ummSema Модератор
Сообщения : 7434 Я здесь с : 2012-01-09 Возраст : 42 Откуда : Азербайджан,Баку Работа/Хобби : мама и жена
| Тема: ГЛАВА 37 Стремление человека совершить праведное деяние ради обретения мирских благ является проявлением многобожия Пт 18 Апр 2014 - 6:23 | |
| ГЛАВА 37 Стремление человека совершить праведное деяние ради обретения мирских благ является проявлением многобожияНазвание этой главы означает, что стремление получить за праведное деяние награду в мирской жизни является малым многобожием.Всевышний Аллах сказал: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» Худ 11:15-16.Общий смысл этого аята конкретизируется аятом из суры “аль-Исра”. Люди, которые душой и телом стремятся обрести только блага мирской жизни, являются неверующими, и поэтому этот аят ниспослан именно о них. Тем не менее его текст распространяется на всех, кто желает обрести мирские блага благодаря праведным поступкам. Деяния, которые раб совершает в надежде получить мирскую выгоду, не желая при этом получить за них вознаграждение в Последней жизни, делятся на две категории. К первой категории относятся деяния, совершать которые Законотворец повелел, не упоминая о земном вознаграждении, например, намаз, пост и другие подобные праведные деяния. Их нельзя совершать в надежде получить за них награду в этом мире, и если человек поступает таким образом, то он является многобожником. Ко второй категории относятся деяния, за которые Законотворец установил вознаграждение в мирской жизни и совершать которые Он приказал, упоминая о награде, которую можно получить за них в этой жизни. К таким деяниям относятся поддержание родственных связей, доброе отношение к родителям и т.п. Если, совершая такие деяния, человек помышляет о вознаграждении в мирской жизни и не думает о награде в Последней жизни, то он подвергает себя опасности и совершает одно из проявлений многобожия, даже если поступает искренне ради одного Аллаха. Если же он надеется получить награду как в этой жизни, так и после смерти, то в этом нет ничего плохого, потому что Законотворец призвал нас совершать эти благодеяния, упомянув о мирской награде за них, именно для того, чтобы мы стремились к ней. Следует отметить, что обсуждаемый нами аят также распространяется на тех, кто совершает праведные деяния ради обретения богатства, например, изучает шариатские науки только ради карьеры, не помышляя об избавлении от невежества и не стремясь попасть в Рай и спастись от Ада. Коран предостерегает таких людей, так же как и предостерегает тех, которые совершают благодеяния ради показухи, и тех, которые совершают благодеяния, но разрушают основу своей веры проявлениями другими пагубными грехами. И даже если они называют себя верующими, их слова не являются искренними, ибо, будь они искренни, они бы поклонялись только Великому и Могучему Аллаху.В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб рубахи с узорами, несчастен раб рубахи с ворсом! Он доволен, если ему даровано благо, и сердится, если не получает ничего. Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечет он ее! Туба – тому рабу, который держится за узду своего коня на пути Аллаха, с растрепанными волосами и запыленными ногами. Если он отправляется в дозор, то делает все, что полагается делать в дозоре, а если он в арьергарде, делает все, что полагается делать в арьергарде. Когда он испрашивает разрешения, то не получает его, а когда он заступается, то его заступничество не принимается».[96] Под рабом динара подразумевается человек, который совершает праведные деяния ради мирской выго-ды. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал его “рабом динара”, из чего следует, что совершаемый им поступок является многобожием. Рабство и поклонение имеют несколько степеней. Человек может быть рабом творения, совершая малое многобожие. Он называется рабом какой-либо вещи, если именно она движет им. И хорошо известно, что раб всегда покорен своему господину и направляется туда, куда тот его направляет.РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Желание человека обрести мирские блага за счет содеянного им для будущей жизни.2. Смысл аята из суры “Худ”.3. Нарекание мусульманина “рабом динара”, “рабом дирхема”, “рабом рубахи с узорами”.4. Объяснение этого тем, что он доволен, если ему даровано благо, и сердится, если не получает ничего.5. Высказывание «Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову!»6. Высказывание «Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечет он ее!»7. Похвала бойцам, обладающим указанным в этой главе качествами._________________________[96]Аль-Бухари 6/61 и 11/216 (сокращенно); Ибн Маджа. |
|