باب ما جاء في حماية النبي صلى الله عليه وسلم حمى التوحيد وسدِّه طرق الشرك
О защите Пророком, мир ему и благословение Аллаха, неприкосновенности единобожия и преграждении им путей к многобожию [Шейх Салих али Шейх говорит]: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) защищал неприкосновенность единобожия (таухида), он защищал всё, что окружало единобожия. Он закрывал все пути, ведущие к многобожию (ширк). В сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) есть больше сотни доводов на то, что нужно закрывать пути к греху. А самым великим грехом, к которому надо преградить все пути, является многобожие (ширк). К словам, которые могут привести к многобожию, относятся слова:
«Ты - наш господин и сын нашего господина. Ты - лучший из нас, сын лучшего из нас» и так далее. В этих словах такое возвеличивание, с которым нельзя обращаться к человеку. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) действительно является господином сыновей Адама, как он сам об этом сообщил. Однако ему не понравилось, когда его так называли, как это придёт далее.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) защищал единобожие и преграждал все пути, ведущие к многобожию (ширк), будь это в убеждениях, в словах или в делах. Поэтому, если человек задумается над сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха) и над книгой, которую мы сейчас изучаем, он поймёт, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) преградил все пути к ложным убеждениям. Он закрыл все пути к неправильным действиям. Как, например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Силён гнев Аллаха на людей, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения». См. «Тахридж аль-Мишкат», 715. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) закрывал пути к порицаемому возвеличиванию в словах. Например, он сказал:
«Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, ибо я – раб. Посему говорите: "Раб Аллаха и Его посланник"». аль-Бухари, 3445.
Абдулла ибн аш-Шиххир рассказывал
: «Я прибыл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в составе делегации от племени бану Амир. Мы обратились к нему: "О наш господин!" На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Господин (ас-Сайид) — это Всевышний и Благословенный Аллах". Тогда мы сказали: "О самый достойный и великий из нас!" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Говорите слова ваши, но будьте внимательны в своих высказываниях, чтобы не увлёк вас Шайтан"». Передали ибн Са‘д в «Табакъат аль-Кубра», 7/34; Ахмад, 4/24-25; аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад», 211; Абу Дауд, 4806; ибн ас-Сунни в «’Амалю аль-йаум уа аль-лейля», 389; аль-Бейхакъи в «Даляилю-н-Нубува», 5/318 и другие.
В этом хадие указание на то, что называть человека господином (ас-Саййид) является порицаемым. Нужно преграждать пути к таким обращениям. Не нужно обращаться к кому-то, говоря:
«Ты - наш господин», так как в этих словах есть возвеличивание. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, действительно был господином всех потомков Адама, но, несмотря на это, он сказал, что Господином является Всевышний и Всеблагой Аллах. Он запретил обращаться к нему подобным образом, так как это могло привести к чрезмерному возвеличиванию. В этом и есть соответствие данного хадиса нашей главе. Этот хадис свидетельствует о том, как усердно он оберегал единобожие, перекрывая все пути, приводящие к многобожию. И, безусловно, одним из этих путей является чрезмерное восхваление людей на словах.
Что же касается использования слова “господин” при обращении к человеку или упоминании о нем, то мусульманские богословы отмечали, что крайне нежелательно в арабском языке использовать для этого слово “ас-сайид” в определенной форме (с алиф лямом), потому что оно подразумевает, что этот человек обладает всеми качествами господина. Именно поэтому люди, которые возвеличивают своих святых, таких как аль-Бадауи и ему подобные, очень почтительно относятся к слову “господин”. Они часто называют людей именем, означающим “раб господина”, имея в виду своего господина аль-Бадауи. Затем посвящают ему какие-то виды поклонения, подразумевая то, что он обладает господством и распоряжается делами. Это то, в чём они убеждены. Они думают, что аль-Бадауи (и подобные ему), управляют Землей и отвечают на зов нуждающихся.
В обсуждаемом нами хадисе Пророку, мир ему и благословение Аллаха, не понравилось такое обращение, потому что люди стали расхваливать его в лицо. Сатана внушает людям поступать таким образом, потому что это заставляет их самообольщаться, что обычно заканчивается разочарованием. Если человек забывает, что нет силы и могущества, кроме как от Аллаха, и перестает искать в себе недостатки, унижаться и смиряться перед Аллахом, то Аллах узнает об этом и лишает этого раба Своей божественной поддержки. Вот тогда беда постигает его врасплох.
Анас рассказывал:
«Некоторые люди сказали: "О посланник Аллаха! О лучший из нас и сын лучшего из нас! Господин наш и сын господина нашего!" Пророк ответил им: "О люди! Говорите слова ваши, но остерегайтесь обольщения Шайтана! Я — Мухаммад, раб Аллаха и Его посланник. Мне не нравится, что вы превозносите меня выше того места, которое даровал мне Всевышний и Всемогущий Аллах"». Передали Ахмад, 3/153, 241; Абу Ну‘айм в «аль-Хилья», 6/252; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль аль-И‘тикъад», 8/1395 и другие.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был таким, каковым они его описали. Он был лучшим из них и был их господином. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) защищал неприкосновенность единобожия, дабы никто после этого не смог обратиться к какому-либо человеку подобными словами. Если один человек расхваливает и возвеличивает другого, то сатана подбирается к ним обоим. Он делает все для того, чтобы сердца людей привязались к тому, кого возвеличивают, и тогда они начинают приобщать его в сотоварищи к Аллаху и возвеличивать его недопустимым образом.
Следовательно, эта глава в целом указывает на необходимость перекрытия всех путей, приводящих к появлению многобожия. Это является обязательным для мусульманина! Он должен запрещать другим возвеличивать себя. Самым почетным является то, что человек испытывает смирение перед Всевышним Аллахом, боится Его, взывая с надеждой и страхом. Это описание самых искренних рабов Аллаха. Именно им Всевышний Аллах обещал добро Всевышний Аллах сказал о них:
﴾ إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ ﴿
«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами». (Сура аль-Анбийа, аят 90)
Что же касается смирения, то оно бывает двух видов: смирение сердца и смирение органов. Что касается смирения сердца, то это унижение себя перед Всевышним Аллахом. Что же касается смирения органов, то это их спокойствие. Ведь, Аллах сказал о земле:
﴾ وَمِنْ آيَاتِهِ أَنَّكَ تَرَى الأَرْضَ خَاشِعَةً ﴿
«Среди Его знамений - то, что ты видишь землю смиренной (или спокойной)». (Сура Фуссылят, аят 39)