Хвала Аллаху, достойная Его величия и величия Его власти! Благословение и приветствия пророку Мухаммаду, посланному как милость для миров, его семье и всем его сподвижникам!
Язык – один из величайших благ, дарованных Аллахом, один из Его удивительно тонких творений. Он мал по своей величине, но велик в оказании пользы и вреда. Ведь невозможно отличить, предел послушания или ослушания иначе, как по свидетельству языка.
При помощи этого маленького органа человек изъявляет свои желания, выражает чувства, говорит о нужде, выступает в свою защиту и изливает душу. Посредством его он поддерживает беседу с собеседником и не даёт скучать спутнику. Язык – причина падения человека или его возвышения.
Нет предела применению языка, также как нет границ и предела его возможностям и областям применения. Язык может служить одинаково и во благо, и во вред. Он приводит к мучениям каждого, кто распустил язык. Того, кто не следил за языком и дал ему волю, шайтан завлечёт в свои ущелья, бросит его на край разваливающейся пропасти, чтоб вынудить его вступить в путь, ведущий к Аду. Люди будут ввергнуты лицами в Огонь только благодаря последствию своих речей. И уберечься от вреда, приносимого несдержанным языком, сможет лишь тот, кто обуздал его уздечкой шариата, то есть последовал ему.
Каждому мусульманину следует оберегать свой язык, произнося лишь речи, в которых есть явная польза для его мирской и Последней жизни. В случае, когда от произнесения слов или молчания будет одинаковая польза, лучше промолчать. Потому что порой дозволенная речь может привести к запретному или нежелательному в шариате действию, что зачастую и происходит. Потому обезопасить себя бесспорно лучше.
Есть два великих бедствия языка: бедствие речи и бедствие молчания. Каждое из этих бедствий в своё время может быть хуже, чем другое. Так, скрывший истину – это бессловесный шайтан, лицемер и заискивающий потворщик, если только его не остановил страх за свою жизнь. А изрекающий ложь - говорящий шайтан, ослушавшийся Аллаха.
Бедствия языка заключаются в следующих действиях: оплошность, ложь, хула (злословье), сплетни, лицемерие, непристойность, ханжество, хвастовство и обеление себя, ведении праздных разговоров, споры и пререкания, причинение людям страданий и посягание на их честь.
Молчание человека должно сопровождаться совокупностью энергичности и присутствием величавости. Также размышлением о величие Аллаха, Его поминанием и поклонением Ему. И главное - человек должен быть спасённым от ответственности за слова в этой и Последней жизни.
Верующий должен избегать всего, что было перечислено выше, ведь он непременно будет спрошен за всё и получит соответствующее воздаяние. Аллах Всевышний сказал:
مَّا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
(Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель.) (Коф, 18).
Он также сказал:
وَلَا تَقْفُ مَالَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ ۚ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَٰئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا
(Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу.) (Аль-Исра, 36).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит нечто благое или молчит»[1].
Одной из сторон красоты Ислама является отречение от всего, что не приносит человеку пользы. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Одним из качеств хорошего мусульманина является оставление то, от чего нет пользы»[2].
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен о причинах, по которым люди чаще всего попадают в Ад, он ответил: «Язык и половой орган»[3].
Вдумайся о серьёзности последствий этого дела, и какова может быть опасность слов, произносимых языком человека. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, раб Аллаха может сказать одно слово, не придавая этому значения, за что он опустится в Аду на расстояние, подобное расстоянию между востоком и западом»[4].
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах), как будто бы предвидя некоторые явления, присущие сегодняшнему дню, сказал:
«Поразительно, что человеку легко удается оберегать себя от употребления запретного, совершения несправедливости, прелюбодеяния, кражи, удерживать себя от распития спиртного, от взгляда на запретное и т.п. Но ему тяжело удерживать свой язык. Бывает, видишь человека, на которого указывают как на религиозного, аскетичного, занятого поклонением человека, но он произносит слова, вызывающие гнев Аллаха, и не обращает на это внимания. Сколь много видим мы людей, которые страшатся совершения непристойного и допущения несправедливости. Язык же их пускается в злословие о чести живых и мертвых, и не обращают они внимания на то, что говорят».
Ата ибн Абу Рабах (да помилует его Аллах)сказал:
«Те, которые были до вас, считали лишними все слова, кроме книги Аллаха, приказа к одобряемому и запрета от порицаемого, а также повседневных разговоров, без которых не обойтись. Разве вы отрицаете, что над вами есть хранители - благородные писцы (ангелы), сидящие справа и слева и записывающие деяния, стоит лишь произнести слово. Разве не будет совестно человеку в тот миг, когда развернут свиток с записями его дел, которые он совершал, и обнаружится, что там нет ничего из дел, приносящих пользу в Последний день?!»
Наиболее распространённой из болезней языка является хула. Хула – это слова, которыми ты поминаешь человека, и которые ему не понравятся, если они дойдут до него. И неважно, говоришь ли ты о недостатках его внешности, происхождении, характере, делах, словах, религии, о его имуществе и даже одежде, доме или машине.
По единогласному мнению учёных хула запретна. Кроме лишь тех случаев, когда это необходимо для пользы. Как, например, в науке исследования хадисов[5], при наставлении человека и т.д.
Аллах Всевышний сказал:
وَلَايَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا ۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ
(Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата) (Аль-Худжурат, 12).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил нам, что такое хула. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил людей: «Знаете ли вы что такое хула?» Сподвижники ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше!» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это поминание тобой твоего брата (за его спиной) тем, что ему не нравится». Один человек спросил: «А если то, что я скажу, и вправду есть у него?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если то, что ты сказал, и вправду есть у него, то ты совершил хулу, а если у него этого нет, тогда ты оклеветал его»[6].
Этими словами посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил нам разницу между хулой и клеветой. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указал, что возводить на человека ложь – это клевета. Наговаривать на человека запретно, является ли он мусульманином или неверующим, благочестивым или нечестивцем. Но измышление лжи на мусульманина - более страшный грех.
Хулой считается также и затрагивание чести мусульманина. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерёг от этого следующими словами: «Ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны для вас»[7].
В другом хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждому мусульманину запретны кровь, имущество и честь другого мусульманина»[8].
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах), описывая болезни душ и сердец, открытых для наущений шайтана,сказал: «Некоторые люди только и делают, что осуждают других, забывая о добрых делах представителей различных групп и национальностей, упоминая только об их недостатках. Такой человек подобен мухе, которая покидает здоровое место и садится на рану, а причина этого кроется в порочности душ и дурном нраве».
Остерегайся хулы, избегай злословья и не прислушивайся к нему. Ведь она, как сказал об этом Али ибн Хасан (да помилует его Аллах): «Приправа к словам людей ничтожных, подобных собакам».
Хула не сводится только к словам. К хуле также относятся намеки, знаки рукой, головой, глазами, а также надписи и все вещи, посредством которых можно передать смысл – все это включается в понятие хулы и является запретным.
Стремись всегда, о мусульманин, защищать честь брата в обществе людей, в собраниях, торжествах и т.д. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лицо того, кто защитит честь своего брата, Аллах защитит от Огня в День воскресения»[9].
Также распространены среди людей насмешки и издевательства над другими, что является запретным в Исламе. Аллах Всевышний сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِّن قَوْمٍ عَسَىٰ أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ وَلَا نِسَاءٌ مِّن نِّسَاءٍ عَسَىٰ أَن يَكُنَّ خَيْرًا مِّنْهُنَّ
(О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. ) (Аль-Худжурат, 11).
Издевательства – это глумление над людьми, их унижение или указывание на их недостатки или пороки, что может выражаться в словах или делах, или даже в знаках.
Самый худший вид насмешек – это насмешки над Исламом и его последователями. Тяжесть такого поступка очень велика. Учёные едины в том мнении, что насмешки над Аллахом, Его религией и Его посланником являются явным неверием, выводящим человека из Ислама.
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине насмешки над Аллахом, Его аятами и Его посланником – неверие. Тот, кто поступил так, становится неверующим после того, как уверовал».
Изощрёнными являются виды таких насмешек и издевательств. Есть те, кто насмехается над хиджабом (одеждой мусульманок), над применением шариатских законов. Другие отпускают колкости в адрес «Организации призыва к одобряемому шариатом и порицания запретного им». Находятся и любители насмехаться над сунной посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Один осмеивает бороду, другой укороченную одежду, хотя это из сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Знайте об опасности насмешек над человеком, живущим, претворяя в свою жизнь Ислам. Аллах Всевышний сказал:
وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَ نَلْعَبُ ۚ قُلْ أَبِاللَّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنتُمْ تَسْتَهْزِئُونَ لَا تَعْتَذِرُوا قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ ۚ إِن نَّعْفُ عَن طَائِفَةٍ مِّنكُمْ نُعَذِّبْ طَائِفَةً بِأَنَّهُمْ كَانُوا مُجْرِمِينَ
(Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками.) (Ат-Тауба, 65-66).
Причиной ниспослания этого аята стало то, что один лицемер сказал: «Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана». Эти слова дошли до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).Когда же тот человек прибыл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы извиниться, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал, обращаясь к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Аллаха, мы только болтали и забавлялись». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)прочёл ему этот аят.
Аллах Всевышний разоблачил сущность людей, потешающихся над верующими в следующем аяте:
زُيِّنَ لِلَّذِينَ كَفَرُوا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَيَسْخَرُونَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا ۘ وَالَّذِينَ اتَّقَوْا فَوْقَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ۗ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ
(Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает.)(Аль-Бакара, 212).
Некоторые люди, когда ты указываешь им на то, что их слова относятся к насмешке над Исламом, отвечают: «Я не осмеиваю Ислам и не смеюсь над самим человеком, а лишь шучу и веселюсь». Бедняга, он не знает, куда его доведут эти шутки и забавы! Всё это обернётся ему горем в этом мире и наказанием в Последней жизни.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерёг от того, чтобы всякими неправдами смешить людей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Горе тому, кто говорит ложь, чтобы рассмешить людей, горе ему и еще раз горе ему!»[10]
В фетве «Комитета по научным исследованиям и фетвам» относительно человека, обратившегося к другому человеку словами «О бородач!» в насмешку над ним, говорится следующее: «Насмешка над бородой является одним из скверных грехов. Если человек сказал эти слова с целью осмеять бороду, то это является неверием. Но если он позвал его так, чтобы дать знать, кого именно из людей он имел в виду, то ему впредь не стоит звать его таким образом».
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим (да помилует его Аллах) сказал: «Среди людей есть такие, которые взяли себе привычку выслеживать и выискивать ошибки знающих людей. Они говорят про них: «Эти, бородатые такие-то… они сделали то-то…!» Есть опасность, что такой человек станет вероотступником. Нельзя питать к ним злобу только потому, что они являются религиозными людьми».
Завершим этот благословенный урок хадисом посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которому нам следует воздать должный почёт и непременно применять в жизни. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, обращаясь к своим сподвижникам: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: «Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному, потом другому, а если запас его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!»[11]
О Аллах, очисти наши языки от всего того, что может обесславить нас и подчини Твоему послушанию! О Аллах, исправь положение мусульман! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! И да благословит Аллах нашего пророка, его семью и всех его сподвижников!
Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку][1] «Сахих» Бухари (6018) и «Сахих» Муслима (47).
[2] «Сунан» Тирмизи (2419), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (5911) сказал, что хадис достоверный.
[3] «Сунан» Тирмизи (2004) и «Сунан» Ибн Маджа (4246).
[4]«Сахих» Бухари (6477) и «Сахих» Муслима (50), (2988).
[5]Наука, в которой изучаются личностные качества передатчиков хадисов
[6]«Сахих» Муслима (2589).
[7]«Сахих» Бухари (67) и «Сахих» Муслима (1679).
[8]«Сахих» Муслима (2564).
[9] «Сунан» Тирмизи (1996).
[10] «Муснад» Ахмада (5/5), ( 5/7), «Сунан» Абу Дауда (4990) и «Сунан» Тирмизи (2417). Албани в «Сахих аль-джамиъ» (7136) назвал хадис достоверным.
[11] «Сахих» Муслима (2581).
[url=[1] «Сахих» Бухари (6018) и «Сахих» Муслима (47). [2] «Сунан» Тирмизи (2419), Альбани в «Сахих аль-джамиъ» (5911) сказал, что хадис достоверный. [3] «Сунан» Тирмизи (2004) и «Сунан» Ибн Маджа (4246). [4]«Сахих» Бухари (6477) и «Сахих» Муслима (50), (2988). [5]Наука, в которой изучаются личностные качества передатчиков хадисов [6]«Сахих» Муслима (2589). [7]«Сахих» Бухари (67) и «Сахих» Муслима (1679). [8]«Сахих» Муслима (2564). [9] «Сунан» Тирмизи (1996). [10] «Муснад» Ахмада (5/5), ( 5/7), «Сунан» Абу Дауда (4990) и «Сунан» Тирмизи (2417). Албани в «Сахих аль-джамиъ» (7136) назвал хадис достоверным. [11] «Сахих» Муслима (2581).]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]