باب لا يُستشفع بالله على خلقه
Нельзя просить ходатайства Аллаха перед Его творениями
[Шейх Салих али Шейх говорит]: В этой главе разъясняется, что если человек делает Аллаха посредником перед кем-либо из творений, то его приверженность единобожию далека от совершенства. Всевышний Аллах Велик и не подобает брать Его посредником, для того чтобы получить что-то от созданий. Ходатайство (шафа‘а) - вещь известная. Человек приходит к другому и просит его похадайствовать перед кем-то за него. Человек просит, чтобы за него попросили перед тем, кто владеет тем, что ему необходимо. А посредник ничем не может помочь, кроме как попросить у третьего. Но об Аллахе недозволено так думать. Это относится к скверным мыслям об Аллахе. Всевышнего Аллаха нельзя делать посредником перед кем-то или для кого-то. Всевышний Аллах Сам владеет всеми делами. Человек, который просит подобное, противоречит своим поступком обязательному возвеличиванию Всевышнего Аллаха.
Джубайр ибн Мут'им рассказывал:
«Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один бедуин и сказал: "О посланник Аллаха! Души истощены, люди голодают, все имущество погибло. Испроси у своего Господа дождя для нас. Мы просим Аллаха, чтобы Он походатайствовал перед тобой, и просим тебя, чтобы ты походатайствовал пред Аллахом". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: "Субханаллах! Субханаллах!" Он продолжал повторять это до тех пор, пока его недовольство не выразилось в лицах его сподвижников. Затем сказал: "Горе тебе! Да знаешь ли ты, кто есть Аллах?! Величие Аллаха превыше того, чтобы просить Его ходатайства перед любым из Его созданий"». Передали аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир», 2/224; Абу Дауд, 4726; ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 575-576; ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля-ль-джахмийа», 71; ат-Табарани в «аль-Кабир», 1547; ибн Аби Хатим в тафсире, 8/2515; ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/239-240; аль-Аджурри в «аш-Шари‘а», 3/1090-1091 и многие другие. Но хадис слабый, а Аллах знает лучше!
Люди просили Великого и Могучего Аллаха походатайствовать за них перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха, для того, чтобы он помолился за них. Но, вне всякого сомнения, Аллах намного превыше этого. Человек просит кого-то походатайствовать перед кем-то, если нуждается в этом третьем, а Аллах Сам является Владельцем всех вещей. Он управляет сердцами. В Его Руках власть, в Его Руках небеса и Земля, в Его Руках сокровища. Всевышний Аллах сказал:
﴾ وَإِن مِّن شَيْءٍ إِلاَّ عِندَنَا خَزَائِنُهُ وَمَا نُنَزِّلُهُ إِلاَّ بِقَدَرٍ مَّعْلُومٍ ﴿
«Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере». (Сура аль-Хиджр, аят 21)
Рабы нуждаются в Аллахе, а Он намного величественнее их. Все творения ничтожны и презренны по сравнению с Великим и Могучим Господом. Поэтому нельзя делать Аллаха посредником перед каким-либо творением. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, воскликнул:
«Пречист Аллах! Пречист Аллах!» Он продолжал повторять эти слова, подчеркивая совершенство и непорочность Господа и свидетельствуя о том, что все божественные качества далеки от малейших недостатков, пока его недовольство не отразилось на лицах его сподвижников. Это - проявление гнева ради Всевышнего Аллаха. Пусть Аллах благословит и ниспошлет мир пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха)! Он больше всех знал о своем Господе.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Порицание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к словам сказавшего:
«Мы просим Аллаха, чтобы Он походатайствовал перед тобой...».2. От этих слов Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, настолько изменился в лице, что это заставило измениться и лица его сподвижников.
3. Слова
«...и просим тебя, чтобы ты походатайствовал пред Аллахом» им не были запрещены.
4. Тафсир слов «Субханаллах!»
5. Мусульмане обращались к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами прочесть молитву о ниспосылании дождя.
саляф форум