кто будет бояться Аллаха, то Он облегчит его дела» (ат-Талякъ 4)
И не которые занимающиеся в данной области дают фатвы, говоря, что он не продает золото за серебро, однако продает золото за бумагу (деньги, чеки, облигации). Мы скажем ему, что это введение в заблуждение. Поистине эти бумаги были сделаны деньгами и ввели в оборот по постановлению правительства. И эти бумаги имеют такое же шариатское положение (хукм) как и то, заменой для чего их выпустили. И если они были сделаны заменой серебренных риалов, то положение этой бумаги такое же как и положение серебра. И каждый человек знает, что бумажные деньги, которые ходят в обращении, как бумага не имеет никакой ценности. Рынки переполнены обрезками бумаги, которые по размеру соответствуют размеру бумажных денег, и в то же время они не имеют никакой ценности, более того ими заполняют мусорные корзины, чтобы затем уничтожить их или сжечь. Что же касается бумажных купюр, то считаются с их ценой, с их номиналом для торговых сделок. И эти деньги переходят по наследству после смерти, и посредством этих купюр люди достигают желаемого при купле и продаже.
И до меня дошло, что некоторые торговцы золотом занимаются куплей-продажей посредством телефона или же телекса, когда связывается с ювелирными магазинами, и покупает у них какое-то количество граммов золота. А через некоторое время связываются с ним и просят его продать им то, что он купил из золота. И он распоряжается товаром до того, как забрал, более того до того как он (товар) перешел (к новому хозяину) и стал его имуществом. Или же покупает у него посредством телефона или телекса, после чего оправляет в его город не получив сумму стоимости товара в момент заключения сделки. И все это запрещенное явное ростовщичество.
Дозволенный же способ это когда ты уполномочиваешь кого-то, даешь ему нужную сумму, чтобы он купил и расплатился на месте, в момент купли-продажи с хозяином золота, а затем чтобы отправил тебе товар."
саляф форум
ссылка на оригинал http://www.ibnothaimeen.com/all/khotab/article_360.shtml