Время ночной молитвы (аль-‘Иша)
Когда ангел Джибриль (мир ему) обучал временам молитв пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему:
«Совершай ночную (‘иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря». ан-Насаи, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 250.
До какого времени длится ночная молитваЧто же касается того, до какого времени
длится молитва ‘иша, то в этом есть разногласие. Одни ученые сказали,
что время молитвы ‘иша длится до времени наступления утренней молитвы, а
другие сказали, что время этой молитвы только до середины ночи. Что
касается тех, кто говорил, что время этой молитвы длится до середины
ночи, то они опирались на прямой текст хадиса пророка (мир ему и
благословение Аллаха), указывающий на это:
«Время молитвы ‘иша до середины ночи!» Муслим 612.
Что же касается ученых, которые считали, что время ночной молитвы длится до утренней, то они опирались на хадис:
«Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» Муслим 681.
Таким образом, из этого хадиса понимается, что время каждой молитвы длится до наступления следующей.
Однако ученые, придерживающиеся
противоположного мнения, возразили на это доказательство и сказали, что
это обобщенный хадис, а хадис: «Время молитвы ‘иша до середины ночи»
является конкретизирующим! Более того, они опровергли это мнение тем,
что сами сторонники того мнения, что ночная молитва длится до утренней,
были единогласны в том, что время утреней молитвы не длится до
наступления обеденной. А если брать в доказательство этот же хадис, то
по аналогии из него можно понять, что время утренней молитвы длится до
наступления обеденной.
Таким образом, мнение тех, кто считает,
что время ночной молитвы длится до середины ночи, является правильным. И
оно также подтверждается мнением сподвижников. Однажды ‘Умар ибн
аль-Хаттаб написал Абу Мусе аль-Аш’ари (да будет доволен ими Аллах):
“Совершай
молитву ‘иша в первую треть ночи, а если ты ее затянешь, то до середины
ночи, и не будь из числа проявляющих халатность!” Малик 1/96, Ибн Абу Шайба 1/330, ат-Тахауи 1/94. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Что касается ночи, то она начинается с
заката солнца и длится до наступления времени утренней молитвы. См.
«Шархуль-мумти’» 2/110.
О желательности откладывания ночной молитвы
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
“Однажды
посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) задержал молитву ‘иша
до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел,
совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей»”.Муслим 219.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Если
бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им
откладывать совершение молитвы ‘иша до первой трети ночи или до середины
ночи». ат-Тирмизи 167, Ибн Маджах 691. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Однако, если откладывание молитвы ‘иша
приведет к уменьшению численности молящихся в групповой молитве, то
лучше совершить ее в начале времени. Джабир рассказывал:
“Иногда
пророк (мир ему и благословение Аллаха) торопился с ночной молитвой, а
иногда медлил с ней. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал
молитву пораньше. Когда же люди запаздывали, он откладывал намаз”. аль-Бухари 568, Муслим 1/233.
Совершение ночной (‘иша) молитвы в
начале ее времени в джама‘ате лучше, чем совершение этой молитвы одному,
но в первую треть ночи.
К Исламу