С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:
Достопочтенный шейх Абу ‘Абдур-Рахман Яхья ибн ‘Али Аль-Хаджури:
Где находятся дети в групповом намазе? Перед первым рядом, или в отдельном для них ряде, или расставляются между рядами, или читают отдельной группой не связанной с группой мужчин? Потому что люди:
Во-первых: Получают от них вред.
Во-вторых: Из-за них происходит беспорядок, и сбивание с толку совершающих намаз.
В-третьих: Говорят что они обрывают ряд из-за того что они не различают, не берут качественно омовение и не совершают качественно намаз, и да одарит вас Аллах всем благом.
Твои дети из Хадрамаута города Суюн района БурОтвет: Ставить детей перед первым рядом является ошибкой, исходя из слов пророка (мир ему и благословение Аллаха):
إنما جعل الإمام ليؤتم به«Поистине имам поставлен для того, чтобы вы следовали за ним».Еще большая ошибка ставить детей наравне с имамом или перед ним. Ставить их в первом ряду так же является ошибкой, исходя из слов пророка (мир ему и благословение Аллаха):
ليليني منكم أولوا الأحلام والنهى ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم«Пусть становятся за мной зрелые и разумные (мужчины), за ними – следующие, а за ними – следующие».Ставить их в отдельном ряде ошибка, так как не приходит ничего достоверного относительно этого, во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и после него.
Делать для них отдельную группу, в то время когда это является временем для группового намаза мужчин, и так же до или после группового намаза, ошибка. Так как если сделать им отдельный групповой намаз, во время группового намаза мужчин, то получится два групповых намаза в одно и тоже время, а это запрещено. А если же намеренно запоздать с намазом, так чтобы прочитать его после мужчин, то это не правильно, из-за побуждения к объединению мусульман. Это является нововведением, делать для мальчиков отдельный групповой намаз. То, что они не будут совершать намаз вместе с мужчинами нововведение. Правильно же будет то, что каждый ребенок будет совершать намаз рядом со своим опекуном. Каждый мальчик совершает намаз рядом со своим опекуном, будь то отец, брат или учитель. Совершает намаз рядом с ним и это сдерживает его. Если мальчик будет совершать намаз рядом с отцом или опекуном, то он будет боятся играть, не осмелится играть рядом с тем кого боится.
Когда же начинают играть больше? Если они совершают намаз группой или в одиночку, или если собираются в одном месте больше одного. И таким образом, каждый из них начинает стукать друг друга. Смеется этот и смеется другой. Совершает «саджда» (земной поклон) поворачивается к своему другу, который также в «саджда», и начинают друг друга щипать в намазе. Тянет руку к своему брату и щипает его. А так же совершают другие движения и действия, которыми сбивают с толку самих себя и людей. Попробуйте, если будут совершать намаз около трех мальчиков перед людьми, как они отвлекают совершающих намаз в ряду, этими движениями, толкания, щипания, стуканье или стояние на ноге соседа вместо того, чтобы соединить щиколотку со щиколоткой. Ставит ногу на чужую ногу, а тот толкает его и ставит свою ногу на его ногу, отвечает взаимностью. Целая битва в намазе. Надо делать так, чтобы они избегали этих дел. Каждый ребенок должен стоять рядом со своим опекуном, который будет обращать внимание на него. И если дети закончат намаз, то надо их вернуть обратно в кружки, где они занимались при мечети. Каждый возвращает своего мальчика на свое место, где он занимался, так будет правильно. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) и другие сахабы совершали намаз в рядах с людьми без этих новых правил, к которым привыкли обычные люди. Даже есть из простых людей, кто сердится из-за прихода мальчиков в мечети. Они берут себе в довод слабый хадис:
جنبوا مساجدكم صبيانكم ومجانينكم«Не допускайте ваших детей и сумасшедших в ваши мечети».
Хадис недостоверный по всем путям его передачи, и является «Мункар» (это такой хадис, который передавал слабый передатчик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия). Ему противоречат множество доказательств, в частности что касается мальчиков. Наоборот, они предпочитали приходить с ними в мечети, чтобы обучить и приучить их совершать добро и посещать уроки при мечетях. Ибн ‘Умар, будучи маленьким, а вы знаете этот хадис, когда спросил Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
شجرة تشبه المؤمن أخبروني ماهي؟«Дерево подобно верующему, скажите мне, что это за дерево?» сказал:
«Я посчитал, что это пальма, но увидев среди присутствующих Абу Бакра и ‘Умара побоялся». То есть побоялся из почтения ответить, в то время как там присутствовал Абу Бакр и ‘Умар. Но когда он оповестил своего отца (‘Умара) об этом, ‘Умар сказал:
“Если бы ты ответил, мне было бы любимее это чем то-то и то-то”. ‘
Амр ибн Салима Аль-Джурми был имамом в намазе для своего племени в семь лет, как об этом приходит в достоверном сборнике. Если было пригожим совершать намаз имамом для племени в этом возрасте, неужели будет считаться не правильным совершать групповой намаз вместе с людьми в одном ряду, даже если это будет первым рядом? Но только он должен стоять в стороне от имама, не должен стоять за имамом, так как для этого места есть особенные люди, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ليليني منكم أولوا الأحلام والنهى«Пусть становятся за мной зрелые и разумные (мужчины)».Нет ничего плохого в том, чтобы первый ряд занимали знающие мужчины, и это считается правильным в этом вопросе. Не сбиваются с толку совершающие намаз и не делаются нововведения относительно мальчиков и их построения в намазе, но делаем и принимаем так как указано сунной.
Спрашивающий: Если ответственный за мальчика находится в первом ряду, сразу за имамом, значит ли это то, что его сын совершает намаз рядом с ним? Или тогда он ставит его впереди или позади себя?
Ответ: Мужчина остается стоять за имамом, но сына рядом с собой не ставит, исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
ليليني منكم أولوا الأحلام والنهى«Пусть становятся за мной зрелые и разумные (мужчины)».А если же мальчик, не совершает омовение, не различает и не понимает намаз, то нет ничего плохого в том, чтобы поместить его перед собой. И нет разницы, совершает он намаз или нет в этом младенческом возрасте. Обучает его, или ставит позади него во втором ряду, рядом с разумным, подальше от детей, нет ничего в этом плохого. А что касается того, чтобы поставить его рядом с собой за имамом, то это ошибка, исходя из выше упомянутого хадиса. А если же он считает, что он боится за сына, что он выйдет из намаза и убежит играть в какие-то игры, или может выйти из мечети, то в данном случае он может встать позади ряда с ребенком или взять для себя и своего сына место, в стороне от имама и совершать намаз рядом с сыном. Это для него лучше, чем совершать намаз за имамом и оставлять сына совершать какую-то часть намаза, а потом выходит из него. Потому что некоторые из мальчиков получив возможность совершить намаз, совершают несколько “рака’атов”. После чего если возникает возможность выйти из намаза, выходит из него, в то время когда люди находятся в “руку’е” (поясной поклон) или в “саджда” (земной поклон). Выходит играть, это может сбить с толку мысли его опекуна. Ребенок может выйти играть, после чего подерется с детьми, получит вред. Это из того что известно когда дети контактируют друг с другом.
‘Аср, воскресенье 15 Раджаб 1431 х.Источник
Перевел Абу Идрис Динар, 22 зуль Хиджа 1431 х. г. КаирИ в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!