|
| Справедливость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. | |
| Автор | Сообщение |
---|
Айшти Администратор
Сообщения : 11652 Я здесь с : 2010-01-27 Откуда : Временно прописана в дунья))
| Тема: Справедливость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Вт 16 Авг 2011 - 21:14 | |
| Глава девятая Справедливость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал своих последователей быть справедливыми и придерживаться беспристрастности во всем. Пример этого содержат его слова: «Семеро будут укрыты Аллахом в созданной Им тени в тот день, когда не будет иной тени, кроме Его тени: справедливый правитель, юноша, выросший в поклонении Аллаху …».[281]
От Абдуллаха ибн 'Амра, да будет им доволен Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, справедливые у Аллаха будут находиться на минбарах из света, по правую руку от Милосердного, обе руки у Которого — правые. Это те, которые придерживаются справедливости в своих решениях, семьях и в том, чем заведуют».[282]
Справедливость имеет множество сфер проявления: справедливость в управлении, справедливость в судебных решениях, в применении шариатских мер наказания (аль-худуд), во взаимоотношениях между людьми, в примирении людей, в обращении с врагами, справедливое отношение к детям, к женам и т.д.
Приведем несколько примеров справедливости нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
1. История о женщине из племени бану махзум
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во всем был самым справедливым человеком. Одним из примеров его справедливости, который останется незабвенным до самого Судного Часа, является история о женщине из знатного племени бану махзум, которая украла чужое имущество, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал отрубить ей руку несмотря на ходатайство Усамы ибн Зайда за нее. Он не допустил лицеприятия и не принял ходатайства там, где речь шла о мере наказания, установленной Аллахом.
Передают со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, что в свое время курайшиты были озабочены делом одной женщины из рода бану махзум, которая совершила кражу во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после взятия Мекки,[283] и одни[284] стали говорить: “Кто поговорит о ней с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?”[285] — а другие сказали: “Кто же осмелится заговорить с ним, кроме Усамы ибн Зайда, любимца Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!” И Усама обратился к нему с ходатайством за нее. Тогда цвет лица Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, изменился[286] и он воскликнул: “Неужели ты ходатайствуешь об отмене одного из наказаний, установленных Аллахом?!” — Усама же сказал: “Попроси для меня прощения у Аллаха, о посланник Аллаха!” Вечером же Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью. Он воздал Аллаху хвалу, подобающую лишь Ему, а затем сказал: “Поистине, живших до вас погубило то, что, когда кражу среди них совершал знатный, они не трогали его, когда же совершал ее слабый, они применяли к нему установленное наказание, и клянусь Аллахом, даже если бы что-нибудь украла Фатима, дочь Мухаммада, то я непременно отрубил руку и ей!”
А потом по его велению этой женщине отрубили руку».
Айша рассказывала: «Эта женщина раскаялась наилучшим образом, а затем вышла замуж и навещала меня, а я обращалась к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами, касающимися ее нужд».[287]
Всевышний Аллах вменил Своим рабам в обязанность быть справедливыми и избегать всякого притеснения и попирания прав. Он сказал: «Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (6:152).
Он также сказал: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (4:58).
Справедливость — величайшая черта Пророка, да благословит его Аллах и приветствует — так же, как и другие его нравственные черты, всенепременно должны находить выражение в нравственном облике каждого мусульманина.[288]
2. История ан-Ну'мана ибн Башира и его отца, да будет доволен Аллах ими обоими
Сообщается, что как-то раз ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет доволен Аллах им и его отцом, находясь на минбаре, сказал: «Однажды мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха[289] сказала: “Я не соглашусь с этим, пока ты не попросишь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовать дарение”. Тогда мой отец пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” Мой отец ответил: “Нет”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы ко всем вашим детям!” — после чего мой отец вернулся обратно и забрал свой подарок».
В другой версии этого хадиса сообщается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил моего отца: “О Башир, а есть ли у тебя другие дети, кроме него?” Он ответил: “Да”, — после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тогда не проси меня засвидетельствовать это, ибо, поистине, я не стану свидетельствовать о несправедливости!”
В третьей версии хадиса сообщается: «Мой отец сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Я подарил этому моему сыну раба». «А каждому ли из своих сыновей ты сделал такой же подарок?» — спросил его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. «Нет», — ответил отец. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Хотелось бы тебе, чтобы все твои дети одинаково почтительно относились к тебе?” Мой отец сказал: “Конечно!” Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я не буду свидетельствовать!”»[290]
Этот хадис указывает на стремление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к справедливости и содержит его завет к последователям бояться Аллаха и быть справедливыми между детьми и другими людьми. Шейх Абдульазиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Совершенно ясно, что нельзя выделять кого-либо из детей чем-либо, потому что это становится причиной возникновения между ними ненависти и вражды. Согласно правильному мнению, полагается давать сыну долю двух дочерей, подобно распределению долей в наследстве. Нужно относиться одинаково справедливо ко всем детям, как послушным из них, так и непокорным, но при этом наставлять ослушивающихся и направлять их к благому».[291]
3. Справедливость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к женам
От Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщены такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поочередно навещал всех своих жен и поступал с ними справедливо. При этом он говорил: «О Аллах! Так я распределяю то, чем владею сам. Не порицай же меня за то, чем владеешь Ты и что не подвластно мне!»[292]
Шейх Ибн Баз, коснувшись слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Не порицай же меня за то, чем владеешь Ты и что не подвластно мне», сказал, что в них речь идет о сердце и о том, что с ним связано. Любовь и привязанность — душевные чувства, и муж не в силах одинаково распределять их между женами. Существуют причины, которые заставляют его любить их по-разному, связанные с их религиозностью, молодостью и т.д. Ему подвластно лишь справедливое распределение между ними дней и ночей, содержания, доброго отношения, ласковых слов. Что же касается полового влечения и сердечных чувств, то этим он не владеет».[293]
Передают, что Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у мужчины было две жены, и он отдавал предпочтение одной из них, то в Судный день он предстанет, склонившись набок».[294]
Этот хадис указывает на запрещенность предпочтения одной жены перед другой в вопросах, в которых человек в состоянии относиться к ним одинаково. В тех же вопросах, соблюдение справедливости в которых человеку не подвластно, вступает в силу правило, изложенное в словах Всевышнего:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16).
«Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей (не уделяйте все внимание только одной жене, оставляя другую в таком положении, когда она, выйдя замуж, чувствует себя незамужней)» (4:129).
В приведенном хадисе содержится угроза всякому, кто преднамеренно чинит несправедливость и притеснение. Такой человек подвергнется очевидному наказанию — воскреснет в Судный день, скосившись набок.[295]
Если человек женился на девственнице и у него помимо нее есть другие жены, то ему следует провести с ней семь ночей, а уж затем начать поочередное посещение жен. На это указывает хадис, переданный от Анаса, в котором говорится: «В соответствии с Сунной, если женатый мужчина женится на девственнице, то он может провести с ней семь ночей, после чего должен поочередно навещать всех своих жен. Если же он женится на уже побывавшей замужем женщине, то может провести с ней три ночи, после чего также должен поочередно навещать всех своих жен».[296]
Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, женился на ней, то провел с ней три ночи и сказал: «Не думай, что твой муж не ценит тебя. Если хочешь, я проведу с тобой семь ночей, но в этом случае я должен буду провести по семь ночей с каждой из моих жен».[297]
Передают, что Айша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Сауда бинт Зам‘а, да будет доволен ею Всевышний Аллах, подарила ей свой день, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проводил с ней день, который полагался ей по очереди, и день Сауды.[298]
Сообщается от Айши, да будет ею доволен Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поочередно навещал каждую из нас и никому не отдавал предпочтения. Почти ежедневно он обходил всех своих жен и приближался к каждой из них, не доводя дело до половой близости, и лишь затем отправлялся к той жене, с которой ему предстояло провести очередную ночь. Сауда бинт Зам'а, когда состарилась и стала опасаться, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даст ей развод, сказала: «О посланник Аллаха, я дарю свой день Айше», — и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял предложение Сауды. Думаю, что по поводу Сауды и ей подобных был ниспослан аят: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение — лучше» (4:128)».[299]
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Сауде после смерти Хадиджи и до женитьбы на Айше. Он прожил в браке с ней долгие годы. Когда она состарилась, то начала бояться, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даст ей развод, и сказала: «О посланник Аллаха! Я дарю свой день Айше». Об этом сообщается в хадисе, приведенном у Абу Дауда. Цепочка передатчиков этого хадиса хорошая. Это означает, что женщина может отказаться от своего дня, в который ее посещает муж, в пользу одной из других жен при условии, что сам муж с этим согласен. Таким образом у той жены, в пользу которой она откажется, будет два дня, в которые муж находится у нее, а у остальных — по одному».[300]
Почти ежедневное посещение Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, всех своих жен происходило после предвечернего намаза.
На это указывается в хадисе, сообщенном от Айши, где сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как совершал предвечерний намаз, обходил своих жен и приближался к ним …».[301] Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это обстоятельство указывает на то, как хорошо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обходился со своими женами. Он относился к супругам лучше, чем кто-либо. Каждый день в предвечернее время он навещал их, справлялся об их делах и нуждах, не вступая с ними в половую близость. Иногда же, обходя их, он имел с ними близость, на что указывает хадис, переданный от Анаса. В нем говорится, что он вступал в половую близость с каждой из жен, совершая после этого одно полное омовение. Скорее всего, это происходило редко. Совместить хадис от Анаса с хадисом от Айши, где сказано, что он не вступал с женами во время их ежедневного посещения в половую близость, можно именно таким образом — что, как правило, он не имел с ними половой близости, но иногда делал это. Сделать такой вывод заставляет правило о том, что сообщениям, подтверждающим некий факт (мусбит), отдается предпочтение перед сообщениями, отрицающими его (нафи)».[302]
Хадис, переданный от Анаса, звучит так: «Однажды Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В одно время дня и ночи Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обходил сразу всех своих жен, а их было одиннадцать». Его спросили: «Неужели такое было ему под силу?» Анас сказал: «Мы часто говорили друг другу, что он был наделен силой тридцати мужчин». В версии этого хадиса, переданной Са'идом от Катады, говорится, что Анас упомянул о девяти женах. Аль-Хафиз Ибн Хаджар объясняет это разночтение тем, что в первом случае к числу жен были отнесены также наложницы — Марийа и Райхана.[303]
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого хадиса сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладал огромной силой: у него было девять жен и две наложницы — Райхана и Марийа».[304]
«Этот хадис указывает на то, что мужчина имеет право вступать в половую близость поочередно с несколькими женами в общее для них время. Так поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и это являлось проявлением его щедрого нрава».
В другом сообщении Анаса, да будет им доволен Аллах, говорится: «У Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было девять жен, и когда он распределял между ними дни, то возвращался к первой из них только после посещения восьми остальных (в их дни). Каждый вечер его жены собирались в доме той из них, у которой он (в этот день) находился».[305]
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, касаясь этого хадиса, сказал: «В нем указывается на то, что помимо обхода своих жен каждый день в предвечернее время, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встречался с ними еще и вечером. Собираясь вместе, жены лучше узнавали друг друга. Эти встречи способствовали устранению отчужденности, которая, как известно, существует во взаимоотношениях между женами, и возникновению согласия между ними».[306]
Другое проявление его справедливости к женам — то, что он, намереваясь отправиться в путь, бросал жребий между ними. Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Намереваясь отправиться в путь, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросал жребий среди своих жен и брал с собой ту, на которую он выпадал».[307]
Еще одним примером справедливости и благородства нрава Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, является история, рассказанная Анасом, да будет им доволен Аллах: «Однажды, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в доме одной из своих жен, другая мать правоверных послала (ему) блюдо с едой. Та его жена, у которой он находился, ударила слугу, принесшего гостинец, по руке, и блюдо выскользнуло из его рук и разбилось. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал осколки и принялся собирать в них еду, которая была в блюде, говоря: «Возревновала мать ваша». Затем он задержал слугу до тех пор, пока не принесли целое блюдо, принадлежавшее жене, у которой он находился, и отослал его той, чье блюдо разбилось, а разбитое оставил у той, в чьем доме оно раскололось».[308]
Хадисы, приведенные в этой главе, свидетельствуют о величии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его справедливости в обхождении с женами, благонравии, доброте, сочувствии к ним и заботе об их правах. |
| | | Айшти Администратор
Сообщения : 11652 Я здесь с : 2010-01-27 Откуда : Временно прописана в дунья))
| Тема: Re: Справедливость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Вт 16 Авг 2011 - 21:16 | |
| [281] Аль-Бухари (№ 660), Муслим (№ 1031).
[282] Муслим (№ 1827).
[283] Имеется в виду озабоченность тем, что за это ей должны были отсечь кисть руки. Подобное было непривычно для людей, только недавно принявших ислам, тем более, что эта женщина принадлежала к знатному роду.
[284] Здесь подразумеваются те люди, к которым родственники этой женщины обратились с просьбой заступиться за нее.
[285] То есть: кто заступится за нее?
[286] Иначе говоря, лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покраснело от гнева.
[287] Аль-Бухари (12/86 — № 6786; 12/87 — № 6788; 6/513 — № 3475; 5/255 — № 2648), Муслим (3/1315 — № 1688. См. также «Шарх ан-наваи» (11/186), «Фатх аль-бари» (12/95, 96).
[288] Мудрые примеры, связанные с этой темой, приводятся во многих книгах. См. «Сунан аби дауд» (2/242), Ат-Термизи (3/137), ан-Насаи (7/64). См. также аль-Бухари (3/292 — № 1423; 2/143 — № 640; 11/312 — № 6479; 12/112 — № 6806), Муслим (3/1458. № 1827 — 1830), книгу «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 534, 535).
[289] ‘Амра бинт Раваха — мать ан-Ну‘мана ибн Башира, да будет доволен ими Аллах.
[290] Аль-Бухари (№ 2586, 2587, 2650), Муслим (18 — № 1623).
[291] Я слышал это высказывание шейха при разъяснении им хадиса № 2586 из «Ас-сахиха» аль-Бухари. (Прим. автора).
[292] Абу Дауд (№ 2134), ат-Термизи (№ 1140), ан-Насаи (7/64), Ибн Маджа (№ 1971). Я слышал, как шейх Ибн Баз, давая комментарии к хадисам книги «Булуг аль-марам», назвал цепочку передачи этого хадиса хорошей (джаййид).
[293] Я слышал эти слова шейха при разъяснении им хадиса № 1084 из книги «Булуг аль-марам». (Прим. автора).
[294] Ахмад (2/347), Абу Дауд (№ 2133), ат-Термизи (№ 1141), ан-Насаи (7/63), Ибн Маджа (№ 1969). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сунан аби дауд» (1/593).
[295] Из слов, услышанных мною от нашего шейха — Абдульазиза ибн База, произнесенных им при разъяснении хадисов «Булуг аль-марам». (Прим. автора).
[296] Аль-Бухари (№ 5214), Муслим (№ 1461).
[297] Муслим (№ 1460).
[298] Аль-Бухари (№ 5212), Муслим (№ 1413).
[299] Абу Дауд (№ 2135). Аль-Албани назвал хадис хорошим и достоверным (хасан сахих) в «Сахих аби дауд» (1/594). Передача Саудой своей очереди Айше упоминается у аль-Бухари (№ 5212) и Муслима (№ 1463).
[300] Я слышал эти слова шейха при комментировании им хадисов «Булуг аль-марам». (Прим. автора).
[301] Аль-Бухари (№ 5268), Муслим (№ 1474).
[302] Комментарии к хадисам «Булуг аль-марам» (№ 1089).
[303] «Фатх аль-бари» (1/389).
[304] Я слышал эти слова от шейха во время разъяснения им хадисов аль-Бухари (№ 268). (Прим. автора).
[305] Муслим (№ 1462).
[306] Я слышал эти слова шейха во время разъяснения им хадисов книги «Булуг аль-марам» (хадис № 1089). (Прим. автора.)
[307] Аль-Бухари (№ 2593), Муслим (№ 2770).
[308] Аль-Бухари (№ 2481, 5225). |
| | | | Справедливость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. | |
|
Похожие темы | |
|
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| Самые просматриваемые темы | |
Слова Мудрости!!! |
Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили:
“Не будут приняты слова, кроме как с делами.
И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями.
И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”.
аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90
Имам Ибн Къутайба говорил:
“Поистине, ложь укрепляется, когда о ней молчишь!”
См. “аль-Ихтиляф фи-лляфз” 60.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал:
“Известно, что когда произносится ложь и умалчивается истина – это порождает незнание истины и приводит к заблуждению людей!”
См. “ас-Сау’аикъуль-мурсаля” 1/315.
Аш-Шафии (рахимагуЛЛах) сказал:
"Истинное Знание - не то,что ты выучил,а то,которое приносит тебе пользу"
И как же прекрасны были слова наших праведных предшественников:
«Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!»
См. “аль-Лятаиф” 41, “Мадариджу-ссаликин” 1/454.
"Знание – это слова Аллаха, слова Его посланника и то, что сказали сподвижники, а не приукрашенная ложь!"
Ибн Кайим, «И‘лям аль-мувакъи‘ин», т. 2, с. 149.
Имам аш-Шафи’и:
“Тот, кто требует знание без
доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с
дровами берет и змею, жалящую его!”
аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.
Имам Абу Шама сказал: «Следуй истине и держись ее, не смотря на то, что придерживающихся ее мало, а противоречащих ей много! А истина — это то, на чем был джама’а — пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабы. И мы не смотрим на многочисленность заблудших». См. «аль-Ба’ис» 22.
|
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 21, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 21 Нет Больше всего посетителей ( 237) здесь было Пн 31 Июл 2017 - 3:07 |
Опрос | | Какие ваши любимые разделы в блоке Ислам? | Вероубеждение, Единобожие | | 12% | [ 116 ] | Манхадж (методология) | | 5% | [ 45 ] | Поклонение и обряды в Исламе | | 6% | [ 57 ] | Коран, все о Священном Писании | | 9% | [ 87 ] | Хадисы, сборники хадисов | | 10% | [ 89 ] | Общие темы по Исламу | | 7% | [ 62 ] | Запретное и порицаемое в Исламе | | 8% | [ 72 ] | Хиджаб мусульманки | | 9% | [ 84 ] | Духовность и Нравственность | | 7% | [ 67 ] | Сокрытое, Судьба, Смерть, Судный день, Вечная жизнь | | 9% | [ 82 ] | Книги по Исламу | | 6% | [ 58 ] | Аудио, видео | | 7% | [ 63 ] | Раздел для новичков в Исламе | | 5% | [ 50 ] |
| Всего проголосовало : 932 |
|
|