Большие грехи: «Гордыня»Всевышний Аллах сказал:
وَقَالَ مُوسَىٰ إِنِّي عُذْتُ بِرَبِّي وَرَبِّكُم مِّن كُلِّ مُتَكَبِّرٍ لَّا يُؤْمِنُ بِيَوْمِ الْحِسَابِ«Муса сказал: «Воистину, я прибег к защите моего Господа и вашего Господа от всякого превознесшегося гордеца, не верующего в День расчета»» (сура «Гафир», 27).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:
«В ответ на эту ужасную речь, которая была результатом беззакония и деспотизма Фараона, а также проявлением его веры в собственное могущество и величие, Муса обратился за помощью к Аллаху и сказал: «Я прошу моего Всемогущего Господа защитить меня от грешников, которые из-за своего высокомерия и неверия в День расплаты осмеливаются творить зло и сеять смуту на земле». Опираясь на каноны Священного Писания, об одном из которых мы упомянули ранее, можно догадаться, что речь идет не только о египетском Фараоне, но и обо всех остальных беззаконниках. Всевышний смилостивился над Мусой и защитил его от надменных грешников, которые не веровали в день расплаты. По воле Аллаха обстоятельства и люди защищали славного пророка от злых происков Фараона и его свиты.
Одним из таких людей был родственник Фараона, который уверовал в Единого Аллаха и всеми силами защищал Мусу. Он был членом царской семьи, и поэтому египетская знать прислушивалась к его мнению. Он делал вид, что солидарен с окружением Фараона, и тщательно скрывал от них свою веру. Если бы он открыто заявил о своей неприязни к многобожию, в котором погрязли египтяне, то никто не стал бы прислушиваться к его словам, и он не смог бы защитить своего пророка.
Похожей заботой Всевышний Аллах окружил Пророка Мухаммада, صلى الله عليه وسلم, которого опекал его дядя Абу Талиб. Он исповедовал религию курейшитов, пользовался уважением среди язычников и не позволял врагам посланника Аллаха причинить ему вред. Если бы Абу Талиб принял ислам, то не смог бы опекать своего племянника» («Тафсир» ас-Саади).
Также Всевышний Аллах сказал:
إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْتَكْبِرِينَ«Воистину, Он не любит высокомерных» (сура «ан-Нахль», 23).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:
«Аллаху известно обо всех отвратительных поступках, которые совершают грешники. Он не любит тех, кто проявляет высокомерие. Более того, высокомерные и горделивые рабы ненавистны Ему, и поэтому они получат наказание, которое будет соответствовать роду их злодеяний. Всевышний сказал:
«Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (40:60)» («Тафсир» ас-Саади).
Также Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الَّذِينَ يُجَادِلُونَ فِي آيَاتِ اللَّهِ بِغَيْرِ سُلْطَانٍ أَتَاهُمْ ۙ إِن فِي صُدُورِهِمْ إِلَّا كِبْرٌ مَّا هُم بِبَالِغِيهِ ۚ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ ۖ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ«Воистину, в сердцах тех, которые препираются относительно знамений Аллаха без всякого довода, явившегося к ним, нет ничего, кроме высокомерия. Они не достигнут этого (своей цели)
. Прибегай же к защите Аллаха. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» (сура «Гафир», 56).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:
«Всевышний поведал о грешниках, которые пытаются своими лживыми речами опровергнуть знамения Аллаха. Они не имеют ни веских доводов, ни убедительных доказательств, но продолжают настаивать на своем, потому что в их сердцах живет высокомерие. Они надменно отрицают истину, свысока смотрят на ее проповедников и горят желанием возвыситься благодаря своим лживым утверждениям. Однако Всевышний Аллах обрадовал правоверных тем, что нечестивцам никогда не удастся достичь желанной цели. Противники истины всегда будут повержены, а высокомерные грешники всегда будут унижены. Затем Всевышний повелел искать защиты у Аллаха. Он не упомянул о том, от чего следует искать защиты у Аллаха, чтобы это повеление носило общий характер. Мусульмане должны искать защиты от высокомерия и надменного отношения к истине, от шайтанов и неверующих людей, от всего существующего на свете зла. Поистине, Аллах — Слышащий и Видящий. Он слышит самые различные голоса и видит самые различные вещи, где бы они ни находились» («Тафсир» ас-Саади).
Также посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
بينما رجل يتبختر في برديه إذ خسف الله به الأرض فهو يتجلجل فيها إلى يوم القيامة«Однажды один мужчина шел горделиво в своем плаще, (как вдруг) Аллах провалил под ним землю и теперь он, шумя, будет падать в ней, пока не наступит День Предстояния»(Муслим, 2088).
يحشر الجبارون و المتكبرون يوم القيامة أمثال الذر يطؤهم الناس«Притеснители и гордецы будут собраны в Судный день подобно пылинкам, и люди будут их топтать (ногами)« (ат-Тирмизи, 2494).
Некоторые праведные предшественники нашей уммы сказали: «Самым первым грехом по отношению к Аллаху была гордыня». Всевышний Аллах сказал:
وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُوا لِآدَمَ فَسَجَدُوا إِلَّا إِبْلِيسَ أَبَىٰ وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (сура «аль-Бакъара», 34).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:
«Всевышний повелел ангелам пасть ниц перед Адамом и тем самым выразить ему свое почтение. Это было формой поклонения Аллаху и повиновения Его велениям, и поэтому ангелы тотчас пали ниц перед Адамом, и только Иблис не сделал этого. Он надменно отказался выполнить повеление Аллаха и решил, что превосходит Адама. Он заявил:
«Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?» (17:61). Высокомерие и неповиновение Иблиса были порождением неверия, которое он скрывал до того происшествия. Но случившееся заставило его показать свое враждебное отношение к Аллаху и Адаму и изобличило его неверие и высокомерие.
Из этих прекрасных аятов можно сделать много полезных выводов.
Во-первых, Всевышний Аллах способен разговаривать. Это качество всегда было присуще Аллаху, и Он может говорить все, что пожелает.
Во-вторых, Аллах является Всеведущим и Премудрым Господом, и даже если рабам непонятен смысл создания некоторых творений или ниспослания некоторых повелений, они обязаны покориться воле своего Господа, искать недостатки только в собственном разуме и признавать мудрость Аллаха.
В-третьих, Аллах заботится об ангелах и оказывает им милость, когда обучает их тому, чего они не знают, и указывает им на то, на что они не обращают внимания.
Эта кораническая история также подчеркивает превосходство знания.
Во-первых, Всевышний Аллах продемонстрировал ангелам Свои знания и Свою мудрость.
Во-вторых, Аллах указал ангелам на то, что превосходство Адама заключается в его познаниях, которые по праву являются одним из самых достойных качеств раба.
В-третьих, Аллах повелел ангелам пасть ниц перед Адамом, дабы они выразили ему свое почтение и признали превосходство его знаний.
В-четвертых, если один человек обучает других тому, чего они не знали прежде, то он сохраняет за собой превосходство над остальными, поскольку он приобрел эти знания раньше них.
Эта история также заставляет нас задуматься над качествами прародителя рода человеческого и прародителя рода джиннов. В ней упоминаются достоинства Адама и милости, которыми его одарил Аллах. В ней сообщается и о лютой ненависти, которую Иблис питает к людям. Из нее можно сделать и много других полезных выводов» («Тафсир» ас-Саъди).
Иман того, кто возгордился над истиной, подобно Иблису, не принесет ему никакой пользы.
Также Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ«Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (сура «Лукъман», 18).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:
«Не будь самодоволен и кичлив, потому что Аллах не любит гордецов, которые надменно относятся к людям в душе и выражают свое высокомерие отношением к людям внешним обликом, а также бахвалов, которые выражают свое высокомерие на словах» («Тафсир» ас-Саади).
Также посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
الكبر بطر الحق و غمط الناس«Гордыня — это попирание права и пренебрежение к людям»(Муслим, 91).
اختصمت الجنة و النار إلى ربها فقالت الجنة: يا رب مالي يدخلني ضعفاء الناس و سقطهم و قالت النار أوثرت بالجبارين و المتكبرين«(Однажды) Рай и Ад начали препираться друг с другом пред своим Господом, и Рай сказал: «О Господь, почему же в меня не войдет никто, кроме слабых и незаметных?» А Ад сказал: «Меня выбрали (как место) для высокомерных и несправедливых…».(аль-Бухари, 4850).
Также Всевышний Аллах сказал:
تِلْكَ الدَّارُ الْآخِرَةُ نَجْعَلُهَا لِلَّذِينَ لَا يُرِيدُونَ عُلُوًّا فِي الْأَرْضِ وَلَا فَسَادًا«Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие» (сура «аль-Къасас», 83).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:
«После повествования о судьбе Каруна и его ужасной гибели Всевышний Аллах подтвердил правдивость слов тех, кому было даровано знание. Они сказали, что прекрасное вознаграждение достается только тем, кто уверовал и вершил добрые дела, и они были правы. Вот почему далее Всевышний Аллах призвал Своих рабов трудиться ради славного вознаграждения в Последней жизни. Об этой жизни сообщали Священные Писания и предупреждали пречистые посланники. В ней праведники будут удостоены всевозможных благ и избавлены от любых неприятностей. Но войдут в обитель вечного преуспеяния только те, кто не стремится к высокому положению на земле, а также к нечестию. Это – верующие люди, которые не ищут славы, не проявляют высокомерия перед окружающими, не отрицают истину и не стремятся к нечестию, то есть избегают больших и малых грехов. А это значит, что их устремления связаны только с Всевышним Аллахом и Последней жизнью. Они не превозносятся перед людьми, смиренно подчиняются истине и искренне совершают праведные поступки. Они суть богобоязненные праведники, которым уготован благой конец, то есть вечный успех и спасение. Что же касается остальных людей, то иногда им удается достичь успеха и обрести покой, но это благоденствие скоротечно. Проходит совсем немного времени, и они лишаются всякого блага. В Последней жизни они будут несчастны, потому что именно такой удел достанется всем, кто надменно отрицал истину и совершал грехи» («Тафсир» ас-Саади).
Также Всевышний Аллах сказал:
وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо» (сура «Лукъман», 18).
То есть, не нужно надоедать людям своей важностью, проявляя при этом высокомерие.
С̀аляма ибн аль-̀Акваъ сообщил, что один мужчина ел перед посланником Аллаха левой рукой, и посланник Аллаха сказал ему
: «Ешь правой рукой!» Тот ответил: «Я не могу». Пророк сказал
: «Ах, ты не можешь! Ему мешает только гордыня!»И (тогда уже) тот не поднял её к своему рту» (Муслим, 2021).
Также посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
ألا أخبركم بأهل النار: كل عتل جواظ مستكبر«Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? (Это —) каждый грубый, жадный и горделивый«(аль-Бухари, 4918).
Самый худший вид высокомерия — это кичливость своими знаниями перед людьми, а также возвеличивание своего достоинства в самом себе. Тот, кто требует знание ради будущей жизни, принижает свои знания, подчиняет и следит за своей душой и своим сердцем, — такой человек не ослабевает в этом, а напротив, постоянно спрашивает и отчитывает себя, воспитывая свою душу. Но если человек впадет в беспечность, то его душа уведет его от прямого пути и погубит его. Тот же, кто требует знание для похвалы, славы, возглавления чего- либо и занятия чина, а затем смотрит на людей искоса, презирая их, — такой человек является самым высокомерным и горделивым. Никто из людей не войдет в Рай, имея в своем сердце хотя бы частицу высокомерия, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха.
Шейх Ибн Усеймин сказал:
Гордыня — это восхваление самого себя и гордость за те милости (ребенок, имущество, знание, высокое положение, физическая сила), которые Всевышний Аллах даровал человеку. Важно понять, что гордыня — это когда человек хвалится тем, что дал ему Всевышний Аллах, гордясь и превозносясь этим среди людей. Что же касается открытых разговоров о тех милостях, которые даровал Всевышний Аллах Своему рабу, то если это делается со скромностью, то в этом нет ничего плохого, так как Всевышний Аллах сказал:
وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ«И возвещай о милости своего Господа» (сура «ад-Духа», 11).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:
«Это касается как духовных, так и мирских благ. Используй их, чтобы славить Аллаха, и упоминай о Его добродетели к тебе, если это принесет пользу. Да и вообще, возвещай о Его милости, потому что это учит людей благодарить Аллаха и прививает любовь к Тому, кто наделил творения этими многочисленными благами. Воистину, человеческой душе свойственно любить того, кто делает ей добро» («Тафсир» ас-Саади).
Что же касается притеснения, то это агрессия по отношению к другому человеку, которая может выражаться в покушении на самого человека, на его имущество, на его семью или на его положение. Агрессия включает в себя множество видов, и все эти виды агрессии являются насилием над мусульманином, что в свою очередь запретно. Всевышний Аллах сказал:
فَلَا تُزَكُّوا أَنفُسَكُمْ ۖ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنِ اتَّقَىٰ«Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» (сура «ан-Наджм», 32).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:
«Не хвалитесь перед людьми тем, что вы чисты и безгрешны, ибо Аллах лучше знает тех, кто богобоязнен. Вера и богобоязненность живут в сердце раба, и только Аллаху ведомо то, что сокрыто в ваших сердцах. Каждый из вас получит вознаграждение, соответствующее его благочестию и богобоязненности, а люди, перед которыми вы хвалитесь, не принесут вам никакой пользы» («Тафсир» ас-Саади).
Запрет Аллаха на восхваление самих себя означает, что люди не должны хвалить себя, превозносясь над творениями. Например, кто-то может сказать: «Я более знающий, чем ты, я более поклоняющийся, чем ты, я богаче тебя. И мы просим Аллаха уберечь нас от этого. Восхваление самого себя или своей души — это один из видов гордыни. Следующий аят в Коране не противоречит вышесказанному. Всевышний Аллах сказал:
قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا«Преуспел тот, кто очистил ее (душу)» (сура «аш-Шамс», 9).
То есть последовал по пути очищения и отдалился от губительного пути.
وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا«…и понес урон тот, кто скрыл ее (опорочил, облек в несправедливость)
» (сура «аш-Шамс», 10).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:
«Преуспел тот, кто очистил свою душу от грехов и пороков и возвысился благодаря покорности Аллаху, полезному знанию и праведным делам. И понес утрату тот, кто скрыл прекрасные качества своей души. Душа человека не создана для того, чтобы он подавлял и скрывал в ней добро, осквернял ее пороками и топил в пучине грехов, забывая обо всем, что украшает и улучшает душу» («Тафсир» ас-Саади).
Все подобные аяты в Коране заблудшие люди берут как аргумент, чтобы обманывать людей. Например, они могут сказать, чтобы мы посмотрели на аят, в котором Аллах говорит:
فَلَا تُزَكُّوا أَنفُسَكُمْ«Не восхваляйте самих себя» (сура «ан-Наджм», 32).
А в другом аяте Аллах говорит:
قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا«Преуспел тот, кто очистил ее» (сура «аш-Шамс», 9).
Уважаемый читатель, в обоих аятах употреблен один и тот же глагол (
زكى), который несет в обоих случаях разный смысл, и именно в этом заблудшие люди пытаются сбить с толку людей. Это те самые люди, о которых Всевышний Аллах сказал, что в их сердцах находится отклонение, да упасет нас от этого Аллах. Всевышний Аллах сказал:
هُوَ الَّذِي أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ ۖ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ«Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие — требующие толкования. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за тем, что требует толкования, желая посеять смуту и найти толкование» (сура «Аль Имран»).
Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:
«Всевышний сообщил о Своем величии и Своей совершенной власти и самодостаточности. Он один ниспослал это Великое Писание, которое превосходит все другие Писания своими мудрыми наставлениями, красноречивыми откровениями, лаконичными повествованиями и полезными предписаниями. Среди аятов этого Писания есть откровения с ясным смыслом, которые невозможно истолковать вопреки этому смыслу. Но есть среди них и аяты, которые могут иметь сразу несколько толкований, и определить их достоверность можно только при сопоставлении их с ясно изложенными аятами. Те, чьи сердца поражены недугом, кто уклоняется от истины из-за своих дурных намерений, следуют за аятами, требующими толкования и используют их для обоснования своих ошибочных высказываний и порочных воззрений. Тем самым, они распространяют смуту, искажают писание Аллаха и толкуют его в угоду своим желаниям. Они скитаются в заблуждении и сбивают с пути окружающих. Что же касается правоверных, обладающих основательными познаниями, сердца которых проникнуты знаниями и убежденностью, которые творят праведные поступки и принимают мудрые решения, то они твердо верят в то, что Священный Коран целиком ниспослан от Аллаха. Они знают, что все аяты — ясные и требующие толкования — истинны и не могут противоречить друг другу. Они знают, что смысл ясно изложенных аятов не вызывает никаких сомнений, и сопоставляют его с толкованиями других аятов, которые приводят в замешательство тех, кто не обладает законченными познаниями и мудростью. Благодаря сопоставлению ясных и толкуемых аятов все коранические откровения становятся предельно ясны, и поэтому они признают Священный Коран целиком и полностью. Однако эти полезные знания приобретают только благоразумные мужи, способные правильно мыслить и размышлять. Из всего сказанного следует, что умение сопоставлять ясные и толкуемые аяты — это особенность благоразумных людей, тогда как следование за аятами, которые требуют толкования, — отличительный признак тех, чьи воззрения ошибочны, кто не способен здраво мыслить и имеет дурные намерения» («Тафсир» ас-Саади).
В Священном Коране не существует абсолютно никаких противоречий, как сказал Всевышний Аллах:
وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا «Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (сура «ан-Ниса», 82).
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّمَا السَّبِيلُ عَلَى الَّذِينَ يَظْلِمُونَ النَّاسَ وَيَبْغُونَ فِي الْأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ«Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права» (сура «аш-Шура», 42).
Укора и порицания заслуживают те люди, которые совершают людям зло, поступая несправедливо с их имуществом, честью и их семьями.
وَيَبْغُونَ فِي الْأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ«…
бесчинствуют на земле без всякого права» (сура «аш-Шура», 42).
То есть, проявляют агрессию, не имея на то права.
Также посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:
الله أوحى إلي أن لا يبغي أحدا على أحد«Аллах внушил мне, чтобы ни один не притеснял другого» (Муслим, 2865).
Перевод подготовил Абу Рамадан по книге Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «Шарх китаб аль-Кабаир» имама аз-Захаби, специально для сайта [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку].