Называл ли ‘Али ибн Аби Талиб хариджитов «братьями»? Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Среди многих мусульман бытует мнение, что великий сподвижник ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал о хариджитах «Братья наши», по причине того, что об этом говорится в книгах некоторых имамов. Более того, опираясь на это некоторые люди говорят: «В чем проблема сказать о шиитах или иных сектах: “братья наши”, если так сказал халиф ‘Али о хариджитах, являющейся наихудшей сектой в Исламе?!»
На самом же деле ‘Али (да будет доволен им Аллах) не говорил этих слов в отношении хариджитов, а сказал их в отношении сторонников Му’ауии (да будет доволен им Аллах), с которыми произошло сражение, получившее название «верблюжья битва». Абу-ль-Бухтари рассказывал: “Спросили ‘Али про участников верблюжьей битвы: «Они многобожники?» Он ответил: «Многобожники бегут». Его спросили: «Значит они лицемеры?» Он ответил: «Лицемеры не поминают Аллаха, кроме как изредка». Его спросили: «Тогда кто они?!» Он ответил: «Братья наши, которые выступили против нас»”. Ибн Аби Шейба 15/256, аль-Байхакъи 8/182. Иснад достоверный.
Что же касается хариджитов, то Тарикъ ибн Шихаб рассказывал: “Я был у ‘Али, когда его спросили про жителей Нахрауана: «Они многобожники?» Он ответил: «Многобожники бегут». Его спросили: «Значит они лицемеры?» Он ответил: «Лицемеры не поминают Аллаха, кроме как изредка». Его спросили: «Тогда кто они?!» Он ответил: «Народ, который выступил против нас»”. Ибн Аби Шейба 15/332, Абдур-Раззакъ 10/150, аль-Байхакъи 8/174. Иснад достоверный.
Таким образом, в отношении хариджитов ‘Али не применял слова «братья наши», хоть и не назвал их многобожниками и лицемерами.
Что же касается распространения слов «братья наши» в отношении хариджитов, то это была ошибка некоторых имамов по причине схожести вопросов и ответов в обоих сообщениях. Напутал же это аль-Хайсам ибн ‘Ади в своей книге «аль-Хауаридж». А этот аль-Хайсам является неприемлемым передатчиком. См. “Тарих аль-Багъдад” 14/50.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Передается достоверно с разных сторон от повелителя правоверных ‘Али (да будет доволен им Аллах), что после верблюжьего сражения он не брал трофеев, не добивал раненных и убегающих и не убивал пленных. Он совершал молитву-джаназа за убитых обоих сторон при верблюжьей битве и Сыффине, и говорил о них: «Братья наши». Он сообщил, что они не являются неверными и лицемерами, и последовал в этом Корану и Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он назвал их братьями и верующими, которые вступили в сражения, как говорится в Словах Аллаха:
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может вы будете помилованы» (аль-Худжурат 49: 9-10).
Затем шейхуль-Ислам говорит: “И не сравнятся те, над которыми ‘Али совершил молитву-джаназа и называл «братьями», с убитыми (хариджитами), над которыми он не молился, а наоборот, когда его спросили об аяте:
«Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают правильно!”» (аль-Кахф, 18: 103-104), он сказал: “Это жители Харура (хариджиты)!” Это и есть разница между хариджитами и другими, которых повелитель правоверных (‘Али) назвал (братьями), соответствуя в этом Корану и Сунне. И это то, что является правильным, в чем нет отклонения!” См. “Рисаля фадль ахль аль-байт” 29-31, “Маджму’уль-фатауа” 28/518, “Минхаджу-Ссунна” 4/497, 7/406.
Поэтому следует разъяснять этот момент мусульманам, чтобы исправить эту путаницу, которой аргументируются некоторые несведущие люди.
источник