Хвала Аллаху Господу миров. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и нет у Него сотоварищей. Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, мир ему и благословение Всевышнего, а также всей его семье и сподвижникам.
Посредством молитвы человек раскрывает свое сердце перед Аллахом, приближается к Нему. Молитва помогает душе развиваться и самосовершенствоваться в лучах искренней Веры. Это готовит верующего к благородной и достойной жизни в этом мире и к вечному счастью в мире будущем. Молитва, как один из видов поклонения, существовала у всех народов, во всех Шариатах; к ней призывали все без исключения посланники. Общаясь непосредственно с Творцом небес и земли, молящийся, тем самым, укрепляет эту драгоценную связь. Важность молитвы в Исламе выражается в том, что она является одним из центральных столпов религии. Нам было велено исполнять её надлежащим образом так же, как исполнял её сам посланник Господа миров (мир ему и благословение Аллаха). Молитва — это последняя грань, с потерей которой исчезает вся религия. Именно о молитве в первую очередь будет спрошен раб Аллаха в Судный День. Молитва — это самое яркое отличие между верой и неверием.
Аллах (Свят Он и Велик) сделал молитву благим запасом мусульманина, в ней он находит отдых и радость, она дает ему силу и решимость. Молитва развеивает одиночество путника, сокращает дальность его пути, связывает его с Аллахом и дает ему почувствовать близость к своему Господу. С молитвой уходят печали и скорби, отстраняется зло, а на их место приходит душевный и телесный покой и умиротворение.
В связи с тем, что многие мусульмане совершают упущения в молитве и не в полной мере руководствуются сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха) при её совершении, было решено написать эту небольшую статью, составленную на основе книги имама ибн аль-Кайима «Обильный дождь благодатных слов». Просим Наищедрейшего Аллаха, Господа великого Трона, чтобы эти слова принесли людям пользу. Просим Его, чтобы Он помог имамам мечетей, проповедникам, муаззинам и всем молящимся следовать пути посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), идти по его стопам, руководствоваться его примером во всех делах, и в том, что касается молитвы в частности. Также просим Аллаха принять у мусульман их молитвы и все праведные дела и сделать их среди тех, кто идёт по прямому пути и подает другим благой пример.
Повороты в молитве
Повороты во время молитвы бывают двух видов:1.
Первый вид – это когда человек отворачивается своим сердцем от Аллаха, в сторону кого-то или чего-то другого.
2.
Второй вид – когда человек поворачивается телом во время молитвы или бросает взгляды из стороны в сторону.
- Оба эти вида являются запретными.
Если молящийся проявит смирение в своей молитве и сконцентрирует свои мысли на общении с Аллахом, это поможет ему, и не даст посторонним мыслям овладеть его разумом. Если же что-то, не связанное с молитвой, одолеет человека и займёт его помыслы, то шайтан тут же находит себе лазейку к такой молитве, чтобы испортить её или понизить её качество, насколько это возможно. Когда человек отвлекается от основной цели молитвы, то он сам приглашает сатану похозяйничать в своем поклонении, и тогда, конечно же, на молящегося сваливаются всевозможные наущения и отстраненныё мысли.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
فإذا صليتم فلا تلتفتوا, فإن الله ينصب وجهه لوجه عبده في صلاته ما لم يلتفت«Когда вы молитесь, то не поворачивайтесь, воистину Аллах устремляет Свой Лик к лику Своего раба, когда он пребывает в молитве, до тех пор, пока он не начнет поворачиваться».[1]
Аллах всегда будет обращать Лик к рабу Своему, до тех пор, пока тот будет сосредоточен на своей молитве, но если молящийся начнет отворачивать своё сердце от молитвы или бросать взоры по сторонам, то и Аллах отворачивается от такой молитвы.
Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о поворотах, которые человек совершает в молитве, и он сказал:
هو اختلاس يختلسه الشيطان من صلاة العبد
«Это ловкая кража совершаемая шайтаном из молитвы раба божьего».[2]
Человека, который вертится в молитве, можно сравнить с тем, кого позвал к себе царь, затем усадил его напротив себя и начал говорить с ним. В это время приглашённый не обращает внимания на правителя, смотрит по сторонам, отвлекается, думает о своих делах, и вообще не понимает, с кем он сейчас разговаривает. Как вы думаете, какое мнение будет у правителя об этом человеке, и насколько хорошо он будет расположен к такому подданному?! В лучшем случае такой человек покинет резиденцию царя, находясь под его гневом и недовольством.
Разве сравнится нерадивый молящийся с тем, кто обращается к Аллаху с полным смирением, направив все свои помыслы к Нему, наполнив сердце своё осознанием, что стоит перед Господом миров?! Чувства искреннего молящегося переполнены ощущением величественности Господа, сознание пребывает в покорности одному Аллаху, он стесняется даже подумать о ком-то или о чём-то другом помимо Аллаха.
Разницу между этими двумя молитвами хорошо описал Хассан ибн `Атыйя, он сказал: «Возможно, два человека совершают одинаковую молитву, однако разница в степенях между ними, как между небом и землёй. Это потому, что один обратил сердце своё к Аллаху (Велик Он и Славен), а другой молится небрежно и невнимательно. Ведь если даже человек обратится к кому-то из творений Аллаха с речью, в то время как их будет отделять какая-то завеса, то восприятия между ними не будет, и они не смогут сблизиться. Так что же вы думаете об общении с Творцом (Велик Он и Славен)?!».
Если молящийся обратится к своему Создателю, и будет говорить с ним через завесу бесполезных мыслей и неуместных желаний, то душа будет занята лишь этой завесой. Как же человек может быть сосредоточен на своей молитве, если наущения увлекли его сердце и овладели разумом, не оставив там места для общения с Аллахом?!
Путь шайтана к разрушению молитвы
Если раб Аллаха встаёт на молитву, то шайтан начинает кипеть от злобы, ведь человек приступает к величайшему из дел. Это дело, которое любимо Аллаху и ненавистно шайтану. Молитва тяжелее всего переносится последователями Иблиса, поэтому они прилагают все возможные усилия, чтобы молитва не была осуществлена как положено. Демоны отвлекают человека, соблазняют, заставляют забыть о молитве, и стараются нарушить её всеми доступными для них средствами. Сторонники тьмы стараются заставить мусульманина пренебрегать молитвой и относиться к ней небрежно, пока тот не оставит её окончательно.
Если же шайтану не удается отвести мусульманина от совершения молитвы, и раб Аллаха не поддается на дьявольские уловки, то враг Аллаха подступает к его молитве и мешает ему контролировать сердце и душу. Сатана напоминает молящемуся то, о чем он не мог вспомнить до молитвы. Возможно, человек забыл что-то, в чем он сильно нуждался и уже потерял надежду вспомнить, но во время молитвы «некто», словно, напоминает ему о забытом, чтобы отвлечь его сердце от молитвы посторонними мыслями. Враг Аллаха желает отвратить рабов божьих от своего Господа, заставить их совершать молитву, лишённую души и искренности, чтобы она не была принята Всевышним Аллахом, и не приближала молящихся к своему Творцу. Если не удается отвратить человека от молитвы полностью, то все свои устремления подлый дьявол направляет на то, чтобы лишить молитву внутреннего содержания, сделать из неё ничего не стоящую пустышку. Если ему удается задуманное, и человек делает то, что угодно Иблису, тогда человек завершает свою молитву, но грехи которые должны были покинуть его остаются при нём, а в книге добрых дел не появляется новых записей.
Какая молитва стирает грехи?
Грехи стираются той молитвой, в которой выполнено всё необходимое. Грехи уходят, если молитва совершена с искренностью, смирением и богобоязненностью. Когда молящийся встаёт перед Аллахом, то поклонение телом должно сопровождаться стремлением и работой души, потому что основа поклонения лежит в сердце. После такой молитвы мусульманин чувствует легкость в душе, словно груз свалился с его плеч, он ощущает прилив сил, спокойствие и бодрость. В конце такой молитвы у молящегося бывает желание тянуть эту молитву и никогда её не заканчивать, потому что он наслаждается ею и успокаивает свою душу. В молитве, которая стирает грехи, верующий чувствует себя так, словно он находится в прекрасном тихом саду, он находит в ней отдых от тягот этого мира. Узнав вкус искренней молитвы, верующий всегда стремится снова вернуться к ней, словно человек, находящийся в заточении, стремиться к свободе и мечтает вновь вдохнуть полной грудью свежего вольного воздуха.
Молитва – отдых верующего
Те, которые любят Аллаха говорят: «Мы молимся и отдыхаем, совершая молитву». Также сказал и предводитель всех верующих, образец для их подражания, пророк Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха):
يا بلال أرحنا بالصلاة«О, Билял, (призови людей) и дай нам отдохнуть в молитве»[3].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил:
جعلت قرة عيني في الصلاة
«Усладой глаз моих была сделана молитва»[4]
Если молитва станет усладой для глаз мусульманина, то какая сила сможет удержать его от неё, и как он сможет обходиться без неё?!
Забота о молитве и утрата молитвы.Если человек молится, чувствуя движение своего сердца в направлении к Аллаху и наслаждаясь общением с Ним, то его молитва возносится в небеса, излучая блистательный свет, достигая Милостивого Господа (Свят Он и Велик).
Если же человек молится небрежно, лениво, не соблюдая правил и границ, без смирения в сердце, то его молитва распадается подобно тому, как распадается ветхая одежда, обнажая своего хозяина и оставляя его без защиты.
Принятая молитваЕсли человек хочет быть уверенным, что его молитва будет принята, то он должен сделать её так, чтобы она подобала величию Того, к Кому она обращена. Молитва, которая действительно достойна того, чтобы считаться мольбой обращенной к Аллаху, Господу миров, будет принята, с соизволения Всевышнего.
Дела, которые Аллах принимает
- Дела, которые принимает Аллах, бывают двух видов:
1.
Первый вид: когда раб Аллаха молится и делает другие дела поклонения, имея в сердце своём связь с Аллахом, постоянно помня о Нем. Дела такого раба предстают непосредственно перед Аллахом (Свят Он и Велик). Всевышний смотрит на эти дела и видит, что они были совершены с искренним сердцем и были посвящены только Ему, в поисках Его довольства. Аллах видит, что эти дела вышли из честного и благородного сердца, которое любит своего Создателя, желает приблизиться к Нему. Такими делами Аллах доволен, Он любит их и принимает.
2.
Второй вид: когда раб Аллаха совершает благие дела автоматически, по привычке, без концентрации внимания. Приступая к делу, он желает повиноваться Господу и приблизиться к Нему, тело его совершает все необходимые движения, однако сердце его отвлечено от поминания Аллаха. Когда такое дело поднимается к Аллаху (Велик Он и Славен), то оно не предстаёт перед Ним, и Всевышний не смотрит на него, однако такие дела вписываются ангелами в книги людских дел. Эти записи будут открыты в День Суда и подвергнутся анализу, и если в этих делах была какая-то часть искренности, то человек будет вознаграждён за это, а то, что не было совершено ради Лика Аллаха, будет отвергнуто.
Аллах принимает дела этого человека, потому что он имел правдивое намерение поклоняться Аллаху, и будет вознагражден за намерение. Принятие Аллахом дел будет выражено в награде, к которой стремился этот человек. Аллах наградит его чем-то из Своих райских творений: дворцами, замечательной едой, напитками и прекрасными супругами.
Что же касается первого вида, то такие люди были довольны и наслаждались самим праведным поступком, они стремились приблизиться к Аллаху, угодить Ему, их радовало само общение со своим Господом. Они стремились, в первую очередь, к довольству Всевышнего; таким Аллах даст награду без счета и приблизит их, поселив в высших степенях Рая.
Это – два вида молящихся, каждый из которых, по-своему, близок к Аллаху, однако первая категория получает неизмеримо большую награду, чем вторая, и находится дальше от искушений и грехов.
Очевидно, вы уже сделали выбор, к какому их двух видов молящихся вы хотели бы принадлежать.
Категории людей в молитве1.
Категория первая: это человек, который сам себе причиняет несправедливость, он небрежен к своей молитве, нерадив при совершении омовения, не соблюдает предписанного времени, не выполняет как положено столпы молитвы и её обязательные элементы.
2.
Категория вторая: тот, кто следит за временем молитвы, выполняет все столпы и внешние действия, правильно совершает омовение, однако он не придает значения душевной борьбе против внутренних наущений. Из-за отсутствия такой внутренней борьбы и пристального самоконтроля, мысли его отрешены от поминания Аллаха, что умаляет ценность его молитвы или уничтожает её полностью.
3.
Категория третья: в эту категорию входят те, кто внимателен в своих молитвах. Такие люди выполняют всё необходимое в практическом плане, соблюдают столпы и обязанности, но вместе с тем не забывают вести внутреннюю борьбу за очищение намерений и мыслей. Такие молящиеся бдительны в своих молитвах, они находятся в духовной борьбе, чтобы не дать врагу Аллаха возможности воровать что-то из своей молитвы.
4.
Категория четвертая: к этой категории относится люди, которые совершают молитву безупречно, они идеально выполняют все столпы молитвы и обязательные элементы, тщательно следят, чтобы ничто в их молитве не было сделано неверно или пропущено. Внимание таких людей приковано к качественному соблюдению всех сторон молитвы как в духовном плане, так и в практическом, они стремиться совершить акт поклонения Аллаху самым лучшим образом.
5.
Категория пятая: эта категория почти полностью совпадает с четвертой, но молитва этой категории отличается ещё тем, что молящийся настолько явственно ощущает связь со Всевышним, как будто он видит Его воочию и стоит непосредственно перед Ним. Сердце такого мусульманина во время молитвы, целиком и полностью направлено на общение со своим Господом, оно наполнено хвалой и любовью к Нему. В свете такой молитвы любые наущения шайтана просто невозможны, потому что нет никакой преграды между Аллахом и Его рабом, и шайтан не находит место, где он мог бы вставить своё слово. Если мусульманин во время намаза убирает все преграды и заслоны между собой и своим Господом, то эти преграды словно отодвигаются в стороны и теперь уже сами начинают защищать молитву человека от внешних факторов, влияющих на качество молитвы. Во время такой молитвы ничто не может помешать мусульманину. Шайтан не в состоянии преодолеть стену, которую раб Аллаха построил между собой и всем тем, что мешает ему общаться со своим Творцом.
- Первая категория будет наказана Аллахом.
- Вторая категория будет отчитана за свою нерадивость.
- Третей категории будут прощены грехи, и они будут очищены.
- Четвёртая категория будет вознаграждена великой наградой.
- Пятая категория – это приближенные рабы Аллаха, ведь усладой их глаз в этом мире была молитва, а тот, кто наслаждался молитвой в этом мире, в Мире Следующем будет наслаждаться близостью к Аллаху (Велик Он и Славен).
Подготовил Абу Ясин Руслан Маликов
На основе статьи
«Маратибу ан-наси фи ас-саля»--------------------------
* [1]Ат-Тирмизи (2863) и Ахмад (16718).
* [2] Аль-Бухари (751)
* [3] Абу Дауд (4985) и Ахмад (22578).
* [4] Ан-Насаи (3950) и Ахмад (13623).