[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Большие грехи: Оставление намазаВсевышний Аллах сказал:
فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ
أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ
غَيًّا إِلَّا مَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَأُوْلَئِكَ
يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ وَلَا يُظْلَمُونَ شَيْئًا
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно» (сура «Марьям», 59-60).
Также Всевышний Аллах сказал:
فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ
«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (сура «аль-Маун», 4-5).
Также Всевышний Аллах сказал:
مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ
«Что привело вас в Преисподнюю?» Они скажут: «Мы не были среди тех, которые совершали намаз» (сура аль-Мудассир, 42-43).
Пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Между нами и ними – обязательство совершения намаза. Тот же, кто оставил намаз, тот впал в куфр» (ат-Тирмизи, 2623).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву» (аль-Бухари, 553).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Между рабом и многобожием – оставление молитвы» (Муслим, 82).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Тот, кто оставил молитву сознательно, тот лишился покровительства Аллаха» (Ахмад, 421/6).
Также Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет доли тому, кто, будучи в исламе, не совершает намаз».
Передается от Абу Хурейры, что он
сказал: «Сподвижники пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم не считали
куфром оставление чего-либо из поклонения, кроме оставления намаза»
(ат-Тирмизи, 2624, аль-Хаким, 7/1).
Также Ибн Хазм сказал: «Нет греха после
самого великого греха – несовершения намаза в предписанное время и
убийства верующего не по праву».
Также передается от Абу Хурейры, что пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Первое из деяний, за
которое будет спрошен раб в Судный День – это его намаз. Если же его
намаз будет в порядке, то он один из преуспевших, если же нет, то он
один из потерпевших убыток» (ат-Тирмизи, 411).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Мне было велено сражаться с
людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме
Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы
и выплачивать закят, а если они будут делать всё это, то защитят от
меня свою жизнь и своё имущество, (которых впредь их могут лишить не
иначе как) по праву Ислама, и (тогда) отчёта с них (вправе будет
требовать только) Аллах». (аль-Бухари, 25).
Также передается от Абу Саида, что однажды один человек сказал: «О, посланник Аллаха, побойся Аллаха!» На это пророкصلى الله عليه وسلمсказал
: «Горе тебе, а разве из всех живущих на земле не подобает именно мне бояться Аллаха больше всего?!»Тогда этот человек ушёл, а Халид бин аль-Валид сказал
: «О, посланник Аллаха, не отрубить ли ему голову?» Пророкصلى الله عليه وسلم сказал
: «Нет, ибо, возможно, что он из тех, кто совершает намаз»(аль-Бухари, 4351).
Также передается, что пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Тот, кто не будет соблюдать
молитву, тот лишится нура (света), аргумента и спасения, и в Судный
День будет вместе с Каруном, Фирауном, Гьаманом и Умеййей бин Халяфом»(Ахмад, 169/2).
Все эти аяты и хадисы указывают нам на
то, что оставление намаза является чуть ли не куфром (неверием), однако
пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم , обращаясь к Муазу, сказал:
«Аллах запретил огню
касаться любого человека, который засвидетельствует, что нет бога, кроме
Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха»(аль-Бухари, 128).
Отсюда следует, что тот, кто не совершил
молитву в предписанное время, – совершил большой грех, а тот, кто не
совершает молитву вообще, является одним из потерпевших убыток, который
погряз в совершении большого греха.
Шейх Ибн Усеймин сказал:
В этом вопросе среди ученых прошлых
веков и современных ученых нет единого мнения. Имам Ахмад ибн Ханбал
считает того, кто оставил молитву, к̀афиром (неверующим), который вышел
из ислама и который заслуживает смертной казни, если не покается и не
вернется в лоно ислама. Имамы Абу Ханифа, Малик и аш-Шафии считают
оставляющего молитву ф̀асиком (нечестивцем), который не выходит из
ислама. Эти ученые разошлись только в применении наказания по отношению к
этому фасику. Имамы Малик и аш-Шафии считают, что его надо казнить, а
имам Абу Ханифа считает, что такой фасик подвергается наказанию,
вынесенному по решению судьи, кроме смертной казни.
Итак, если этот вопрос является спорным,
и ученые разногласят в нем, мы обязаны вернуться к Корану и к Сунне
нашего пророка صلى الله عليه وسلم , так как Всевышний Аллах сказал:
وَمَا اخْتَلَفْتُمْ فِيهِ مِن شَيْءٍ فَحُكْمُهُ إِلَى اللَّهِ
«Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом» (сура «аш-Шура», 10).
فَإِن
تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن
كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَٰلِكَ خَيْرٌ
وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا
«Если же вы станете препираться о
чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете
в Аллаха и Последний день» (сура «ан-Ниса», 59).
Для каждой из двух сторон доводы и
аргументы другой стороны не будут иметь силу, потому что каждый считает,
что его мнение правильное. Так ни одна из сторон не примет доводы
другой стороны. Поэтому необходимо обратиться к третьей стороне – это
Корану и Сунне пророка صلى الله عليه وسلم. Если же мы рассмотрим
существующее разногласие в свете Корана и Сунны, то увидим, что оба эти
источника указывают нам на то, что оставление молитвы является большим
куфром (неверием), которое выводит человека из ислама.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
فَإِن تَابُواْ وَأَقَامُواْ الصَّلاَةَ وَآتَوُاْ الزَّكَاةَ فَإِخْوَانُكُمْ فِي الدِّينِ
«
Но если они раскаются и будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере» (сура «ат-Тауба», 11).
Также Всевышний Аллах сказал:
فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
«
После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло)» (сура «М̀арьям», 59).
إِلَّا مَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَأُوْلَئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ وَلَا يُظْلَمُونَ شَيْئًا
«…кроме тех, которые раскаялись,
уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не
поступят несправедливо» (сура «Марьям», 60).
В пятьдесят девятом аяте суры «Марьям»
мы видим положение, касающееся тех, кто оставил молитву и последовал за
своими страстями, а в шестидесятом аяте той же суры мы видим, что Аллах
говорит:
إِلَّا مَن تَابَ وَآمَنَ
«…кроме тех, которые раскаялись и уверовали…» (сура «Марьям», 60).
В аяте под номером пятьдесят девять суры
«Марьям» Всевышний Аллах говорит, что те, кто оставил молитву и
последовал за своими страстями, не являются верующими.
В аяте суры «ат-Тауба» (см. выше)
Всевышний Аллах устанавливает три условия для утверждения братства между
верующими и многобожниками:
- Раскаяние в совершении многобожия.
- Совершение молитвы.
- Выплачивание закята.
Отсюда следует, что если многобожники
раскаются в совершении ширка, но не станут совершать молитву и
выплачивать закят, они не будут нашими братьями по вере. Также если они
станут совершать молитву, но не будут выплачивать закят, в такой
ситуации они также не будут нашими братьями по вере. То есть братство в
религии отрицается только тогда, когда человек выходит из религии
полностью. Другими словами, братство в религии не отрицается посредством
фусука (нечестия) или
куфра дуна куфр (неверия, не выводящего из религии).
Приведем несколько аятов в качестве примера. Всевышний Аллах сказал:
فَمَنْ عُفِيَ لَهُ مِنْ أَخِيهِ شَيْءٌ فَاتِّبَاعٌ بِالْمَعْرُوفِ وَأَدَاءٌ إِلَيْهِ بِإِحْسَانٍ
«Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом» (сура «аль-Бакара», 178).
Из этого аята мы видим, что Аллах сделал
убийцу, который совершил преднамеренное убийство, братом убитому, не
смотря на то, что преднамеренное убийство является одним из больших
грехов, согласно словам Аллаха:
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا
مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا وَغَضِبَ اللَّهُ
عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا
«Если же кто-либо убьет
верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он
пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит
ему великие мучения» (сура «ан-Ниса», 93).
Приведем еще один аят в качестве примера. Всевышний Аллах сказал:
وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (сура «аль-Худжурат», 8).
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ
«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев» (сура «аль-Худжурат», 9).
В этих последних двух аятах мы видим,
что Аллах установил братство между группой верующих, которые должны
стараться примирить две другие группы верующих, которые сражаются друг с
другом, не смотря на то, что сражение с верующим является куфром
(неверием), согласно хадису, переданному от Ибн Масуда, в котором пророк
Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Поношение мусульманина – это нечестие, сражение же с ним – куфр» (аль-Бухари).
Здесь речь идет о куфре, который не
выводит человека из ислама, иначе бы нарушалось братство, поэтому в
приведенных выше аятах имеется указание на братство, которое сохраняется
даже во время сражения.
Поэтому знай, что оставление намаза –
это куфр, который выводит человека из религии. Если бы оставление намаза
было бы нечестием или
куфром дуна куфр (куфром, не выводящим
из религии), то тогда бы братство не отрицалось (см. выше аят 11 из суры
«ат-Тауба»), как не отрицается братство при убийстве верующего или
сражении с ним.
В Сунне пророка Мухаммада صلى الله عليه
وسلم также есть доказательства того, что оставление намаза является
большим куфром, который выводит человека из ислама. Пророк Мухаммад صلى
الله عليه وسلمсказал:
«Поистине, между человеком и ширком с куфром – оставление намаза» (Муслим, 82).
Также пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«Между нами и ними – обязательство совершения намаза. Тот же, кто оставил намаз, впал в куфр»(ат-Тирмизи, 2623).
В этом хадисе под куфром подразумевается
куфр, который выводит человека из ислама, так как пророк صلى الله عليه
وسلم поставил молитву в качестве разделения между верующими и
неверующими. Также известно, что религия кафиров – это не исламская
религия, и тот, кто не будет выполнять эту обязанность (совершение
молитвы), окажется среди неверующих.
В другом хадисе от Ибн Малика передается, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
«Самыми лучшими
руководителями среди вас будут те, которых вы будете любить и которые
будут вас любить. А самыми плохими будут те, которых вы будете
ненавидеть и проклинать и которые вас будут ненавидеть и проклинать». Его спросили: «А не враждовать ли нам с ними мечом?» Он сказал:
«Нет, пока они не перестанут совершать намаз».В этом хадисе содержится доказательство
дозволенности вооруженного выступления против правителей, если они не
будут совершать намаз, т.е. если правители не покажут явный куфр, – в
противном случае вооруженная борьба против них не разрешена.
Также передается от Убады ибн ас-Самита, что он сказал:
«Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم
призвал нас, и мы поклялись ему, что будем слушаться и подчиняться в
том, что нам нравится и не нравится, в легком и трудном, как бы мы не
любили себя. Также мы поклялись не бороться против правителей». Он
сказал:
«Только если вы не увидите от них явный куфр, тогда у вас есть право от Аллаха(на
борьбу с ними)». В этих хадисах мы видим, что если правители оставят
намаз, т.е. проявят явный куфр, то это даст право на вооруженную борьбу
против них, и это право установил сам Аллах.
В Коране и Сунне вообще не говорится,
что тот, кто оставил намаз – не кафир, или что он является муъмином
(верующим). Все, что пришло в священных текстах связанных с этим
вопросом, указывает на достоинство единобожия, свидетельства, что нет
божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его посланник, либо указывает
на определенные ограничения или условия, связанные с самим аятом или
хадисом, которые запрещают оставление намаза с каким-то другим
действием, либо какие-то определенные положения, при которых человек
имеет оправдание на оставление намаза.
Кто-то может спросить: разве не могут
священные тексты нести смысл, который указывает на куфр того, кто
оставил намаз, отрицая его обязательность?
Мы ответим: нет, такого не может быть, так как такое понимание несет некоторые сложности.
- Отмена того, что подразумевал Творец, и с чем Он связал Свое решение касательно того или иного вопроса.
Например, в этом вопросе Творец связал
Свое постановление о куфре того, кто оставил намаз, без какого-либо
отрицания, определив братство в религии на основе совершения намаза без
признания его обязательности. Всевышний Аллах не сказал в Коране: «если
они раскаются и признают обязательность молитвы, а сказал:
«если они раскаются и будут совершать намаз». Также
и пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلمне сказал, что между человеком и
ширком с куфром стоит отрицание обязательности намаза, а сказал:
«Между человеком и ширком с куфром – оставление намаза». Он не сказал: «Между нами и ними – признание обязательности намаза, кто
отрицает его обязательность, тот впал в куфр, а сказал:
«Между нами и ними – обязательство выполнения намаза; тот, кто оставил молитву, впал в куфр». Если бы это подразумевал Всевышний Аллах и его посланник صلى الله عليه
وسلم, то тогда бы было отступление, противоречащее разъяснению, с
которым пришел Коран. Всевышний Аллах сказал:
وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِّكُلِّ شَيْءٍ
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (сура «ан-Нахль», 89).
وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ
«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (сура «ан-Нахль», 44).
- Значение, описанное Творцом, утрачивает свой смысл как предмет хукма (шариатского положения).
Получается так, что отрицание
обязательности пяти намазов становится причиной куфра для тех, кто не
имеет оправдания по незнанию, причем не имеет значения, совершает он
намаз или оставляет его. Другими словами, если человек совершает намаз,
соблюдая все
арканы (столпы) и
шуруты (условия), но отрицает его обязательность, не имея на это
узур биль джахль (оправдание по незнанию), он автоматически становится кафиром, даже
если не прекращает совершать намаз. Отсюда следует, что священные тексты
не несут такого смысла, и подобное понимание этого вопроса не является
правильным. Истина же состоит в том, что тот, кто оставил совершение
намаза, является кафиром, который вышел из ислама. Также есть хадис, в
котором четко и ясно говориться, что тот, кто оставил намаз
преднамеренно, впал в куфр, который вывел его из религии. От Убады ибн
ас-Самита передается, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
«Ни в чем не придавайте
Аллаху сотоварищей, не оставляйте намаз преднамеренно. Тот же, кто
оставил намаз преднамеренно, вышел из религии» (передано в «Сунан» Ибн Аби Хатима).
Кто-то может спросить: может ли под куфром того, кто оставил намаз, пониматься
куфр дуна куфр (неверие, не выводящее из религии), как, например слова пророка صلى الله عليه وسلم:
«Поношение мусульманина – нечестие, а сражение с ним – куфр»?Мы отвечаем: это возможно, но если сделать сравнение, то мы увидим, что это не правильно по многим причинам:
- Пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сделал намаз границей,
разделяющей между куфром и иманом, между верующими и неверующими.
Граница же разделяет и отделяет одно от другого, и то, что является
абсолютно разным, не может быть одним целым.
- Поистине, намаз является одним из столпов ислама, и тот, кто не совершает намаз, разрушает этот столп своей религии.
- Наличие других священных текстов, указывающих на куфр, который выводит из религии оставляющего намаз.
- Употребление слова «куфр» с определенным артиклем алиф-лям (ال – «аль») и без него несет разный смысл. Например, пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم сказал:
«بين الرجل و بين الشرك و الكفر»
«Между человеком, ширком и куфром…»В этом хадисе мы видим, что слово куфр
стоит в определенном состоянии, так как имеет определенный артикль
«аль», что указывает на абсолютный куфр, который выводит человека из
ислама. Если же слово куфр стоит без определенного артикля или пришел
глагол
кафара (
كَفَرَ), то это указывает на то или иное действие из куфра, который не выводит из ислама.
Итак, подводя черту под вышесказанным,
мы видим, что большинство сподвижников считали оставление намаза куфром,
выводящим из религии. Известный имам Исхак ибн Рахавайх сказал, что
достоверны слова пророка صلى الله عليه وسلم , где он сказал, что
человек, оставляющий намаз, является кафиром. Такого же мнения
придерживались сподвижники пророка صلى الله عليه وسلم: Умар ибн
аль-Хаттаб, Абдуррахман ибн Ауф, Муаз ибн Джабаль, Абу Хурейра, Абдуллах
ибн Масъуд, Абдуллах ибн Аббас, Джабир ибн Абдуллах и Абуд-Дарда, а
также великие ученые исламской уммы, как Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн
Рахавайх, Абдуллах ибн аль-Мубарак, ан-Нихаи, Абу Амр, Аюб ибн Аби
Тамима, Абу Давуд ат-Таялиси, Абу Бакр ибн Аби Шейба, Захир ибн Харб и
другие.
Кто-то может задать вопрос: какой ответ
нам следует давать тем, кто приводит доказательства того, что
оставляющий намаз не является кафиром?
Мы отвечаем, что в этих доказательствах,
которые нам приводит противоположная сторона, не приходит и не
говорится, что тот, кто оставил намаз, не впал в куфр, или что он
является верующим, или что он не зайдет в огонь, или что он будет в Раю.
И тот, кто задумается над их доказательствами, увидит, что они не
противоречат доказательствам тех, кто говорит, что оставление молитвы
является куфром.
Перевод сделан по книге Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «Шарх китаб аль-Кабаир» имама аз-ЗахабиИсточник