Чем следует выплачивать закят аль-ФитрАбу Са‘ид аль-Худри сказал: “Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са’ еды или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма”. аль-Бухари 1506.
Ученные высказывали различные мнения относительно толкования слова «та’ам» (еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом «еда» подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачивать только тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же деле мнение тех ученых, кто считает, что слово «та‘ам» в хадисах является обобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить, сильнее и обоснованней. Более того, следует выплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами, которые являются основными в каком-либо регионе, на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали Фитр одним са‘ продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”. аль-Бухари 1510.
Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»”. См. “аль-Истизкар” 9/263.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена”. См. “ат-Тамхид” 7/127.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал выплачи-вать закят аль-Фитр одним са’ фиников или ячменя, поскольку это было пропитанием жителей Медины. И если бы жители Медины употребляли в пищу не эти, а другие продукты, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязал бы их выплачивать продукты, которые они не использовали”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/68.
Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты, а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот их едой является, например, мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным”. См. «Шархуль-мумти’» 6/182.
Что касается хадиса от Абу Са’ида, что они выплачивали Фитр одним са’ муки, то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848. Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил: “Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад”. См. “аль-Мугъни” 2/357.
Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтение шейх Ибн ‘Усаймин.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности”. См. «Шархуль-мумти’» 6/191.
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.