|
| Усердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в поклонении и его джихад | |
| Автор | Сообщение |
---|
Айшти Администратор
Сообщения : 11652 Я здесь с : 2010-01-27 Откуда : Временно прописана в дунья))
| Тема: Усердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в поклонении и его джихад Вт 16 Авг 2011 - 8:43 | |
| Глава четвертая Усердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в поклонении и его джихад 1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был образцом для верующих, имамом, истинно достойным подражания и следования за ним. Всевышний сказал о нем:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
Он был настолько усерден в намазах, что от длительного стояния в них отекали и трескались его стопы. Когда его спрашивали: «Зачем ты делаешь это, если Аллах простил тебе все прошлые и будущие прегрешения?», он отвечал: «Как же мне не быть Его благодарным рабом?!»[71]
2. По ночам он совершал ночной намаз (кыйам аль-лейль), состоявший из одиннадцати, а иногда — тринадцати ракаатов.[72] Ежедневно сверх обязательных намазов совершал до и после них несколько добровольных намазов (ар-раватиб). Общее количество их ракаатов составляло двенадцать,[73] а иногда десять.[74] Кроме того, он совершал добровольный утренний намаз (духа)[75] в четыре ракаата и больше.[76] Что касается дополнительного ночного намаза (кыйам аль-лейль), то он совершал его подолгу, подчас прочитывая в одном ракаате около пяти частей (джузов) Корана.[77] Таким образом, общее число ракаатов, совершаемых в сутки Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, превышало сорок, семнадцать из которых приходилось на долю пяти обязательных намазов (аль-фараид).[78]
3. Что касается поста (ас-саум) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то, помимо обязательного поста в месяце Рамадан, им соблюдались также дополнительные посты. Он соблюдал ежемесячные трехдневные посты,[79] старался поститься по понедельникам и четвергам,[80] постился в течение всего или почти всего месяца Шаабан,[81] побуждал верующих к шестидневному посту в месяце Шавваль.[82]
Бывало, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, соблюдал дополнительные посты по многу дней, так что люди начинали думать, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что люди начинали думать, что он вообще не соблюдает дополнительных постов.[83]
Из тех месяцев, что помимо Рамадана, не было таких, которые посланник Аллаха полностью проводил бы в посте, кроме месяца Шаабан.
Он постился в день 'Ашура (10 число месяца Мухаррам)[84] и в девятый день месяца Зуль-Хиджджа.[85]
Иногда он постился два или три дня подряд, не разговляясь ночами, но запретил поступать так своим последователям, объяснив, что он не таков, как другие: он способен поститься днем и проводить без пищи ночь, ибо его Господь кормит и поит его[86] (То есть он испытывает такое наслаждение, радость и умиротворение от тайного обращения к Аллаху в молитвах, что это избавляет его от нужды в еде и питье — таково правильное понимание слов Пророка «ибо мой Господь кормит и поит меня».) Именно поэтому он говорил, обращаясь к Билялю, желая, чтобы тот провозгласил призыв к молитве: «О Биляль! Доставь нам удовольствие намазом!»,[87] и говорил: «Усладой моих очей сделан намаз».[88]
4. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был очень щедр на подаяния. В те же дни, когда встречался с Джибрилем, мир ему, проявлял особую щедрость и становился более щедрым на все благое, нежели вольный ветер.[89]
Он раздаривал дары, проявляя щедрость человека, не боящегося обеднеть. Одному человеку он подарил стадо овец, заполнявшее пространство между двумя горами. Вернувшись к своему племени, этот человек сказал: «О мой народ! Принимайте ислам, ибо Мухаммад дает дары, не боясь обеднеть!»[90]
Лучший из людей, щедрейший, храбрейший[91] и добрейший из них, обладатель самой великой скромности, справедливости, терпения, мягкости, выдержки, великодушия, сдержанности, стыдливости и стойкости — вот каким был Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.
5. Он совершал все виды джихада:
— Джихад со своею душою, включающий четыре составляющие — усердие в обучении ее религии, совершение деяний сообразно выученному, призыв к религии, основанный на мудрости и понимании, терпение тех трудностей, с которыми сопряжен призыв к религии.
— Джихад с шайтаном, включающий две составляющие — отведение внушаемых им сомнений и домыслов (шубухат) и противостояние возбуждаемым им страстям (шахават).
— Джихад с неверующими, включающий в себя четыре составляющие — джихад сердцем, джихад языком, джихад имуществом, джихад руками.
— Джихад с несправедливыми, включающий в себя три составляющие — джихад рукой, затем — языком, затем — сердцем.
Все эти тринадцать составляющих джихада были совершены Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, в самой полной степени. Все его время было посвящено джихаду — усердию на пути Аллаха сердцем, языком, руками и имуществом. Благодаря этому он превзошел всех людей славой и стал обладателем самого достойного положения у Всевышнего Аллаха.[92]
Между ним и врагами единобожия проходили сражения. Под его личным руководством состоялось 27 походов, девять из которых ознаменовались битвами, в которых он принял непосредственное участие. Что же касается походов, которые состоялись по его приказу, но без его участия,[93] то их число доходит до пятидесяти шести.[94]
6. В отношениях с людьми и обращении с ними ему не было равных. Если он одалживал что-либо, то возвращал тем, что лучше. Сообщается, что как-то раз один человек, у которого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, одалживал верблюдицу, пришел к нему и стал в грубой форме требовать у него возвращения долга. Сподвижники решили проучить этого человека за такое обращение с посланником Аллаха, однако Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Оставьте его, ибо, поистине, у обладателя права[95] есть право и говорить”, — после чего он велел: “Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд”. Сподвижники сказали: “О посланник Аллаха, есть только верблюды более хороших возрастов”. “Дайте ему такого верблюда”, — приказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Получив верблюда, человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “Ты рассчитался со мною сполна, да наградит тебя сполна Аллах!” “Поистине, лучшими из рабов Аллаха являются те, которые лучше всех отдают свои долги!” — сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.[96]
Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, купил у Джабира ибн Абдуллаха его верблюдицу, перед этим слегка поторговавшись с ним, а затем сказал ему: «Ты думаешь я торговался, чтобы приобрести твою верблюдицу?» «Нет, о посланник Аллаха!» — ответил Джабир. «Возьми себе и верблюдицу, и деньги»,[97] — сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.
7. Он был обладателем самого прекрасного нрава, ибо его нравом был Коран, как на то указывается в хадисе от Айши, да будет ею доволен Аллах.[98] Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я послан для того, чтобы довести до совершенства благородство нравов».[99]
8. Он менее кого-либо был привязан к благам этого мира и был самым умеренным и неприхотливым человеком. Он спал на циновке, и следы от нее оставались на его боках. Однажды к нему пришел Умар ибн аль-Хаттаб и, увидев это, сказал: «О посланник Аллаха, почему ты не ляжешь на более мягкую постель?» «Что для меня этот мир! Я и этот мир подобны всаднику и дереву на его пути. Преодолевая путь в летний день, он останавливается под этим деревом, чтобы немного отдохнуть в его тени, а затем едет дальше, покидая его».[100]
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Будь у меня гора золота величиной с Ухуд, то, поистине, я был бы рад, если бы через три дня не осталось от нее ничего, кроме того, что приберег бы я для уплаты долгов!»[101]
Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, передал: «До самой смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, он и его семья никогда не ели досыта три дня подряд»[102]. Причина этого, по всей очевидности, заключалась в том, что у них всегда было мало еды. Они могли бы найти для себя пищу в достатке, однако отдавали предпочтение другим и не требовали для себя многого.[103] Айша, да будет ею доволен Аллах, говорила: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, покинул этот мир, так и не наевшись досыта даже ячменного хлеба».[104] Она же рассказывала: «Если семья Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, принимала пищу два раза в день, то один из приемов обязательно состоял из одних только фиников».[105] В другом сообщении Айши говорится: «Бывало так, что проходило два месяца и мы видели молодую луну в третий раз и за все это время в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не разжигали огня».[106]
Племянник Айши — 'Урва, которому она рассказывала об этом, спросил: «О тетушка, что же поддерживало вас?» Она сказала: «Финики и вода».[107]
Айша, да будет ею доволен Аллах, рассказывала: «Постелью посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, служила кожаная подстилка, набитая пальмовыми волокнами».[108]
Несмотря на это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, сделай уделом семьи Мухаммада необходимое пропитание!»[109]
9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем кто-либо, боялся совершить грех. Он говорил: «Поистине, бывает так, что я прихожу к себе домой, нахожу на своей постели или где-нибудь в доме упавший финик и поднимаю его, чтобы съесть, а потом начинаю опасаться, что он может оказаться частью милостыни,[110] и бросаю его обратно».[111]
Однажды аль-Хасан ибн 'Али взял один финик из тех, что были собраны в качестве закята, и положил его себе в рот. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: “Нельзя, нельзя, выбрось его! Разве ты не знаешь, что мы не едим собранного для милостыни?”[112]
10. Несмотря на то, что сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал все эти благословенные деяния, он говорил людям: «Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллах не устанет, пока сами вы не устанете.[113] Самыми любимыми для Аллаха благими деяниями являются такие, которые совершаются постоянно, даже если их мало». Домочадцы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если начинали совершать какие-либо благие деяния, то делали это постоянно.[114] Сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, если один раз совершал какую-нибудь молитву, то потом обычно совершал ее постоянно».[115]
Однажды группа сподвижников нашла для себя недостаточным то количество богоугодных деяний, которые совершает Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и они сказали: «Кто мы по сравнению с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролет». Другой сказал: «А я стану постоянно соблюдать пост». Третий сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». [Четвертый же сказал: «А я не буду есть мясо»] А через некоторое время к ним подошел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!»[116]
Под «сунной» в этом хадисе подразумевается путь, пример, а не то, совершение чего, в отличие от строгих предписаний религии (фард), желательно, но необязательно.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал великие деяния благочестия, но вместе с тем говорил: «Придерживайтесь правильного,[117] и приближайтесь,[118] и знайте, что никто из вас не спасется благодаря (одним лишь) делам своим.” Люди спросили: “И даже ты, о посланник Аллаха?” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою».
В другой версии этого хадиса сказано: «Придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и просите Аллаха о помощи утром, вечером и некоторое время ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели)».[119]
Он взывал к Аллаху со словами: «О Переворачивающий сердца! Укрепи мое сердце в Твоей религии!»[120] — и говорил: «О Аллах! Направляющий сердца! Направь наши сердца к покорности Тебе!»[121]
Из рассказанного в этой главе можно извлечь много полезных уроков и выводов. Укажем среди них на следующие:
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — образец для каждого мусульманина, правдивого с Аллахом, абсолютно во всех вопросах, ибо Аллах сказал:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — лучший из людей, как внешностью, так и нравственностью. |
| | | Айшти Администратор
Сообщения : 11652 Я здесь с : 2010-01-27 Откуда : Временно прописана в дунья))
| Тема: Re: Усердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в поклонении и его джихад Вт 16 Авг 2011 - 8:49 | |
| [71] Аль-Бухари (№ 1130), Муслим (№ 2819).
[72] Аль-Бухари (№ 1147), Муслим (№ 737).
[73] Муслим (№ 728).
[74] Аль-Бухари (№ 1172), Муслим (№ 729).
[75] Так именуется определенный период времени, который начинается, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья, и заканчивается незадолго до полудня. Допустимо начинать совершать эту молитву по истечении трети часа после восхода солнца и далее почти до полудня.
[76] Муслим (№ 719).
[77] Муслим (№ 772).
[78] Ибн аль-Каййим «Китаб ас-саля» (стр. 140).
[79] Муслим (№ 1160).
[80] Ат-Термизи (№ 745), Ан-Насаи (4/202).
[81] Аль-Бухари (№ 1969, 1970), Муслим (№ 1156, 1157).
[82] Муслим (№ 1164).
[83] Аль-Бухари (№ 1971), Муслим (№ 1156).
[84] Аль-Бухари (№ 2000-2007), Муслим (№ 1125).
[85] Ан-Насаи (4/205), Абу Дауд (№ 2437), Ахмад (6/288). См. «Сахих ан-Насаи» (№ 2236).
[86] Аль-Бухари (№1961-1964), Муслим (№1102-1103).
[87] Абу Дауд (№ 8549), Ахмад (5/393).
[88] Ан-Насаи (7/61), Ахмад (3/128). См. «Сахих ан-Насаи» (3/827).
[89] Аль-Бухари (№ 6), Муслим (№ 2308).
[90] Муслим (№ 2312).
[91] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/455. № 6033), Муслим (4/1804. № 2308).
[92] “Зад аль-ма’ад” (3/5,10,12).
[93] Походы, состоявшиеся по приказу Пророка, но без его участия, называются «сариййа».
[94] Ан-Навави «Шарх сахих муслим» (12/95), «Фатх аль-бари» (7/279-281, 8/153).
[95] В данном случае речь идет о законном праве на возвращение долга.
[96] Аль-Бухари (№ 2305), Муслим (№ 1600).
[97] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/320. № 2097), Муслим (№ 3/1221, 715).
[98] Муслим (1/513, № 746).
[99] Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381). См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 45.)
[100] Ат-Термизи и др. См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 439), «Сахих ат-термизи» (2/280).
[101] Аль-Бухари (№ 2389), Муслим (№ 991).
[102] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/517, 549. № 5374).
[103] См. «Фатх аль-бари» (9/517, 549. № 5374, хадис Айши № 5416).
[104] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/549. № 5414)
[105] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6455).
[106] Здесь имеется в виду, что в домах жен Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение этого времени не готовили горячую пищу.
[107] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6459).
[108] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6456).
[109] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6460), Муслим (№ 1055). Под «необходимым пропитанием» (ар. аль-кут) имеется в виду то минимальное количество еды, благодаря которому можно поддерживать жизнь, не допуская излишества. Когда человек располагает лишь необходимым ему, он бывает убережен от бедствий, связанных как с богатством, так и с бедностью.
[110] Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и его семье было запрещено брать милостыню и есть то, что дано людьми в качестве милостыни.
[111] Муслим (2/751. № 1070)
[112] Муслим (2/751. № 1069).
[113] То есть Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете совершать благие дела.
[114] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970; 11/294. № 6465), Муслим (1/541, 2/811. № 782).
[115] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970); см. «Сахих аль-бухари» (№ 6461-6467).
[116] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/104. № 5063), Муслим (2/1020. № 1401); В квадратных скобках приводится то дополнение, которое содержится в версии Муслима.
[117] То есть: не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.
[118] То есть: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, что вы сможете совершать изо дня в день.
[119] Аль-Бухари (№ 6463, 6464), Муслим (4/2170. № 2816-2818).
[120] Ат-Термизи (5/238. № 3522) и др. См. «Сахих ат-термизи» (3/171).
[121] Муслим (4/2045. № 2654). |
| | | | Усердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в поклонении и его джихад | |
|
Похожие темы | |
|
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| Самые просматриваемые темы | |
Слова Мудрости!!! |
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили:
“Не будут приняты слова, кроме как с делами.
И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями.
И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”.
аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90
Имам Ибн Къутайба говорил:
“Поистине, ложь укрепляется, когда о ней молчишь!”
См. “аль-Ихтиляф фи-лляфз” 60.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!”
См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.
Аш-Шафии (рахимагуЛЛах) сказал:
"Истинное Знание - не то,что ты выучил,а то,которое приносит тебе пользу"
И как же прекрасны были слова наших праведных предшественников:
«Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!»
См. “аль-Лятаиф” 41, “Мадариджу-ссаликин” 1/454.
"Знание – это слова Аллаха, слова Его посланника и то, что сказали сподвижники, а не приукрашенная ложь!"
Ибн Кайим, «И‘лям аль-мувакъи‘ин», т. 2, с. 149.
Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без
доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с
дровами берет и змею, жалящую его!”
аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.
Имам Абу Шама сказал: «Следуй истине и держись ее, не смотря на то, что придерживающихся ее мало, а противоречащих ей много! А истина — это то, на чем был джама’а — пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабы. И мы не смотрим на многочисленность заблудших». См. «аль-Ба’ис» 22.
|
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 253, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 253 Нет Больше всего посетителей ( 273) здесь было Пн 25 Ноя 2024 - 11:54 |
Опрос | | Какие ваши любимые разделы в блоке Ислам? | Вероубеждение, Единобожие | | 12% | [ 116 ] | Манхадж (методология) | | 5% | [ 45 ] | Поклонение и обряды в Исламе | | 6% | [ 57 ] | Коран, все о Священном Писании | | 9% | [ 87 ] | Хадисы, сборники хадисов | | 10% | [ 89 ] | Общие темы по Исламу | | 7% | [ 62 ] | Запретное и порицаемое в Исламе | | 8% | [ 72 ] | Хиджаб мусульманки | | 9% | [ 84 ] | Духовность и Нравственность | | 7% | [ 67 ] | Сокрытое, Судьба, Смерть, Судный день, Вечная жизнь | | 9% | [ 82 ] | Книги по Исламу | | 6% | [ 58 ] | Аудио, видео | | 7% | [ 63 ] | Раздел для новичков в Исламе | | 5% | [ 50 ] |
| Всего проголосовало : 932 |
|
|