Купание и плавание в воде во время соблюдения постаВопрос № 65734: Постановление шариата о плавании во время соблюдения поста.
Разрешается ли постящемуся плавать в воде, если этого требуют в школе?
Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!
Норма шариата о плавании во время соблюдения поста нуждается в детальном пояснении.
Первое:
Если плавающий почти уверен, что вода не проникает в полости его тела через рот или нос, и плавает он достаточно хорошо, обеспечивая сохранность своего поста, то в таком случае плавание не будет считаться для него чем-то неприемлемым. В этой ситуации плавание приобретает статус простого обмывания тела постящимся, что по утверждению ученых является дозволенным, даже если совершается только для прохлаждения.
Аль-Бухари – да помилует его Аллаха! – пишет:
“Глава: Обмывание постящегося.
Ибн ‘Умар – да будет доволен Аллах им и его отцом! – будучи постящимся, смачивал одежду и накидывал её на себя.
Аш-Ша’би заходил в баню, когда соблюдал пост.
Аль-Хасан сказал: «Нет ничего плохого, если при соблюдении поста полоскать рот и прохлаждаться».
Анас сказал: «У меня есть бассейн (абзан), в который я окунаюсь, когда соблюдаю пост»”.
Хафиз Ибн Хаджар в своей книге «Фатх аль-Бари» (4/197) поясняет: “Абзан – это похожий на бассейн, высеченный камень. Здесь как бы говорится, что этот абзан был наполнен водой, и когда Анас ощущал жар – забирался в него чтобы тем самым охладиться”.
Этот абзан как бы аналогичен тому, что сегодня называют ванной.
Абу Бакр аль-Асрам сообщает через свой иснад: “Ибн ‘Аббас заходил в баню, когда соблюдал пост. И он сам, и его товарищи [поступали так] в месяце Рамадан”.
«аль-Мугни» (3/18).
В собрании фетв Постоянного Совета («Фатава аль-Ляджна ад-Даима», 10/281) говорится: “Разрешается плавать в воде в дневное время Рамадана. Однако плавающий должен не допускать попадание воды в полости его тела”.
Шейх Ибн ‘Усеймин – да помилует его Аллах! – говорит:
“Ничего страшного, если постящийся будет плавать в воде. И плавать он может как хочет. Может погружаться в воду. Однако, по мере возможности, он должен следить, чтобы внутрь него не затекла вода.
Плавание ободряет постящегося и придаёт ему сил для соблюдения поста, а то, что служит ободрением для подчинения Аллаху – не препятствуется. Это то, что облегчает рабам поклонение и смягчает его для них.
В аятах о посте Аллах – Свят Он и Велик! – говорит: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Св. Коран, 2: 185).
Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – говорит: «Воистину, эта религия легка, а кто станет усложнять её, того она непременно одолеет».
А Аллах же знает лучше!” (конец цитаты).
Он также сказал:
“Ничего страшного, если постящийся станет погружаться в воду или плавать в ней, поскольку эти действия не нарушают пост.
Здесь действует принцип: всякая вещь является дозволенной, пока не появится доказательство на её нежелательность или запрещенность. И в данном случае отсутствует какой-либо доказательство, которое могло бы свидетельствовать о том, что плавание является запрещенным, либо нежелательным.
Только некоторые ученые сочли плавание нежелательным, по той причине, что при плавании возникает вероятность непроизвольного проникновения чего-либо в горло плавающего” (конец цитаты).
«Маджму’ фатава Ибн ‘Усеймин» (19 / 284, 285).
Второе:
Если человек почти уверен, что во время плавания в полость его тела проникает вода, то тогда уже ему не разрешается это действие. Ему запрещается в этом случае заниматься плаванием в дневное время Рамадана.
Об этом свидетельствует то, что сообщается со слов Лакыта б. Сабиры, да будет доволен им Аллах. Он рассказывает: “Я сказал: «О Посланник Аллаха, поведай мне об омовении!». Он ответил: «Омовение совершай как следует. [Тщательно] протирай между пальцами. Глубоко очищай нос водой, кроме как если ты соблюдаешь пост»”.
Этот хадис приводят Абу Дауд (142) и ат-Тирмизи (788), который назвал его хорошим, достоверным. Также этот хадис признали достоверным Ибн Хаджар и аль-Альбани.
Имам Ахмад говорил: “Постящийся может окунаться в воду, если не боится, что вода проникнет в его уши”, — а аль-Хасан и аш-Ша’би считали погружение в воду нежелательным для постящегося, из-за опасения, что вода всё таки может затечь в его уши.
«аль-Мугни» (3/18).
Аль-Азра’и – один из ученых шафиитов – говорит: “Если человеку по его практике известно, что когда он окунается, вода проникает в полости его тела, и от этого он себя уберечь не может, то ему запрещается погружаться в воду”.
«Хашийа аль-Буджайрами» (2/74).
Теперь может возникнуть вопрос:
Если человек слишком сильно станет прочищать свой нос водой – а равно этому нырнёт в воду и станет плавать днём в Рамадане – и при этом вода непроизвольно проникнет к нему вовнутрь – независимо от того, был ли он близок к уверенности, что вода не должна проникнуть в него, либо не было у него такого предположения – нарушится ли его пост?
У ученых разные мнения по этому поводу.
Первое мнение, а это – мнение большинства ханафитских, маликитских и шафиитских ученых: — От этого пост становится недействительным.
Второе мнение: — Пост не нарушается. Этого мнения придерживались некоторые таби’ины. Также это одно из мнений внутри ханбалитского мазхаба, и его посчитал более правильным шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах.
«аш-Шарх аль-мумти’» (6/407).
См. также: «аль-Маджму’» (6/338) и «аль-Мугни» (3/18).
Помимо этого, обязательно надо следить, чтобы во время плавания не открывался ‘аурат (то есть та часть дела, которую обязательно надо скрывать). Также нельзя плавать в тех местах, где находятся люди с неприкрытыми ‘ауратами, и нельзя позволять себе смотреть на чужой ‘аурат.
См. также ответы на вопросы №№ 23464 и 38907.
Ислам: Вопрос и Ответ
Источник