Оригинал фетвы на арабском:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Фетва № 5 об объединении послезакатной [магриб] и ночной [ишаа] молитв в некоторых европейских странах, по причине позднего вхождения времени ночной молитвы [ишаа].
Хвала Аллаху, Господу миров! Благословения и мир самому почтенному из творений, господину посланников, нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
Комиссия по фетвам при сайте «аль-Фикх аль-Ислямий» была извещена о поступившем к ней вопросе под номером 5 датируемой 16 числом месяца зуль-каада 1430 года (4 ноября 2009 года). В нём гласится следующее:
Жители европейских стран сталкиваются в летний период с проблемой позднего наступления времени ночной молитвы и раннего наступления времени утренней молитвы. Так время ночной молитвы [ишаа] входит в 23.00, а иногда и доходит до 24.00. А время утренней молитвы входит в 3.30, а иногда может наступать и раньше. Мусульмане сталкиваются с большой трудностью, особенно, во время работы и учёбы, что приводит к тому, что некоторые спят до ночной молитвы и оставляют молитву, так как не могут дождаться её времени. Можно ли тому, кто находиться в таком положении, объединять молитвы магриб и ишаа, так как это является для него затруднением? Да сохранит вас Аллах и да убережёт.
После ознакомления и изучения этого вопроса, комиссия ответила следующим образом:
Хвала Аллаху, Господу миров! Поистине, Аллах Всевышний обязал Своих рабов, чтобы они совершали молитву в установленные временные промежутки. Аллах Всевышний сказал:
«А когда вы закончите молитву, то вспоминайте Аллаха – стоя, сидя и на своих боках. А когда вы обретёте успокоение (оказавшись в безопасности), то совершайте молитву (в полном виде). Поистине, молитва для верующих – предписана [сделана обязательной] (для совершения) в установленное время. » (Сура «Женщины», аят 103)
И в обоих сборниках достоверных хадисов («Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим») приводится хадис от Абдуллаха бин Мас'уда (да будет доволен им Аллах!), который сказал:
Я спросил у Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Какое дело является самым любимым для Аллаха?» и он ответил: «Молитва совершенная в своё время...»
Как уже установлено по шариату, «затруднительная ситуация (машакка) требует (просит) облегчения» и обязывает устранять само затруднение. Всё, что приносит затруднение или приводит к затруднению, оно требует облегчения в (его шариатском) положении.
Аллах Всевышний сказал:
«...и не устроил Он для вас в Вере никакого (непосильного) затруднения,...» (Сура «Хадж», аят 78)
и также Он сказал:
«...Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет для вас затруднения,...» (Сура «Корова», аят 185)
И из того, что подтверждает это великое шариатское правило, и в частности в этой главе, это хадис, который пришёл в книге «Сахих Муслим» под номером 1151, который передаётся от ибн Аббаса (да будет Аллах доволен им и его отцом!) и который о том, что Посланник Аллаха объединил молитву зухр и аср, магриб и ишаа (находясь) в Медине, когда не было страха и не было дождя.
Уаки' сказал:
- Я спросил ибн Аббаса: «Почему он [Пророк] так поступил?» и ибн Аббас ответил: «Он [Пророк] хотел не затруднять свою умму [общину]». Также от него этот хадис передаётся со словами «не испытывая страха и не будучи в пути».
Этот хадис является доводом на то, что поводом для объединения молитв может быть не только страх, быть в пути или дождь. Более того, всё что подвергает мусульманина в (сильное) затруднение, даёт возможность объединять две молитвы.
И когда для человека становиться затруднительным совершать молитву в своё время, ему разрешается объединять две молитвы, с условием, что это не станет для него привычным делом,
и не причинит вред молящему то, что он будет делать это продолжительное время, пока есть та причина, из-за которой делается это деяние.
Некоторые учёные расширили применение этого хадиса, используя в качестве доказательства хадис от ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом!), который был упомянут выше, и опираясь на шариатское правило о необходимости устранения затруднения. Например, имам Ахмад (да помилует его Аллах!) разрешил кормящей женщине объединять молитвы, когда ей затруднительно совершать каждую молитву по отдельности, как это разрешили также и некоторые учёные.
Передаётся от ибн Сирина, что он не видел проблему в том, чтобы объединять две молитвы, когда была в этом нужда, если это не станет привычным делом. И также ибн Кудама передаёт от ибн Шабрама, что он сказал то, что ему сказал ибн Сирин.
Хафиз ибн Хаджар в своей книге «Фатх аль-Бари» пишет: «Некоторые из имамов [т.е. больших учёных] понимали этот хадис по внешнему смыслу [т.е. дословно], и вообще разрешили объединять молитвы, когда человек находится не в пути и когда есть необходимость, но с условием, что это не станет привычным делом. Об этом говорили: ибн Сирин, Рабиа, Ашхаб, ибн аль-Мунзир, аль-Каффаль аль-Кабир, и рассказывал аль-Хаттаби от группы из числа ахль аль-хадис.
И уже заключено в постановлении заседания исламского съезда по вопросам фикха в её 19-й сессии, состоявшей в резиденции «Всемирной Исламской Лиги» в Досточтимой Мекке с 22 по 26 шавваля 1428 года [с 3 по 7 нояб. 2007 г.] после рассмотрения письма, который был направлен руководителем исламского культурного центра Бельгии, который просит в нём разъяснений по некоторым моментам относительно постановления №6, который был принят на девятом сьезде по теме «Времена молитв и поста в странах, которые расположены в верхних широтах».
В ней содержится следующее: «Разъясняя это положение, с целью устранения того затруднения, о котором говорится в вопросе, который был адресован сьезду, то поистине, заседание съезда видит то, что упомянутое в предыдущем постановлении о применение относительного сравнения в отношении тех стран, которые находятся между 48-й и 66-й ширатами северного и южного полушария будет только в том случае, если отсутствуют астрономические признаки времени.
Что же касается того положения, когда проявляются признаки молитвы, но в течении многих дней поздно исчезает вечерняя заря, только после исчезновения которой наступает время ночной молитвы, то съезд считает, что в таких случаях молитва должна совершаться в своё установленное по шариату время. Однако, тот для кого затруднительно ожидание времени наступления молитвы или исполнение его вовремя, как например студенты, служащие и рабочие в свои рабочие дни, то им можно руководствоваться аятами и хадисами о разрешении устранять затруднение с уммы (всемирной исламской общины). Это для того, чтобы объединение молитв не стало общей основой для всех людей в тех странах на протяжении этого промежутка времен, так как это приведёт к тому, что разрешение объединять молитвы превратиться в обычное дело. А правилом для этого затруднения является возвращение его к обычаю, а обычай отличается в зависимости от людей, мест и положений...
Как приводится в постановлениях Европейского съезда по вынесению фетв и исследований от 24 числа 4 месяца 1426 года (3 июня 2005 года):
«Съезд пришёл к мнению о дозволенности объединения этих двух послезакатной [магриб] и ночной [ишаа] молитв в Европе в летний период, когда время (вхождения) ночной молитвы приближается к полночи или же вообще отсутствует, с целью устранить затруднение с исламской уммы аятами Корана и хадисом, который приводится в «Сахих Муслим» от ибн Аббаса о том, что Пророк (да будут ему благословения Аллаха и мир!) объединил послеполуденную [зухр] и предвечернюю [аср], и послезакатную и ночную молитвы без причины страха или без дождя.
У ибн Аббаса спрошили: чего он [Пророк] этим хотел? И ибн Аббас ответил: «Он [Пророк] хотел, не затруднять свою умму [общину]». Так же в тех странах в зимнее время дозволено объединять молитвы зухр и аср из-за краткой продолжительности дня и трудности совершения каждой молитвы в своё время для работающих в организациях, когда им очень затруднительно совершать молитву в своё время. И съезд обращает внимание на то, чтобы мусульманин не прибегал к объединению молитв, когда в этом нет необходимости и чтобы он не сделал это постоянным делом.
Основываясь на приведённое выше, для мусульманина является обязательным совершать каждую молитву в своё установленнное по шариату время. Нельзя совершать молитву вне этих пределов, кроме как только в случае, если мусульманину причиняется вред и затруднение, когда он совершает её в своё время. И ему разрешается объединять её с другой молитвой, присоединяя к ней последующую молитву или же её присоединяя к последующей молитве, так как причиной для объединения молитв является необходимость устранения затруднения с верующего.
И также основываясь на это, когда задающий вопрос и те, кто находится в таком же положении, испытывают затруднение с совершением ночной молитвы [ишаа] в своё время из-за трудности ожидания или же из-за полного отсутствия её признаков, то ему разрешается объединять её с послезакатной молитвой [магриб]. Но при этом имеется условие, что когда для него станет легко совершения молитвы ишаа в своё время без объединения, то ему станет обязательным совершать её в своё время, как не разрешается сделать объединение молитв постоянным делом, когда нет в этом действительной нужды. И только Аллах Всевышний знает лучше.
Участники комиссии по фетвам, которые согласны с фетвой №5, уважаемые шейхи:
1. Доктор Хани бин Абдуллах аль-Джубейр
(шариатский судья в общем суде в Достопочтимой Мекке)
2. Доктор Халид бин Абдуллах аль-Муслих
3. Доктор Атыйя ас-Сеййид Файяд
(преподаватель сравнительного фикха в Университете Короля Халида в городе Абха)
4. Доктор Йусуф бин Абдуллах аш-Шубейли
5. Доктор Алий Мухйиддин аль-Курра Дагый
6. Доктор Акыйль бин Мухаммад Муктарий
7. Доктор Наиф бин Мухаммад аль-'Ажмий